кружковая работа сдетьми
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) по теме

Иванова Вероника Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кружок 34.93 КБ
PDF icon certificate_4048.pdf1.18 МБ

Предварительный просмотр:

                         Проект по пластилинографии

                                «Волшебный пластилин»

 

Вид проекта: творчески-познавательный, волшебный пластилин

По составу участников: фронтальный

Продолжительность: долгосрочный

Проект предназначен для детей с трех лет, педагогов, родителей

Охватываемые образовательной дейтельности.

«Художественное творчество», «Познание», «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы».

Актуальность темы :  Волшебный пластилин  детское творчество – это своеобразная самобытная сфера духовной жизни. Дети очень рано начинают проявлять интерес к творчеству. Их привлекают не только действия с изобразительными материалами, но и результаты этой деятельности. Восторг восприятия требует яркого произведения, вызывает желание самовырожатся..

Проект направлен на развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности, лепке. Может реализовываться в любой группе, начиная с трех лет.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан проект художественной направленности “ Волшебный прастилин»

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных ресунков с изображением более или менее выпуклых,  объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографикой у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

 Современные развивающие технологии и программы образования ориентируют на построение особого типа взаимодействия взрослых с детьми, где на первый план выходит проблема создания условий для развития каждого ребенка с учетом его особенностей, способностей и индивидуальных интересов. Чтобы больше времени уделять разработанному проекту, я решила вести в своей группе во второй половине дня занятия по пластилинографии, которые  дают возможность всестороннего развития ребенка.

Цель проекта:

Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи проекта:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии, развивать  изобразительную деятельность детей («Художественное творчество»);
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
  • Учить работать на заданном пространстве;
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию  .Коммуникация.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета  «Познание;
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им;
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах  «Социализация»
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер  «Здоровье», «Физическая культура»
  • Развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта  «Чтение художественной литературы»
  • Развивать сюжетнно – игровой замысел;
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы;
  • Развивать интерес к коллективной работе

                                                                          Структура проекта:

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.

ЭТАП

Задача перед ребёнком.

1.

Подготовительный

– Освоить прием надавливания.

– Освоить прием вдавливания.

– Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

– Освоить правильную постановку пальца.

– Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

– Научиться работать на ограниченном пространстве

2.

Основной

– Научиться не выходить за контур рисунка

– Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

– Использовать несколько цветов пластилина

– Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

– Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

– Научиться доводить дело до конца

– Научиться аккуратно, выполнять свои работы

– Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

– Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

– Научиться действовать по образцу воспитателя

– Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3.

Итоговый

– Самостоятельно решать творческие задачи.

– Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

– Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств – к концу проекта дети:

* Реализуют познавательную активность.

 Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

* В интересной игровой форме обогащают свой словарь.

 В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

* Знакомятся с художественными произведениями:

 стихами, потешками, пальчиковыми играми.

* У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

* Развивают сенсорные эталоны.

Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

* У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев.

Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка. Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях по пластилинографии происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

* Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения - у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

                                             

                                                     

                                                                Реализация проекта:

В первую очередь был проведен ряд пробных занятий «Волшебный пластилин», на которых дети познакомились с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем . По этим результатам составлен перспективный план, где усвоение материала осуществляется поэтапно, от простого к сложному. На первых занятиях происходило знакомство детей с пластилинографией,  как способом лепить пластилином, ее особенностями, инструментами, простейшими технологическими приемами. Им давалась возможность поиграть с пластилином: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о пластилине. Сначала дети учились лепить и украшать простейшие образы (силуэты) нарисованные на картоне. Сколько было радости, дети не уставали, не отвлекались, всем было интересно.

Календарно-тематический план занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста (3-4года),  разработанный воспитателем   Ивановой Вероникой Юрьевной.

Неделя

        Тема

                                       Цели

                                                                                Октябрь

1-я

"Волшебный пластилин»  

Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования : раскатывание, сгибание,  отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем .

2-я

"Фрукты »

 Учить  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

 Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов  пластилина.

 Продолжать обучать  прикреплять ” горошины” на  расстоянии друг от друга.

 Развивать  мелкую моторику пальцев.

 Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

3-я

"Грибочки»

Продолжать освоение приемов пластилинографии.. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

4-я

"Листочки»

Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний листочек. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых  комочков, работа по контуру.

                                                                           Ноябрь

1-я

"Овощи»

Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых фруктов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом  пластилинографии – вливания одного цвета в другой.

2-я

"Гусеничка»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания). Диагностика – деятельности (лепка).

3-я

«Птичка Воробушек»

 Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

 Продолжаем обучать  детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

 Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

 Развивать  мелкую моторику пальцев.

4-я

"Елочка»"

 Развивать умение  создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка), продолжая знакомить детей с приемом раскатывания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество.

                                                                           Декабрь

1-я

"Снеговик»

Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развитие мелкой моторики рук. Развитие эстетического умения – украшения своей работы (шубки снеговичка)  пластилином разного цвета.

2-я

«Снежинки »

Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности  в создании снежинок из пластилина.

3-я

"Льдинка»

 Учить детей создавать композиции на основе интеграциирастирания и пластилинографии.

 Продолжать обучать детей размазывать пластилин  по всей основе, не выходя за контур.

 Развивать согласованность в работе обеих рук.

4-я

"Новогодняя открытка»

 Создавать лепную картинку с выпуклым изображением. Развитие творческого воображения детей при украшении елочки, снеговика. Развитие мелкой моторики рук.

                                                                           Январь

1-я

« снегопад «

Расширение представлений о зиме, закрепление зимних признаков. Формирование интереса детей к зимним явлениям (снегопад), рассматривание деревьев на участке после снегопада, изображение их посредством приемов пластилинографии.

2-я

"Колобок»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Поощрение инициативы детей украсить знакомый образ, развитие мелкой моторики рук.

3-я

«Лесенка»

Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать характерные особенности лесенки. Попытаться вызвать у детей эмоциональный отклик  - оказание помощи персонажу, путем прочтения литературного произведения, стихотворения.

                                                                           Февраль

1-я

«Как Котик Кузя шарфик потерял»

Рассматривания картинки с изображением Шарфика – выделение индивидуальных особенностей с использованием поисково – аналитической деятельности («Почему?», «Зачем?»). Обыгрывание ситуации с пропажей шарфика , оказание помощь Кузе – с помощью раскатывания колбасок каждый делает своему котику шарфик, с помощью приемов отщипывания придают шарфику фактуру (пятнышки на ткани). Формирование навыков самостоятельной работы.

2-я

« облака »

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания), продолжать знакомить с приемом вливания одного цвета в другой.

3-я

«Тарелочка»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления об окружающих предметах домашнего обихода. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие), в своей работе пытаться передать особенности разных чашечек и тарелочек их строение (силуэты на выбор предлагаются воспитателем). Самостоятельность в выборе цвета материала.

4-я

«Мишка»

Обобщение представлений о жизни диких животных зимой. Рассматривание картины с изображением медведяа, особенности внешнего вида. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, закреплять умение работать по контуру. Развивать детское творчество, побуждать детей самостоятельно подбирать нужный цвет, сопоставлять размер (длинная шерсть), развивать мелкую моторику рук.

                                                                           Март

1-я

«Цветы »

Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Развитие мелкой моторики рук, упражнение в создании знакомых образов известными приемами пластилинографии.

2-я

«Подводное мир»

 Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки.

 Закреплять умение детей способом размазывания создавать вертикальные линии сверху вниз, создавая водоросли в аквариуме.

 Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме.

  Развитие мелкой моторики рук.

 Учить доводить дело до конца.

3-я

«Украсим платочек»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления  о рисунке,  познакомить детей с тканью с ресунком .  Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие  ), в своей работе пытаться передать характерные особенности, строение, скатывать комочки , размещать их по всему платочку Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.

4-я

«Веселые сосульки»

Беседа о весне. Формирование интереса к весенним явлениям – капели, таянию снега. Продолжать воспитывать у детей умение создавать знакомый образ посредством знакомых приемов пластилинографии.

                                                                           Апрель

1-я

«Улитка»

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, познакомить детей с приемом  лепки заданного образа – сворачивании (скручивании) колбаски, развитие инициативы, творческих проявлений при оформлении работы.

