Рабочая программа "Здравствуй, детский сад"
методическая разработка по психологии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
педагога-психолога
по психологическому сопровождению
процесса адаптации детей раннего возраста
к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!»
(на основе материалов А.С. Роньжиной)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 293.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- цели и задачи программы
- принципы и подходы к формированию программы
- значимые для программы характеристики
- Планируемые результаты освоения программы
- Содержательный раздел
- Основные цели и задачи
- Содержание работы:
- Психологическая профилактика и психологическое просвещение
- Развивающая работа и психологическая коррекция
- психологическое сопровождение образовательных областей
- развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО
- Психологическая диагностика
- оценка развития детей, его динамики
- психодиагностическая работа по запросу родителей, педагогов
- Психологическое консультирование
Примерное комплексно-тематическое планирование работы по адаптации детей 2-3 года к условиям детского сада
- Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
- Организационный раздел
- особенности организации образовательного процесса
- особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
- описание материально-технического обеспечения программы.
Пояснительная записка
Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. При поступлении в детский сад все дети, как правило, переживают адаптационный стресс. В их жизни все меняется кардинальным образом. В привычный жизненный уклад ребенка приходят многочисленные изменения: четкий распорядок дня; отсутствие родных рядом; длительный контакт со сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому; резкое уменьшение персонального внимания именно к нему; особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптивные возможности детей раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к различным негативным физиологическим и психологическим изменениям: преобладанию отрицательных эмоций, в том числе страха; нежеланию вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми; утрате навыков самообслуживания; нарушению сна; снижению аппетита; ухудшению показателей речи; изменениям в двигательной активности; снижению иммунитета и частым заболеваниям.
Дети раннего и младшего дошкольного возраста впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Окружающая действительность выступает как источник стресса длительного действия, истощающий запас адаптационных возможностей.
Для снятия напряжения эффективно использовать коммуникативные игры и игры на освоение окружающей среды. Известно, что в игре осуществляется всестороннее развитие детей, создается "зона ближайшего развития".
Предлагаемая программа разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а также СП 2.4.3648-20. Базовой основой данной программы являются программа Роньжиной А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» (М., 2008), программа Лапиной И.В.
«В детский сад с мамой» (Адаптация детей при поступлении в детский сад. - Волгоград, 2016), программа Афонькиной Ю.А. «Рабочая программа педагога-психолога ДОО» (Волгоград, 2015).
Программа предназначена для использования педагогами - психологами дошкольного образования.
Цели и задачи программы
Цель – успешное прохождение адаптационного периода детьми младшего дошкольного возраста, профилактика психосоматических заболеваний.
Задачи:
- формировать у детей положительные эмоциональные отношения с взрослыми и сверстниками;
- развивать у детей навыки совместной игры, предметного взаимодействия;
- формировать у родителей представление о значимых факторах для облегчения периода адаптации.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа соответствует принципам гуманизма (отношение к ребенку как к безусловной ценности), научной обоснованности (разработана с учётом возрастных особенностей детей раннего и младшего дошкольного возраста),
индивидуализации (необходимость учитывать индивидуальные особенности детей), развития (помощь ребенку в выработке нового способа жизнедеятельности в процессе игрового взаимодействия со взрослым), взаимодействия семьи и ДОУ (повышение роли родителей в развитии и воспитании ребенка, установление партнерских отношений «семья – детский сад»), практической применимости.
Программа обеспечивает взаимосвязь в решении развивающих, воспитательных и обучающих задач, а также интеграцию образовательных областей. В основе разработки - комплексно-тематический принцип построения адаптационного процесса.
В программе предусмотрено решение образовательных задач в ходе совместной деятельности взрослого и дошкольников.
Адаптационный процесс осуществляется преимущественно в игровой форме, так как она является наиболее природосообразной для детей дошкольного возраста.
