Развитие ощущений и восприятия
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство формы. Если предмет прямоугольной формы (например, книга) виден под прямым углом, его изображение на сетчатке будет прямоугольным; если смотреть на книгу под другими углами, она будет отражаться на сетчатке в виде трапеции, но при этом по-прежнему восприниматься как прямоугольник; этот феномен и называется (константностью) постоянством формы.
Когда младенцу раз за разом показывают один и тот же предмет, он привыкает к его форме, и время зрительной фиксации на нем становится все короче. (Этот феномен называют привыканием или габитуацией.) Если стимул меняется, он задерживает на нем взгляд дольше, чем на прежнем объекте, что указывает на способность различать старый и новый стимулы. Таким путем можно выяснить, одинаково ли воспринимается поднятое и наклоненное лицо или прямоугольник, расположенный фронтально и под углом.
Несмотря на эти первые достижения, младенец еще относительно неразвит. Но постепенно его ощущения приобретают бóльшую четкость. Так, с возрастом улучшаются сенсорные способности: восприятие цвета и глубины, острота слуха. Некоторые рано проявляющиеся способности потом исчезают и вновь появляются через несколько месяцев в более сложной форме. Какие бы способности ни проявлял ребенок – они совершенствуются с возрастом, становясь более дифференцированными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...
О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)
В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...
Психология. Ощущение и восприятие
Все психические процессы, с помощью которых человек познает мир, называются познавательными психическими процессами. К ним относятся: ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память...
Консультация для педагогов Особенности восприятия сенсорных эталонов дошкольниками. Методы развития внимания и восприятия у детей 2-7 лет
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления и...
Развитие ощущений у детей дошкольного возраста
Ощущение - это процесс отражения отдельных особенностей предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (орга...
Развитие в условиях зрительной депривации тактильных ощущений и восприятия
Совершенно очевидно, что зрительная депривация обуславливает серьёзные потери в области чувственного познания, влияет на развитие психики и её проявления. Поэтому важно в период дошкольного детства на...
Развитие отдельных видов ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста.
Сенсорика не дана ребенку от рождения в готовом виде, она формируется в процессе его жизни.Органической предпосылкой сенсорного развития является созревание анализатора. Однако для сенсорных процессов...