Фрактальная живопись в работе с детьми
консультация по психологии (старшая группа)
Фрактальная живопись относится к одной из арт-терапевтических техник, зарекомендоваших себя очень хорошо. Здесь дети творчески самовыражаются.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fraktal_v_art-terapii.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Техника фрактальной живописи в работе с детьми с нарушениями в эмоционально-личностной сфере
Цель: ознакомление участников семинара с техникой фрактальной живописи для развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста
Задачи:
- Знакомство с новой техникой фрактального рисования способами применении на практике;
- Развитие самовыражения и самопознания через творчество;
- Создать положительный эмоциональный настрой у участников семинара;
- Способствовать развитию профессионально-творческой активности и внутреннего потенциала у участников семинара;
Необходимый материал: набор цветных карандашей (фломастеров) по количеству участников, листы бумаги (А4), спокойная музыка.
Теоретическая часть
Фрактальный рисунок является одним из методов арт-терапии, наиболее доступный и эффективный для коррекции и гармонизации психоэмоционального и личностного состояния как для ребенка, так и для взрослого. Метод фрактального рисования был разработан Полуяхтовой Танзиля Закировной в 1991 году на основе научно-прикладных исследований Б. Мандельброта,
Е. Фандыш, М Люшера. Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии души и тела.
Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной работе с ребенком (или взрослым) для коррекции нарушений психоэмоционального состояния – переживания чувства утраты, адаптационный период, снятие тревожности, напряжения, усталости, для работы с гиперактивными детьми.
Фрактал (лат fractus – дробленый, сломанный, разбитый) – сложная геометрическая фигура, обладающая свойством «самоподобия», то есть составленная из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком.
Коррекционные (или функциональные) рисунки выполняются осознанно, линии рисуются с закрытыми глазами, затем анализируется тестовый рисунок, выясняется проблема и вырабатывается механизм её решения, происходит обязательный выбор цвета для раскрашивания.
Фрактальное рисование может использоваться для изучения взаимоотношений в коллективе (детском и взрослом), проблем совместимости, психологического климата.
Метод фрактального рисования в сочетании с музыкотерапией может использоваться как здоровьесберегающая технология для снятия напряжения, усталости в период большой загруженности.
С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется индивидуальная форма проведения, со взрослыми - как индивидуальная, так и групповая формы.
Полученное изображение также может служить диагностической эмоционально-личностного развития ( для этого мы используем диагностические критерии анализа рисунка - приложение 1), либо для создания общей групповой работы (для этого каждый вырезает свой рисунок и оформляется групповая работа, придумывается название, история и т.д. ).
Анализ и использование рисунка можно увеличить в зависимости от специализации или опыта работы. Например, логопед или дефектолог может использовать данный метод как поиск затерянных букв и на каждую найденную букву придумывать слово. Таким образом отрабатывается моторика, концентрация, зрительное и слуховое восприятие. Потом можно с ловами придумать рассказ.
Относительным противопоказанием к использованию методики в работе с детьми дошкольного возраста является наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детям с ММД активного и реактивного типов очень трудно долгое время заниматься одним делом. Раскрашивание множества «окошек» со временем начинает их раздражать, интерес к выполнению задания быстро падает, повышается отвлекаемость (эти процессы не могут развиваться, пока не будет нормализована работа мозга).
Практическая часть
Притча «Карандаш»
Жил был мастер, который любил использовать в работе яркие краски. И однажды он решил сделать яркие и волшебные карандаши, которые будут превращать рисунок настоящую сказку. Он долго трудился над качеством, цветом, создавал новые прекрасные оттенки и вот, настал день , когда он смог сказать: « Я создал прекрасные карандаши и пусть каждый кто возьмет их в руки создает яркий и красочный мир!». И прежде , чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.
- Есть пять вещей, которые ты должен знать,- сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому то держать себя в своей руке.
Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени,
Но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
Пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты должен всегда оставить свой след.
Независимо от твоего состояния ты должен продолжать писать.
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце.
Инструкция для выполнения
Включается легкая расслабляющая музыка. Располагайтесь, пожалуйста, так, как вам удобно. Сделайте глубокий вдох и выдох
У вас есть бумага, карандаши, фломастеры, цветные ручки. И давайте творить волшебство.
♦ Шарик ручки установите в любой точке листа. Мы будем рисовать непрерывную линию с закрытыми глазами, старайтесь заполнить как можно большую часть листа. Будем рисовать в течение 45-60 секунд. Линия должна быть четкая. Скорость движения ручки средняя. Рисуем с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали. Выполняем круговые, овальные и другие движения, напоминающие геометрические фигуры. Старайтесь не допускать частых повторов круговых, петлеобразных, 8-образных и геометрических форм. Закройте глаза…. Начали рисовать…..
