«Использование ритуалов "прощания" для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО»
статья по психологии

Вишнякова Татьяна Сергеевна

Ритуалы прощания - помощники в адаптации к ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritualy_proshchaniya.docx26.8 КБ
PDF icon kartoteka_ritualov_proshchaniya.pdf230.27 КБ
PDF icon buklet.pdf1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 4 г. Челябинска»

454081, г.Челябинск, ул. Либединского, 35 Телефон: 772-06-72  ds4.chel@mail.ru

________________________________________________________________________

Статья:

 «Использование ритуалов "прощания" для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО»

        Составил: 

педагог-психолог

первой квалификационной категории

Вишнякова Т.С.

г. Челябинск

2023 г

Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитии человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая направленность.

Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие возраста. Для их становления требуется непременно участие взрослого и определенные педагогические воздействия.

В возрасте от 1.5 до 3х лет, а то и ранее, ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. С приходом в детский сад изменяется социальное положение ребенка. В семье он был центром внимания, а в детском саду становится членом детского коллектива.

Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ,  сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием со значимым взрослым.

В адаптационный период ребенок раннего возраста часто испытывает тревогу по поводу разлуки со значимым взрослым. Помимо того, что ребенок боится новых лиц, он также боится быть брошенным. Когда он не видит своего взрослого, он думает, что взрослый ушел навсегда. Из-за особенностей восприятия и мышления ему кажется, что если он не видит человека или предмет, то этот предмет или человек перестает существовать.

И даже в случае если прощание с родителем прошло безболезненно, и ребенок с хорошим настроением зашел в помещение группы, в течение дня он все же тоскует и может интересоваться, когда же за ним придут.

Чтобы сделать этот процесс привыкания к детскому дошкольному учреждению плавным, безболезненным и более успешным, необходимо создавать максимум условий.

Использование ритуалов «прощания» позволяет обеспечить психологическую безопасность и экологичность адаптационного процесса для всех участников образовательных отношений.

Ритуалы «прощания» - помощник в адаптации

Ритуалы – это определенные действия, у которых есть символическое значение.

В древние времена многочисленные ритуалы сопровождали всю жизнь человека – от рождения до смерти.

Ритуалы помогали людям поддерживать порядок в социуме, устраняли сомнения и создавали четкую структуру в хаосе жизни. Они давали людям уверенность и психологический комфорт.

В плане психологии мы не так уж сильно отличаемся от наших предков. Жизнь современного человека также пронизана ритуалами, как и много веков назад (постучать по дереву; посидеть на дорожку и т.д.).

Несмотря на развитие медицины, науки, технологий наша жизнь остается непредсказуемой и хаотичной. В таком хаосе и неопределенности человеческий мозг вынужден искать себе островок спокойствия и самостоятельно создавать уверенность в том, что все делается правильно и жизнь идет по плану.

Создание эффекта определенности – вот основная задача любого ритуала.

И это не просто теория. Необходимость и эффективность ритуалов для нашего спокойствия и благополучия доказана наукой.

В экспериментах американского психолога Николаса Хобсона эмпирическим путем было доказано, что ритуалы помогают успокоиться, чувствовать себя более уверенно.

Позднее пользу ритуалов также подтвердило исследование старшего преподавателя Гарвардской школы Элисон Вуд Брукс. По ее наблюдениям ритуальные действия перед выполнением задач, уменьшили беспокойство и улучшили результаты участников эксперимента.

Таким образом, ритуалы помогают человеку справится с беспокойством, обеспечивают уверенность и уменьшают интенсивность негативных эмоций в стрессовых ситуациях.

Внимательно изучив влияние ритуалов на психологическое состояние человека, мы решили применить данный культурно-исторический феномен для оптимизации адаптационного процесса.

Ребенку, особенно раннего возраста, в период адаптации нужна стабильность. В этот период устоявшаяся реальность малыша подвергается значительным изменениям. Детский сад – это новый мир, новые люди, новые правила. Все это вносит хаос в привычный ранее уклад жизни ребенка.

Ко всему вышеперечисленному добавляются сложности расставания с мамой/папой, ведь мама – это, по-прежнему, значимый взрослый.

Ритуализация адаптационного процесса помогает сделать его более комфортным и для ребенка, и для родителя.

Ритуал «прощания» - это действия и слова родителя, которые транслируют ребенку посыл: «Я сейчас уйду, но обязательно вернусь», и, самое главное: «Я тебя люблю».

Для ребенка важна стабильность. Особенно в адаптационный период, когда все еще новое и неизвестное. Организовав каждое утро примерно одинаковый ритуал «прощания», обеспечивается то самое постоянство, которого так не хватает в период адаптации к детскому саду. Выполняя ритуал, родитель как-бы гарантирует ребенку защиту и уверенность в том, что сегодня, как и вчера, за ним обязательно вернуться.

Обучение родителей ритуалам «прощания» происходит в форме лекций, семинаров, консультаций. Размещается стендовая информация по данной теме. Готовится раздаточный материал (буклеты, листовки, памятки). Также просветительская работа идет через сайт дошкольного учреждения.

Мы знакомим родителей с основными правилами создания ритуалов «прощания», а также предлагаем на выбор уже готовые варианты.

Основные правила создания ритуалов «прощания»

Ритуал «прощания» должен быть:

  • Неизменным, постоянным.
  • Персональным и согласован с ребенком
  • Приятным для ребенка, успокаивающим
  • Выражающим любовь и привязанность друг к другу.

Длительность ритуала может быть различной. Он может быть достаточно коротким, на 1-2 минуты, и происходить непосредственно при прощании.

Или более продолжительным, начинаться еще дома, продолжаться по дороге в детский сад и заканчиваться при расставании.

Примеры вариантов ритуалов «прощания» для родителей

  1. Поцелуйчик в кармашек

«Спрячьте» малышу в кармашек перед расставанием свой поцелуй из ладошки, чтобы он мог в любой момент «достать» его и вспомнить, что мама/папа ушла ненадолго и вскоре за ним придет.

  1. Язык секретных агентов

Придумайте какие-то жесты, понятные только вам двоим. Например, дотронуться до носа пусть означает «постараюсь забрать тебя пораньше»; положить руку на плечо – «буду скучать»; погладить по голове – «приготовлю сюрприз».

Картотека подобных ритуалов пополняется и в нашем пользовании есть ритуалы не только из открытых источников, но и те, которые придумали родители наших обучающихся и поделились с нами.

Адаптация - сложный процесс, на протекание которого влияет большое количество факторов. Безболезненное прощание ребенка с родителем – это только один шаг к успешной адаптации. Но каждый пройденный шаг в адаптационном процессе – это победа.

Таким образом, мы считаем, что использование ритуалов «прощания» в период адаптации детей раннего возраста оправдано и способствует не только оптимизации данного процесса, но и успешному и гармоничному развитию личности ребёнка.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Презентация опыта работы по теме "Новые подходы к сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"...

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Использование методических рекомендаций воспитателями и родителями по организации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учрежденияФормирование адаптационных...

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...