Содержание деятельности педагога-психолога направлено на обеспечение следующих условий:
- заботливое и уважительное отношение сотрудников ДОО к детям, формирование и поддержка их позитивного эмоционального настроя,
- использование в ходе образовательного процесса форм, методов и содержания, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей,
- психологическая поддержка педагогами доброжелательного взаимодействия детей, а также инициативы и самостоятельности воспитанников в разных видах деятельности, обеспечивающих их развитие,
- осуществление сотрудничества с семьями воспитанников.
Планируемые результаты
Психологическая профилактика и психологическое просвещение
Психологическая профилактика является приоритетным направлением работы педагога-психолога ДОО. Психологическое просвещение может рассматриваться как средство психологической профилактики.
Целевым ориентиром в данном направлении работы педагога-психолога является повышение психологической компетентности воспитателей и родителей.
Психологическая диагностика
Диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарием для диагностики являются карты наблюдений детского развития, в которых фиксируется индивидуальная динамика и возможные перспективы развития ребенка.
Результаты диагностики могут использоваться только для решения образовательных задач (индивидуализации образования, оптимизации работы с группой детей).
Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ.
Цель: изучение процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ.
Результат изучения – выявление динамики уровня адаптированности детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ.
Развивающая работа направлена на повышение уровня адаптированности детей к условиям детского сада, на социализацию детей, формирование у воспитанников коммуникативных навыков, овладение которыми может помочь малышам стать более уверенными, уравновешенными, привести к положительным изменениям в разных сферах их развития.
Психологическое консультирование
Целевым ориентиром психологического консультирования выступает оказание помощи родителям (законным представителям) ребенка и педагогам в разрешении проблем, касающихся вопросов адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к детскому саду.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Психологическая профилактика и психологическое просвещение
Формирование представлений о факторах и условиях охраны и укрепления психологического здоровья ребенка, причинах и признаках его нарушения | |||||
Психогигиена деятельности | Психогигиена общения | Психогигиена среды | |||
воспитатели | родители | воспитатели | родители | воспитатели | родители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Оказание помощи в изучении ребенка. | Оказание помощи в понимании мотивов поступков ребенка, его побужде- ний, возрастных и индиви- дуальных особеннос- тей. | Психологи- ческий анализ педагоги- ческого общения | Психологи- ческий анализ детско- родительс- кого взаимо- действия | Психологи- ческая экспертиза программ- ного обеспечения образователь- ного процесса | Психологи- ческий анализ условий семейного воспитания |
Обучение рефлексии своей профес- сиональной деятельности | Обучение оценке эффектив- ности применя- емых приемов организа- ции деятель- ности ребенка | Содействие в выработке адекватного стиля взаимодейст вия с детьми с учетом возрастных и индиви- дуальных особеннос- тей детей | Содействие в выработке адекватного стиля взаимо- действия с ребенком с учетом возрастных и индиви- дуальных особеннос- тей ребенка | Создание условий в ДОО для удовлетворе- ния потребностей и развития интересов детей | Содействие созданию условий в семье для удовлетворе- ния потребнос- тей и развития интересов ребенка |
Создание условий для развития игровой деятельности | Обучение созданию психологи- ческих условий для развития игровой деятель- ности | Профилак- тика профессио- нальных стрессов | Формирова- ние адекватного позитивного образа ребенка с учетом возраста и индиви- дуальности | Создание условий в ДОО для профилакти- ки психоэмо- ционального напряжения, психологи- ческого неблагопо- лучия детей | Содействие созданию условий в семье для профилакти- ки психологи- ческого неблагопо- лучия ребенка |
Психогигиена деятельности | Психогигиена общения | Психогигиена среды | |||
воспитатели | родители | воспитатели | родители | воспитатели | родители |
Формирова- ние адекватного эмоциональ- ного отношения к детям | Формиро- вание адекватного эмоциональ ного отношения к ребенку | Формирова- ние навыков делового общения с субъектами образова- тельного процесса | Содействие в формирова- нии навыков делового общения с субъектами образова- тельного процесса | Содействие выполнению психологи- ческих требований к предметно- развивающей среде, к интерьеру ДОО | Содействие созданию предметно- развиваю- щей среды в семье с учетом психологи- ческих требований |