- После того как прошло время открываем глаза и начинаем внимательно смотреть на полученное изображение. Наша задача, в хаотичных линиях увидеть какое-либо изображение. Далее его обвести по контуру линий.
♦ Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым. Начало и окончание линии надо обязательно подвести или закруглить к ближайшей точке пересечения.
♦ Сейчас вы будете раскрашивать ваш рисунок. Карандаши надо брать только с закрытыми глазами. Помните, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Их можно заполнять, если ячейки соприкасаются только по диагонали. (Одним цветом можно закрасить от 1 до 10-15 ячеек.
(В случае когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, то хотя бы одну ячейку закрасить необходимо. Самые маленькие ячейки закрашивайте только ручкой).
Окончание притчи: …Посмотрите, какие необычные и разные картины у вас получились! Каждый карандаш в ваших руках оставил прекрасный след и осуществил мечту мастера.
Рефлексия: По окончании закрашивания необходимо провести обсуждение эмоционального состояния клиента в процессе рисования:
-Что понравилось при выполнении задания?;
-С какими трудностями столкнулись?;
-Как вы думаете, понравиться ли детям такой вид рисования?
-Что вы можете посоветовать в дополнение к этому методу?
Спасибо за внимание. И на память о сегодняшней встрече мне бы хотелось еще раз поздравить всех коллег с профессиональным праздником и подарить памятные открытки.
Приложение 1
Диагностические критерии при анализе рисунка
Характер изображения линий
●Четко прочерченные линии говорят об уверенном, твердом характере, целеустремленности, самостоятельности, аккуратности.
●Не везде одинаковый нажим при проведении линии чаще всего характеризуют творческого человека с гибким характером, эмоционально лабильного, иногда не уверенного в себе.
●Слабо прочерченные линии «говорят» о болезненном состоянии, заметной неуверенности в себе.
●Резкие, угловато прочерченные линии наблюдаются у человека, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, стресса.
●Линии с плавными переходами свидетельствуют о гармоничном, стабильном состоянии.
●Расположение линий по концентрическому кругу или кругообразный повтор в рисунке наблюдается при склонности к навязчивым состояниям, неврозам.
Размер и конфигурация рисунка
●Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) встречается у людей с заниженной самооценкой, склонных к эгоцентризму.
●Средний размер (около 2/3 площади листа) рисунка – показатель уравновешенного характера.
●Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) – говорит о нестабильном эмоциональном состоянии, в некоторых случаях – о нестабильности к концентрации внимания.
●Прямоугольная форма периметра рисунка наблюдается у людей прямолинейных, зачастую имеющих сложный характер.
●Рисунок с причудливо выраженными «хвостиками» по периметру – отражение яркой индивидуальности, неординарности, в некоторых случаях нестабильности характера.
Конфигурация и размеры ячеек
•Ячейки на фрактальном рисунке
- по размеру (большие, средние, маленькие);
- по форме (треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые).
•Гармоничное сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.
Большое количество крупных ячеек встречается в рисунках добрых, открытых натур;
средних ячеек – исполнительных, аккуратных, иногда педантичных людей, в некоторых случаях неуверенных в себе, но всегда аккуратных и старательных.
•Переизбыток круговых форм говорит о склонности к хроническим неврозам и наличии навязчивых состояний; петлеобразных линий – о зацикленности человека.
•Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм наблюдаются у рассудительных, спокойных людей, склонных к творчеству.
•Большое количество геометрических фигур говорит о ярко выраженной склонности к анализу, скептицизме в оценках, прямолинейном авторитарном характере, наличие деловых качеств.
•Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки свидетельствуют об эмоциональной нестабильности, раздражении, переживании стресса.
Пятна
• Большое пятно черного цвета говорит об усталости, переживании стресса.
•Большое темное пятно – символ острой проблемы личного характера.
•Большие ячейки красного цвета свидетельствуют о предрасположенности к навязчивым состояниям, тревожности.
•Заметное количество красных пятен среднего размера – показатель напряженности, неустойчивости эмоций.
•Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета – долго не решаемые проблемы межличностных отношений.
•Большое количество оттенков зеленого цвета наблюдается в рисунках людей с природной способностью к саморегуляции.
•Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета – маркер тревожного состояния, агрессии, острого стресса.
Цвет
•Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка – высокая концентрация внимания, исполнительность.
•Намеренно не закрашенные ячейки белого цвета – показатель недостаточного использования природных способностей.
•Большое количество ячеек желтого цвета: любознательность, самостоятельные, выдержанные, в меру тщеславны.
•Зеленый цвет: природные качества самокоррекции, проницательны, эмоционально отзывчивы, способны выслушать и понять собеседника.
