Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме
В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития. Возрастная группа: старшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prog._ssd_fonem._starshaya_-_kopiya.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МО г. Саяногорск детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин»
«Утверждаю»
Заведующий МБДОУ
_______ (Л.М.Зубова)
Рабочая учебная программа
по развитию речевого (фонематического) восприятия
группы детей со сложной структурой дефекта
с I уровнем речевого развития
Возрастная группа: старшая
Автор: Довыдова М.В.
учитель – логопед
г. Саяногорск, 2012
Пояснительная записка
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется прежде всего когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребёнка.
Обучение и воспитание ребёнка со сложной структурой дефекта, с сочетанными нарушениями представляет одну из актуальнейших проблем в коррекционной педагогике. К её решению исследователи подходят с разных сторон, так как понятие «сложная структура дефекта» и «сочетанный дефект» очень широкие. Сюда относятся категории детей, которые глубоко отличаются друг от друга картиной нарушений, и которых объединяет только один общий признак: все они, как правило, имеют интеллектуальное недоразвитие, выраженное в разной степени, что обуславливает трудности в их обучении и воспитании.
Известно, что развитие речи тесно связано с общим психическим развитие ребёнка. Базовыми предпосылками для развития речи являются коммуникативная направленность общения, интерес ребенка к окружающему миру, слуховое внимание и восприятие, развитый фонематический слух, согласованное взаимодействие нескольких ведущих анализаторов, готовность артикуляционного аппарата, развитие основных функций речи. Развитие этих предпосылок и определяет содержание основных задач, имеющих коррекционную направленность при обучении умственно отсталого дошкольника.
Нарушения речевого развития у детей с нарушением интеллекта проявляются в раннем возрасте: у большинства детей отсутствует или поздно появляется лепет; первые слова в активной речи – после двухлетнего возраста; фразовая речь – после трех лет. Временной интервал между появлением первых слов и фразовой речи у детей с нарушением интеллекта более длительный, чем у нормально развивающихся детей.
У таких детей не сформировано фонематическое восприятие, не развит артикуляционный аппарат, отмечаются полиморфное нарушение звукопроизношения, ограниченный словарный запас. Их фразовая речь часто представлена однословными и двухсловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. В речи типичны аграмматизмы, нарушено словообразование, слабая сформированность связной речи или её отсутствие. Характерные особенности просодической стороны речи детей с нарушением интеллекта выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций.
Способность к слуховому восприятию фонем, акустическая память вырабатывается в результате постепенного речевого развития. Трудности становления фонематической системы у детей с ССД проявляются в недостаточности слухоречевого слуха и нарушении динамического праксиса. Ребёнок может не различать неречевые звуки, нарушены невербальные слуховые функции, он с трудом различает длительность звука, воспринимает его тембр, локализует звуки в пространстве. Ему трудно сливать звуки, слоги, построить фразу. Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем: дети не чётко различают на слух фонемы в собственной речи и чужой речи; допускают ошибки при передаче ритмического рисунка слова.
Под воздействием коррекционного обучения речь умственно отсталых детей дошкольного возраста значительно совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими и обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением интеллекта является необходимым условием подготовки детей к школьному обучению, а также в будущем у него больше перспектив для личного образования.
Рабочая программа разработана в соответствии программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. В основу
Обучение на занятиях проводиться в соответствии с основными принципами дидактики: в определённой системе, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, при постепенном и последовательном усложнении содержания.
Основывается на комплексном тематическом принципе построения образовательного процесса.
Цели по развитию речевого восприятия
- развитие речевого слуха, внимания, памяти;
- развитие фонематического восприятия (звуки речи);
- развитие и совершенствование артикуляционной моторики;
- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация в слогах, словах;
- формирование звуко-слоговой структуры слова;
- развитие ритма.
В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять понимание речи;
- расширять понимание обращенной речи;
- формировать и обогащать словарный запас;
- совершенствовать фразовую речь;
- развивать понимание грамматических основ;
- развивать навыки связной речи.
Индивидуальные логопедические занятия по развитию речи проводятся 1раза в неделю по 20 минут. Общее количество занятий – 35 занятий в год.
Содержание программы
Дети с системными нарушениями речи должны усвоить тот объем знаний, речевых умений и навыков, которые обеспечат им дальнейшее обучение в школе.
Программа по речевому (фонематическому) развитию дошкольников с нарушением интеллекта состоит из ряда разделов:
- Развитие слухового, зрительного и фонематического восприятия, внимания, памяти;
- Развитие общей и мелкой моторики пальцев рук;
- Формирование по формированию и обогащению словаря;
- Формирование лексико-грамматических средств языка;
- Развитие навыков связной речи.