Обучение приемам мотивирова- ния детей к выполнению требований | Обучение приемам мотивиро- вания ребенка к выполне- нию требований | Развитие адекватных оценочных стратегий | Развитие адекватных оценочных стратегий | ||
Психологичес кая экспертиза организации педагогом детской деятельности | Обучение эффектив- ным приемам организации разнообраз- ной детской деятельнос- ти |
Развивающая работа
Развивающая работа в период адаптации ребенка к ДОО
Сфера адаптационных трудностей | Проявление адаптационных трудностей в развитии | Содержание работы |
Взаимодействие с новым взрослым |
«симбиотической связи»
к педагогической оценке
| Воспитывать доверие к новому взрослому, стремление к положительной оценке. Содействовать осознанию необходимости и важности требований. Формировать стремление действовать вместе со взрослым, достигая нужных результатов. |
Взаимодействие с ровесниками |
| Формировать положительный образ ровесника, представления о правилах поведения в детском коллективе; развивать стремление следовать этим правилам. Развивать интерес к ровесникам, стремление действовать сообща, навыки игрового общения с детьми с детьми |
Освоение предметно- развивающей среды |
сформированность способов действий с предметами
| Формировать самостоятельное поведение. Расширять возможности предметных, игровых и коммуникативных действий; активизировать интерес к предметам и действиям с ними через общение со взрослым, в том числе в игровых ситуациях; расширять сферу доступных ребенку предметов. Создавать условия для преодоления психоэмоционального напряжения, самореализации, переживания успеха. Развивать способность гордиться своими достижениями. |
Психологическое сопровождение образовательных областей
Образовательная область | Содержание работы |
Физическое развитие | Формировать умения подражать движениям, которые демонстрирует взрослый; выполнять целенаправленные действия, ориентируясь на сочетание жеста и речи, на речевую инструкцию, не подкрепленную жестами. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности. |
Социально- коммуникативное развитие | Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах. Содействовать формированию чувства защищенности. Положительно подкреплять стремления детей пожалеть, успокоить, порадоваться, поделиться. Развивать представления ребенка о себе; умения понимать возможные последствия поступков, проявлять целенаправленность, действенную самостоятельность, называть выполняемые действия и их последовательность. Развивать чувствительность к педагогической оценке, стремление улучшить свои достижения, положительную самооценку. Формировать умения ставить игровые задачи, принимать на себя роли взрослых, отражать некоторые социальные взаимоотношения, широко использовать сюжетно-образные игрушки, предметы-заместители, соблюдать правила игры. Поощрять стремление к совместным со сверстниками играм; стремление участвовать в совместной со взрослым деятельности, адекватно реагировать на указания и оценку взрослого, проявление положительных эмоций в общении. Формировать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми, ситуативно-деловую форму общения с детьми; умение уступать, ждать своей очереди; умение понимать обозначения некоторых эмоциональных состояний, называть отдельные эмоциональные состояния, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. |
Познавательное развитие | Формировать умения использовать в деятельности собственный опыт, действовать по аналогии в сходных ситуациях, пользоваться различными приемами для решения предметно-практических задач, использовать разные перцептивные действия, выделять важные признаки предметов, сравнивать предметы, понимать жизненные ситуации; воспринимать целостные сюжеты, устанавливая элементарные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. Стимулировать познавательный интерес к непосредственно воспринимаемым объектам, желание наблюдать, радоваться новым впечатлениям и знаниям, задавать вопросы. Формировать умение отличать положительных и отрицательных персонажей; сочувствие и стремление помогать положительным героям, негативно оценивать поступки отрицательных персонажей, выражая соответствующие эмоции. |
Речевое развитие | Формировать навыки диалогического общения. |
Художественно- эстетическое развитие | Вызывать положительные эмоции, интерес при восприятии произведений искусства. Формировать умения замечать отдельные средства художественной выразительности, давать простые эмоциональные оценки. |
Психологическая диагностика
Диагностика уровня адаптированности детей к детскому саду
Диагностируемые параметры | Цель методики | Источник |
1 | 2 | 3 |
Общий эмоциональный фон поведения | Изучить особенности процесса адаптации каждого ребенка к детскому саду | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М., 2008. |
Познавательная и игровая деятельность | ||
Взаимоотношения со взрослыми | ||
Взаимоотношения с детьми | ||
Реакция на изменение привычной ситуации |