2-я

«Домик»

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии, развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, размазывании, работе внутри контура), развитие эстетического вкуса при оформлении работы.

3-я

«Муравей»

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, насекомых. Рассказывание одноименной сказки – крошки В.Кротова. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывать, скатывать разные по длине колбаски (длинные и короткие - ножки), прием размазывания внутри контура. Развитие детского творчества.

                                                                           Май

1-я

«Конфетки» (коллективная работа)

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, продолжать знакомить детей с приемом  пластилинографии – вливания одного цвета в другой, чтение сказки . «Конфетный кактус». Изготовление конфетного дерева из пластилиновых конфет. Приветствуется фантазирование, творчество.

2-я

«Божья коровка «

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Чтение одноименной сказки  . Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания и сплющивания), закрепление умения работать  по контуру.

3-я

Свободная тема по желанию (выбору) детей.

 Закрепление умений и способов работы с пластилином в технике пластилинография. Диагностика по изо - деятельности (лепка).

На каждом занятии перед ребенком ставилась новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходило на последующих занятиях.                    

Занятия целиком проходили в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

В средней группе мы знакомимся с правилами выполнения рисунка из пластилина, изучаем и закрепляем разнообразные техники:

  • Легкое размазывание одного цвета пластилина на другом, на границе их соединения .
  • Лепить  пластилиновыми       комочками
  • Пластилиновая живопись .

 При разработке данного проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Были написаны конспекты занятий.  К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т.д.

Поддержка ребенка вдеятельности с учетом его индивидуальных особенностей и интересов

Во время самостоятельной деятельности педагогу следует выбирать место рядом с теми детьми, которые более всего нуждаются в поддержке. Мальчики не менее успешны в этой деятельности. Успех вызывает у детей потребность повторить удовольствие, связанное с напряжением ума и чувств в процессе решения посильной для него задачи. Благодаря успехам, ребенок начинает чувствовать себя комфортно в детском коллективе, стремиться к содержательному общению, оказать помощь сверстнику. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности. На занятии по лепке не нужно добиваться конкретного результата: «слепи именно то или именно это» - ни в коем случае. Нужно терпеливо относиться к ошибкам детей, демонстрировать оптимистическое отношение к ошибкам. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поддерживать и помогать в приобретении собственного опыта. Важно в ситуации взаимодействия со всей группой, найти время на индивидуальное общение с каждым ребенком.

Организация и развитие предметно-развивающей среды

Предметно-развивающая среда способствует охране и укреплению физического и психического здоровья ребенка. Эстетическая развивающая среда активизирует творческую деятельность детей и формирует эстетическое отношение к окружающей действительности. Так появились веселые детские работы  (выполненные в различных техниках рисования пластилином) по сказкам, портреты забавных зверушек, волшебные цветы которые украсили интерьер группы .Эти поделки привлекали внимание детей, побуждали их высказывать свои эмоции, чувства.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа работа сдетьми дошкольного возраста

Коррекционная программадля детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка В настоящее время всё большую актуальность приобретает введение ребенка в сложный мир человеческих взаимо...

"Использование дидактических игр по формированию пространственной ориентировки в коррекционно - логопедической работе сдетьми с нарушениями зрения и речи".

Представлены несколько групп дидактических игр по формированию пространственной ориентировки и активизации в речи пространственной терминологии. Сюда входят игры с использованием сохранных анализаторо...

"Планирование образовательной работы сдетьми"

Методическое пособие в помощ педаогам по планированию работы с детьми...

Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми".

Семинар - практикум для родителей "Использование здоровьесберегающих технологий в работе сдетьми"....

Скульптурная разноцветная масса в работе сдетьми дошкольниками

Занятия лепкой с дошкольниками всегда  творческий процесс.  А если этот процесс организовать правильно, то он будет еще и коррекционным! Всегда  нужно подбирать разные тематические заня...

Скульптурная разноцветная масса в работе сдетьми дошкольниками

Развивать моторику и воображение дете дошкольного возраста необходимо. Однако важно помнить, что именно игра - ведущая деятельность в данном возрасте. Именно поэтому  им так интересна разноцвтная...

Презентация "Использование физминуток в работе сдетьми"

Использование физкультминуток и динамических пауз в работе с детьми...