Тематическое планирование
Месяц | № | Тема | Задачи |
Сентябрь | Диагностика | Обследовать уровень развития речи на начало учебного года | |
Октябрь | 1 | Знакомство с речевыми и неречевыми звуками, органами артикуляции | Познакомить с речевыми и неречевыми звуками, учить определять звуки различных предметов, музыкальных инструментов. Познакомить с органами артикуляции. Развивать слуховое восприятие речи. |
2-3 | Звук А. Части тела | Формировать правильное произнесение звука А. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука А. Развитие слухового восприятия. Формировать и обогащать словарь по теме (название основных частей тела, их функции). Формировать лексико - грамматич. средства языка: - образование сущ. мн. ч. от ед.ч. (рука – руки); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксами (нога - ножка); -согласование сущ. с местоимениями в роде и числе (мой нос, мои глаза). Развивать навыки связной речи (составление предложения по демонстрируемым действиям). Воспитывать желание быть опрятным, аккуратным. | |
4 | Звук А. Осень. Признаки осени | Формировать правильное произнесение звука А. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука А. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме. Учить называть основные признаки осени. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование мн. ч. сущ. (лист – листья); - образование сущ. с уменьш.- ласкатель. суффиксом; - закреплять умение согласовывать прилагательное с сущ. (дождь холодный, ветер сильный); - глагол с сущ. (листья падают, желтеют; дождь капает, льёт, мочит). Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам. Воспитывать любовь к природе. | |
5 | Звук А. Овощи | Закреплять правильное произнесение звука А. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Овощи». Формировать лексико-грамматич. средства языка: -образование мн. ч. сущ. (огурец - огурцы); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - закреплять умение согласовывать прилагательное с сущ. (помидор – красный, круглый); - употребление предлогов: в, на. Составление рассказа «В огороде» по опорным предметным картинкам. | |
Ноябрь | 6 | Звук У. Фрукты | Формировать правильное произнесение звука У. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука У. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Фрукты». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - учить отвечать на вопросы; - -образование мн. ч. сущ. (груша - груши); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - употребление предлогов: в, на. Составление рассказа «В саду» по опорным предметным картинкам. Воспитывать любовь к природе. |
7 | Звук У. Игрушки | Формировать правильное произнесение звука У. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука У. Развитие слухового восприятия. Формировать и обогащать словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «Игрушки». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. мн. ч.; - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - усвоение категории творит. падежа един. числа (я играл с Мишкой); - употребление предлогов: в, на, под, за. Составление рассказа-описания игрушки по опорным вопросам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
8 | Звук У. Детский сад | Закреплять правильное произношение звука У. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: для чего нужен детский сад, кто в нём работает, что есть в детском саду; закрепить обобщающее понятие «Детский сад». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. мн. ч.; - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - усвоение категории творит. падежа един. числа (я играл с Мишкой); - употребление предлогов: в, на, под, за. Составление рассказа-описания игрушки по опорным вопросам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
| |
9 | Звук А, У. Домашние животные | Закреплять слуховой образ звуков: А, У, дифференциация звуков А.У. Развитие слухового восприятия. Расширять и уточнять знания о дом. животных (кошка, собака); чем они питаются; какую пользу приносят; -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. в разных пад. (род.п.; дат. п.); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - закрепление понятий одушевлённости и недушевлённости; - упражнять в употреблении приставочных глаголов. Составить рассказ «Домашнее животное» по плану: 1.Цвет.2.Части тела.3. Жилище 4. Чем питается 5. Круг 6. Польза. Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. | |
Декабрь | 10 | Звук И. Домашние животные и их детёныши | Формировать правильное произнесение звука И. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука И. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о дом. животных и их детёнышей, их отличительные признаки; чем они питаются. -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные и детёныши»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: - составление предложений по картинкам с предлогом у, за, с; - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - закрепление понятий одушевлённости и неодушевлённости; - упражнять в употреблении приставочных глаголов. Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л.Н. Толстого «Жучка и кошка» с демонстрацией действий. Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. |
11 | Звук И. Дикие животные | Формировать правильное произнесение звука И. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука И Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о диких животных и их детёнышей; части их тела, где живут, чем они питаются; -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные и детёныши»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. в разных пад. (род.п.; дат. п.); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - закрепление понятий одушевлённости и недушевлённости; - упражнять в употреблении приставочных глаголов. Составить рассказ «Дикое животное» по плану: 1.Цвет.2.Части тела.3. Жилище 4. Чем питается 5. Круг 6. Польза. Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. . | |