Психодиагностическая работа по запросу родителей, педагогов
Сфера психического развития | Диагностируемые параметры | Методика | Источник |
Психофизическое развитие | Индивидуально- типологические показатели моторной активности | Оценка моторной активности | Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ. М., 2005 |
Эмоциональное развитие | Психическое напряжение | «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (опросник для родителей) | Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005 |
Эмоциональное состояние | «Эмоциональное состояние ребенка» | Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М., 2006. |
Эмоциональное неблагополучие | «Эмоциональное неблагополучие детей» (опросник для родителей) | Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. М., 2003 | |
Степень позитивно- негативного психического состояния | «Паровозик» | Велиева С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста. СПб., 2005 | |
Особенности эмоциональной стороны детско- родительского взаимодействия | Анкета | ||
Личностное развитие | Осознание моральных норм | Сюжетные картинки | Диагностика эмоционально- личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н.Д. Денисова. Волгоград, 2010 |
Игровые навыки | Диагностика уровня сформированности игровых навыков | Калинина Р. Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2011 | |
Представления о себе | «Фотография» | Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Минск, 2004. | |
Интеллектуальное развитие | Целостность образов предметов и их адекватность | Разрезные картинки | Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997 |
Способы ориентировки в форме предметов | «Коробка форм» | Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс- диагностика в детском саду. М., 15 |
Индивидуально- типологические показатели интеллектуальной активности | Оценка интеллектуальной активности | Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ. М., 2005 | |
Коммуникативное развитие | Форма общения со взрослым | Изучение форм общения ребенка со взрослым | Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. М., 2000 |
Стиль педагогического общения | Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса | Калинина Р. Психолого- педагогическая диагностика в детском саду. СПб., 2011 | |
Родительское отношение | Тест-опросник (А.Я. Варга, В.В. Столин) | Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 2000. | |
Индивидуально- типологические показатели коммуникативной активности | Оценка коммуникативной активности | Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога- психолога в ДОУ. М., 2005 |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Проблема | Примерное содержание психологической помощи |
Консультирование по проблемам адаптации детей | Психологические условия успешной адаптации. Преодоление негативного отношения к детскому саду, страха разных видов деятельности, неуверенности. Учет в организации взаимодействия с детьми особенностей младшего дошкольного возраста: импульсивность, отвлекаемость, неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность, эмоциональное «заражение» и т.п. Определение оптимальных требований к ребенку. Эффективные стратегии поведения в трудных воспитательных ситуациях, учет типа темперамента ребенка. Взаимодействие с членами семьи. Преодоление у ребенка самоизоляции, высокой тревожности, страхов, агрессивности, конфликтности, неорганизованности, нарушения норм поведения, неадекватной самооценки, негативного отношения к общению, в том числе с конкретным человеком и др. |
Примерное комплексно-тематическое планирование работы по адаптации детей раннего и младшего дошкольного
возраста к условиям детского сада
Месяц, неделя | Тема | Содержание работы | Литература |
Сентябрь 1 | Божья коровка | Игра-хоровод «Давайте познакомимся!» Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Приветствие, знакомство с божьей коровкой» Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие зрительного восприятия. Упражнение «Божья коровка, улети на небо» Цель: развитие координации движений, ориентации в собственном теле. Игра «Согреем божью коровку» Цель: развитие речи, воображения. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
2 | Божья коровка | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя, развитие зрительного восприятия. Игра: «Превращение в божьих коровок» Цель: развитие воображения, координации движений, ориентации в собственном теле. Игра «Божьи коровки и ветер» Цель: снижение психического напряжения, развитие умения действовать соответственно правилам игры. Упражнение «Выбери маленькие игрушки для божьей коровки» Цель: развитие зрительного восприятия, внимания. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Листопад | Игра-хоровод «Продолжаем знакомиться!» Цель: формирование эмоционального контакта. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