•Травенисто-зеленый цвет (ближе к болотному):большая физическая выносливость.
•Сочетание: зеленый+желтый= повышенная чувствительность;
Зеленый+желтый+синий= коммуникабельность, внутренняя гармония.
•Синий цвет: покой, стремление к стабильности, равновесию.
•Темно-синий (преобладание): напряженное эмоциональное состояние, переходящее в депрессию.
•Синий+красный, коричневый, черный = неблагополучие эмоциональной среды, в которой человек находится.
•Гармоничное сочетание синего+голубого+зеленого+оранжевого= дает положительную динамику развития, возможность длительной проблемы в жизни человека. Подобное сочетание часто используется в ходе коррекции.
•Голубой цвет: человек любит свою семью, ценит уют, комфорт; большое количество ячеек – обидчивость, ранимость.
•Сиреневый цвет: чаще всего положительный, с ним легко общаться; большое количество – тщеславие, ищущий почести; обычен для детей и подростков.
•Фиолетовый цвет: трудоголики, важно самовыражение.
•Лиловый цвет: наличие «бешеной» неуправляемой энергии, проявление агрессии (вербальной или физической), часто неконтролируемой.
•Красный цвет: цвет тревоги. Если в рисунке очень много этого цвета, это сигнал бедствия, автор находится в крайне нестабильном, неуравновешенном состоянии. Если красные пятна средней величины и их много, это признак неустойчивого психоэмоционального состояния, гнетущего настроения. Обычно это текущие проблемы и неприятности, однако, если общий фон рисунка темный, это указывает на то, что человек не знает выхода из ситуации. Если органично переплетается с другими цветами – достаточно гармоничный человек динамично развивающийся, имеющий стабильное жизненное окружение.
•Розовый цвет: цвет теплой энергии, переизбыток говорит о недостатке внимания. Такой ребенок нуждается в заботе, внимании, ласке. Розовый цвет имеет терапевтический эффект в процессе коррекции (цвет эмоциональной поддержки).
•Малиновый +алый= тревога, напряженности эмоционального состояния, наличие проблемы. Малиновый цвет говорит об импульсивности и непредсказуемости. Когда в гармоничной норме, то олицетворяет тягу к прогрессу и целеустремленности.
•Густой бордовый, вишневый: цвет силы, агрессивной энергии.
•Оранжевый цвет: жизненная энергия. Средние ячейки – автор очень жизнерадостен. Если в избытке (крупные ячейки или много средних), то это сигнал о неспособности человека к четким действиям и наличии комплексов. Отсутствие этого цвета в рисунке говорит об упадке жизненных сил.
•Песочно-золотистый цвет: цвет святой энергии признак духовного богатства и душевной широты.
•Темно-коричневый цвет: можно утверждать, что у человека существует глубокая скрытая проблема, с которой он смирился и справиться ( по его мнению) он не может. Темно-коричневый+красный+темно-красный+фиолетовый+черный= сигнал острой проблемы, критическое состояние (особенно у детей).
•Серый цвет: цвет перехода от одного состояния к другому. Доминирует – признак пограничного состояния, ощущения дискомфорта, эмоциональной нестабильности и неуверенности в себе.
Человек, закрашивающий крупные ячейки серым цветом, требует к себе предельного внимания (возможно врача). Маленькие ячейки стального цвета символизируют конкретные изменения в настоящем.
•Черный цвет: если закрашены совсем крошечные ячейки – автор инициативен, активен, динамичен. Большое количество средних и крупных ячеек говорит, что человек быстро устает морально, физически. Такая картина наблюдается в рисунках людей, находящихся в состоянии профессионального выгорания.
Для более полной и точной интерпретации цветового содержания рисунков ( в том числе сочетания цветов) можно воспользоваться «Энциклопедией признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии».
Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии.-Пб.: Речь, 2002.
Литература:
- Полуяхтова Т. 3., Комов А. Е. Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности М.: Издательский Дом «Деловая литература», 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста
Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...
Использование фрактальных матриц в работе воспитателя и педагога- психолога.
Фрактальные матрицы ( автор- Сергей Рокамболь) используются для раскрашивания детьми в ходе индивидуальной и групповой работы. Предлагаются карандаши или фломастеры не менее 8 цветов. Изображение сост...
"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".
Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...
"Планирование образовательной работы сдетьми"
Методическое пособие в помощ педаогам по планированию работы с детьми...
кружковая работа сдетьми
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7129945","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7129955","at...
Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми".
Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми"....
Скульптурная разноцветная масса в работе сдетьми дошкольниками
Занятия лепкой с дошкольниками всегда творческий процесс. А если этот процесс организовать правильно, то он будет еще и коррекционным! Всегда нужно подбирать разные тематические заня...