12 | Звук И. Дикие животные и их детёныши | Закреплять правильное произношение звука И. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о диких животных и их детёнышей: их отличительные признаки; чем они питаются, - способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние животные и детёныши»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: - составление предложений с однородными членами; -усвоение категории творит. п. с предлогом с; - согласование числит. с сущ; - закрепление понятий одушевлённости и неодушевлённости; Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л.Н. Толстого «Жучка и кошка» с демонстрацией действий. Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. | |
13 | Звуки А, У, И. Профессии | Закреплять слуховой образ звуков: А, У, И, дифференциация звуков А.У, И. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме, учить называть различные профессии и инструменты для работы. Развивать артикуляционную моторику. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - употребление сущ. в дат. падеже; - формирование глагольного словаря по теме. Учить пересказывать небольшой текст о профессии с опорой на предметные картинки. Воспитание уважения к людям любой профессии. | |
14 | Звук О. Транспорт | Формировать правильное произнесение звука О. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука О. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме, знакомство с различными видами транспорта, уточнить названия частей транспорта и его назначение; профессии людей, работающих на транспорте. Способствовать усвоению обобщающего понятия «Транспорт» Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - усвоение предложного падежа с предлогом на; - употребление приставочных глаголов (уехал, приехал, отъехал, подъехал); - согласование числит. с сущ. Составить рассказ – описание «Грузовик». Воспитание уважения к людям любой профессии. | |
Январь | 15 | Звук О. Новый год. Ёлка | Формировать правильное произнесение звука О. Формировать и Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме, знакомство с особенностями праздника и что такое зимние забавы. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч.(я вешаю на ёлку шишку, шарик); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже (один подарок т.д.); - употребление предлогов: к, от, перед, между. Составление рассказа по опорным предметным картинкам. Воспитание эмоциональной отзывчивости |
16 | Звук О. Зима. Признаки зимы | Закреплять правильное произношение звука О. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме, знакомство с основными признаками зимы. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч. в род. пад.; - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - согласование прилаг. с сущ. в роде, числе (белые снежинки); - согласование числит. с .сущ. Составить рассказ «Зима» по предметным картинкам. Воспитание любви к природе. | |
17 | Звуки А,У,И, О. Одежда | Закреплять слуховой образ звуков: А, У, И, О, дифференциация звуков А.У, И, О. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: назначение и основные виды одежды, названия обуви, закрепить обобщающее понятие «Одежда» «Обувь». Различие одежды для мальчика и девочки. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч. в имен. п.(шуба – шубы); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - употребление приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одеваться-раздеваться); - - согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже. Составление рассказа «Оденем куклу» (описание предметов одежды). Воспитывать бережное отношение к труду людей | |
Февраль | 18 | Звук М. Обувь | Формировать правильное произнесение звука М. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука М. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: назначение и основные виды одежды, названия обуви, закрепить обобщающее понятие «Одежда» «Обувь». Различие одежды для мальчика и девочки. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч. в имен. п.(шуба – шубы); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - употребление приставочных глаголов (завязывать-развязывать, одеваться-раздеваться); - - согласование числит. с сущ. в роде, числе и падеже. Составление рассказа «Оденем куклу» (описание предметов одежды). Воспитывать бережное отношение к труду людей |
19 | Звук М. Мебель | Формировать правильное произнесение звука М. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука М. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: знать основные предметы мебели, их названия и назначении, закрепить обобщающее понятие «Мебель». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - упражнять в употреблении предлогов: в, на, за, под, перед; - формирование глагольного словаря по теме. Составление сравнительного рассказа (стул и табурет). Воспитание бережного отношения к предметам. | |
20 | Звук М. Посуда | Закреплять правильное произношение звука М. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: основные названия предметов посуды, виды посуды, из чего она сделана, закрепить обобщающее слово «Посуда». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч. в имен. п. (чашка –чашки); - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - образование един. ч. сущ. в винит. п. (поставлю чашку, тарелку); - образование прилагат. от сущ. (чай – чайная). Составление описательного рассказа по опорным схемам: как называется посуда, размер, цвет, форма, детали, материал, назначение. Воспитание бережного отношения к предметам. | |
21 | Звук Б. Продукты питания | Формировать правильное произнесение звука Б. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Б. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: названия продуктов питания, из чего сделаны, что из них можно приготовит, где их хранят, закрепить обобщающее понятия «Еда, пища». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксов; - усвоение категории творит. п.; - усвоение категории род. п. един. числа. Пересказ небольшого текста с опорой на предметы – заместители. Воспитание слушать и правильно выполнять задания. | |
Март | 22 | Звук Б. Мамин праздник | Формировать правильное произнесение звука Б. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Б. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: состав семьи (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук); родственные связи в семье; кто что делает; понятие «дружная семья». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - использование в речи местоимений (мой, моя, мои); - усвоение категории творит. п. с предлогом: с; - понимание смыслового соотнесения глаголов. Составление рассказа на тему «Моя семья» по плану: 1.Твоё имя. 2.Имена родителей и членов семьи. 3.Профессия папы, мамы. 4. Бабушка, дедушка. 5. Кто тебе помогает? Воспитывать доброе отношение к членам своей семьи. |