Упражнение «Мы идем в осенний лес» Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания. Игра «Дождик и солнышко» Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. | ||
4 | Листопад | Упражнение «Приветствие» Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мы идем в осенний лес» Цель: развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп; развитие слухового внимания. Игра «Дождик и солнышко» Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
Октябрь 1 | Листопад | Упражнение «Приветствие» Цель: формирование эмоционального контакта. Игра-хоровод «Мы на луг ходили…» Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения, развитие координации движений. Игра «Дождик и солнышко» Цель: развитие у детей слухового внимания, быстроты реакции. Упражнение «Мы – кленовые листочки» Цель: развитие воображения, речи, снижение импульсивности. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
2 | Мячик | Упражнение «Приветствие» Цель: формирование эмоционального контакта. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет |
Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Игра «Разноцветные мячики» Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие быстроты реакции. Игра «Найди мячик» Цель: развитие тактильного восприятия, речи. | в период адаптации к дошкольному учреждению. | ||
3 | Мячик | Упражнение «Приветствие» Цель: формирование эмоционального контакта. Упражнение «Мой весёлый звонкий мяч» Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Игра «Прятки» Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие ориентации в пространстве. Игра «Найди мячик» Цель: развитие тактильного восприятия, речи. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
4 | Прогулка в осенний лес | Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке» Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Найди ёжика» Цель: развитие ориентации в пространстве. Игра «Ёжики колючие» Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
Ноябрь 1 | Прогулка в осенний лес | Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнене «По ровненькой | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
дорожке» Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Разноцветные листочки» Цель: развитие способности различать цвета, соотносить предметы по цвету, развитие пространственных представлений. Игра «Песенка для ёжика» Цель: развитие памяти, речи, воображения. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. | ||
2 | Прогулка в осенний лес | Упражнение «Погладь ладошку» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «По ровненькой дорожке» Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Ёжики колючие» Цель: развитие способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Игра «Песенка для ёжика» Цель: развитие памяти, речи, воображения; развитие эмпатии. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Веселый Петрушка | Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Карусели» Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности. Игра «Где же наши ручки» Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стихотворения, с действиями других. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
4 | Веселый Петрушка | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Паровоз» Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Игра «Прыгай, прыгай веселей» | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стихотворения. Игра «Карусели» Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности. | |||
Декабрь 1 | Веселый Петрушка | Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Карусели» Цель: развитие слухового внимания, произвольности, двигательной активности. Игра «Затейники» Цель: развитие чувства уверенности, развитие воображения, двигательной активности, умения согласовывать свои действия с действиями других. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
2 | Новый год | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Зайка беленький сидит» Цель: снижение психического напряжения, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Игра «Дед Мороз пришел» («В нашей группе…») Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания. Игра «Дети по лесу гуляли» Цель: развитие способности к целенаправленным действиям. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Новый год | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «В нашей группе…» Цель: создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие памяти, внимания. Игра «Дети по лесу гуляли» Цель: развитие способности к целенаправленным действиям. Игра «Найди игрушку» Цель: развитие ориентации в | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
пространстве. | |||
4 | Новый год | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Поморозь нас, Дед Мороз» Цель: развитие способности к целенаправленным действиям. Упражнение «Пальчики у нас попляшут» Цель: развитие мелкой моторики, речи детей. Игра «Подарки» Цель: развитие выразительности движений, двигательной активности, воображения. Игра «Чудесный мешочек» Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, речи, воображения. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
Январь 2 | Мячики | Упражнение «Ласковое имя» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Большой мяч – маленький мяч» Цель: развитие коммуникативных навыков. Игра «Прыгаем, как мячики» Цель: развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха. Упражнение «Ветерок» Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Мячики | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Друг веселый, мячик мой» Цель: сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками, развитие умения согласовывать свои действия с ритмом стиха. Игра «Вместе с мячиком» Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
Игра «Передай мяч» Цель: развитие коммуникативных навыков. | |||
4 | Зайка | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Мы слепили снежный ком» Цель: развитие умения подражать движениям взрослого. Игра «Зайка беленький сидит» Цель: снижение психического напряжения, развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле. Игра «Лиса идет» Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
Февраль 1 | Зайка | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Лиса идет» Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции. Игра «Зайка» Цель: развитие умения подражать движениям взрослого. Игра «Что любит зайчик» Цель: развитие тактильного восприятия, внимания, речи. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. |
2 | Мыльные пузыри | Игра «Отгадай загадку» Цель: развитие внимания, мышления, речи. Упражнение «Надуем мыльные пузыри» Цель: снятие эмоционального напряжения и агрессии, развитие наблюдательности, речи. Игра «Ладушки-ладошки» Цель: развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики. Игра «Раздувайся, пузырь!» Цель: развитие групповой сплоченности, способности взаимодействовать со сверстниками. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Мыльные пузыри | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Надуем мыльные пузыри» Цель: снятие эмоционального напряжения и агрессии, развитие наблюдательности, речи. Игра «Раздувайся, пузырь!» Цель: развитие групповой сплоченности, способности взаимодействовать со сверстниками. Упражнение «Полетаем на пузыре!» Цель: снижение эмоционального и мышечного напряжения. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
4 | Музыканты | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Кто пришёл, что принёс» Цель: развитие образности слухового восприятия, воображения. Игра «Отгадай-ка» Цель: развитие внимания, памяти, речи. Игра «Антошка» Цель: сплочение группы, отработка умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом музыки и текста. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
Март 1 | Музыканты | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Кто пришёл, что принёс» Цель: развитие образности слухового восприятия, воображения. Игра «Отгадай-ка» Цель: развитие внимания, памяти, речи. Игра «Так музыканты играют» Цель: отработка умения согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
2 | Мамин день | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Кто нас очень любит» Цель: оптимизация детско- родительских отношений, развитие речи, восприятия. Упражнение «Наряжаем маму» Цель: воспитание доброго, заботливого отношения к маме. Игра «Чей голосок» Цель: оптимизация детско- родительских отношений. Игра «Колокольчик» Цель: развитие двигательных навыков. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Мишка | Упражнение «Знакомство» Цель: создание позитивного настроя. Игра «Разбуди медвежонка» Цель: сплочение группы, развитие эмпатии. Упражнение «Как под горкой снег» Цель: отработка умения согласовывать свои действия с ритмом текста, развитие моторики, речи. Игра «У медведя во бору» Цель: развитие умения согласовывать свои действия с правилами игры, быстроты реакции. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
4 | Мишка | Упражнение «Ласковое имя» Цель: развитие внимательного отношения к окружающим, интереса к сверстникам. Упражнение «Мишка косолапый» Цель: сплочение группы, развитие эмпатии, снятие эмоционального и мышечного напряжения. Чтение стихотворения А. Усачёва «Мишка косолапый» с рассматриванием иллюстраций и кратким обсуждением. Цель: развитие восприятия, внимания, речи детей. Упражнение «Угощение для мишки» Цель: развитие эмпатии, мелкой моторики, воображения. | Адаптация детей дошкольного возраста: проблемы и поиск решений. / под общ. ред. Е.А. Долженко. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Усачёв А. Чёрный – пречёрный кот. М, 2005. |
Упражнение «Приветствие» |
Апрель 1 | Непослушные мышата | Цель: создание положительного эмоционального настроя. Игра «Непослушные мышата» Цель: преодоление возрастной склонности к упрямству, негативизму. Игра «Скажи наоборот» Цель: развитие внимания, мышления, речи. Игра «Скачут мышки-шалунишки» Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, действовать в соответствии с ролью. Упражнение «Мышки и часы» Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции, общей моторики. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
2 | Непослушные мышата | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Когда уснула мама- мышка» Цель: развитие умения подчиняться правилам игры, произвольности. Упражнение «Потягушечки» Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения. Упражнение «Мышки и часы» Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции, общей моторики. Упражнение «Я хороший!» Цель: формирование положительной самооценки. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Колобок | Упражнение «Приветствие» Цель: создание позитивного настроя. Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей. Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии, формирование навыков сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие моторики, координации движений; развитие восприятия, пространственных представлений, внимания, речи, воображения. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
4 | Колобок | Упражнение «Приветствие» Цель: создание позитивного настроя.Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному |
Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии, формирование навыков сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие моторики, координации движений; развитие восприятия, пространственных представлений, внимания, речи, воображения. Игра «Выбирай, кого захочешь!» Цель: развитие эмпатии, уверенности в себе. | учреждению. | ||
Май 2 | Колобок | Упражнение «Приветствие» Цель: создание позитивного настроя. Инсценировка сказки «Колобок» с участием детей. Задачи: сплочение группы, развитие эмпатии, формирование навыков сотрудничества; снятие страхов перед сказочными героями; развитие моторики, координации движений; развитие восприятия, пространственных представлений, внимания, речи, воображения. Игра «Выбирай, кого захочешь!» Цель: развитие эмпатии, уверенности в себе. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
3 | Котята | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Кошка и котята» Цель: развитие стремления сопереживать. Игра «Котята и собака» Цель: развитие умения подражать, действовать в соответствии с ситуацией. Игра «Бабочка, лети» Цель: снятие мышечного напряжения, развитие моторики, речи. Упражнение «Котята потерялись» Цель: развитие умения выражать эмоции, воображения, уверенности. | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. |
4 | Котята | Упражнение «Приветствие» Цель: создание положительного эмоционального настроя. Упражнение «Кошка и котята» Цель: развитие стремления | Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному |
сопереживать. Игра «Котята и собака» Цель: развитие умения подражать, действовать в соответствии с ситуацией. Игра «Бабочка, лети» Цель: снятие мышечного напряжения, развитие моторики, речи. Упражнение «Котята потерялись» Цель: развитие умения выражать эмоции, воображения, уверенности. | учреждению. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа детского театрального кружка "ПО ДОРОГЕ К СКАЗКЕ"
Рабочая программа составлена и рекомендуема к работе с детьми среднего дошкольного возраста. В программе изложен комплексный подход в развитии театрализованной деятельности у дошкольного возраста с ог...
Рабочая программа: «Детская художественная литература как средство формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста»
Детская литература (рассказы, народные и авторские сказки, стихотворения т.д.)содержат своеобразную программу нравственного воспитания. Формируя у детей первые нравственные представления, воспит...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Подготовительная группа Детский сад №14 структурное подразделение «Солнышко»2014 – 2015г.г. Рабочая пограмма совместной деятельности восритателей с ...
Рабочая программа детского сада подготовительной группы МБДОУ д.с №8 «Родничок»
Данная рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы разработана в соответствии с основной образовательной программой детского сада, и определяет содержание и организацию образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста ) педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской области Лобасова Наталья Николаевна.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского театрального кружка (для работы с детьми дошкольного возраста )педагога «Детский сад «Тополек»» Юргинский район. Кемеровской обл...

Сценарий рабочего заседания детской телестудии «Солнышко – ТВ» на областном семинаре.
Данный сценарий поможет в работе воспитателям и педагогам занимающимся организацией детского телевидения в ДОУ. В ходе мероприятия прописаны интересные методы и приемы руководства в рамках работ...