23 | Звук Б. Моя семья | Закреплять правильное произношение звука Б. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: состав семьи (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка, внук); родственные связи в семье; кто что делает; понятие «дружная семья». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - использование в речи местоимений (мой, моя, мои); - усвоение категории творит. п. с предлогом: с; - понимание смыслового соотнесения глаголов. Составление рассказа на тему «Моя семья» по плану: 1.Твоё имя. 2.Имена родителей и членов семьи. 3.Профессия папы, мамы. 4. Бабушка, дедушка. 5. Кто тебе помогает? Воспитывать доброе отношение к членам своей семьи. | |
24 | Звук С. Бытовая техника | Формировать правильное произнесение звука С. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука С. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: основные названия, для чего нужно, закрепить обобщающее понятие «Бытовая техника». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч. в имен. п.; - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - формирование глагольного словаря по теме. Составление описательного рассказа по опорной схеме: как называется техника, материал, назначение. Воспитание бережного отношения к предметам. | |
25 | Звук С. Инструменты | Формировать правильное произнесение звука С. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука С. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: названия различных инструментов и их назначение, закрепить обобщающее слово «Инструменты». Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование сущ мн. ч.; - образование сущ. с уменьш.-ласкатель. суффиксом; - формирование глагольного словаря по теме. Составление описательного рассказа по опорной схеме: как называется инструмент, материал, назначение. Воспитание бережного отношения к предметам. | |
Апрель | 26 | Звук С. Домашние птицы | Закреплять правильное произношение звука С. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о птицах и их детёнышах, и их образа жизни; -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние птицы»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: -уточнить произношения в звукоподражаниях (га-га, ко-ко, кря-кря, кукареку); - расширять глагольный словарь: (сидит, клюёт, пьёт, щипает, крякает, гогочет, кукарекает, пищат); -учить употреблять предлоги: на, за, в; - употреблять в речи существительные в родительном падеже; Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. |
27 | Звук Р. Домашние птицы и их детёныши | Формировать правильное произнесение звука Р. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Р. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о птицах и их детёнышах, и их образа жизни; -способствовать усвоению обобщающего понятия «Домашние птицы»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: -уточнить произношения в звукоподражаниях (га-га, ко-ко, кря-кря, кукареку); - расширять глагольный словарь: (сидит, клюёт, пьёт, щипает, крякает, гогочет, кукарекает, пищат); -учить употреблять предлоги: на, за, в; - употреблять в речи существительные в родительном падеже; Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. | |
28 | Звук Р. Дикие птицы | Формировать правильное произнесение звука Р. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Р. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Расширять и уточнять знания о птицах: названия нескольких птиц (ворона, воробей, дятел, синица); их отличительные признаки; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто. -способствовать усвоению обобщающего понятия «Дикие птицы»; Формировать лексико-грамматич. средства языка: - закрепление понятий «одуш. и неодуш. - усвоение категории род. п. в ед. и множ. ч.; -учить употреблять предлоги: на, за, в; - согласование числит. с сущ. Воспитывать добрые чувства к окружающему миру. | |
29 | Звук Р. Весна. Признаки весны | Закреплять правильное произношение звука Р. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме. Учить называть основные признаки весны. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - образование мн. ч. сущ. (лист – листья); - образование сущ. с уменьш.- ласкатель. суффиксом; - закреплять умение согласовывать прилагательное с сущ. (дождь холодный, ветер сильный); - глагол с сущ. (листья падают, желтеют; дождь капает, льёт, мочит). Составление рассказа «Весна» по опорным предметным картинкам. Воспитывать любовь к природе. | |
30 | Звук Ш. Мой дом | Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. Формировать и обогащать словарь по теме: названия основных частей дома (стены, крыша, дверь, окно и т. д.); для чего он нужен; понятия один этаж, много этажей. Формировать лексико-грамматич. средства языка: - составление предложений по образцу логопеда; - образование относительных прилагательных (дом из брёвен – бревенчатый); - усвоение категории предложного падежа ( в домике есть мебель, одежда); - упражнять в употреблении предлогов: около, из, из-за, под, между. Пересказ сказки «Три поросёнка» по вопросам логопеда. Воспитание любви к своему дому. . | |
Май | 31 | Звук Ш. Повторение пройденного материала | Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику.
|
32 | Звук Ш. Повторение пройденного материала. | Закреплять правильное произношение звука Ш. Формировать правильное произнесение звука Ш. Формировать и развивать артикуляционный праксис звука Ш. Развивать слуховое восприятие, внимание, память. Развивать речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать артикуляционную моторику. | |
33-35 | Диагностика | Обследовать уровень развития речи на начало учебного года |
Требования к уровню подготовки детей
Дети должны научиться к концу четвертого года обучения:
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- понимать обращенную речь;
- пользоваться фразовой речью;
- понимать и использовать в активной речи предлоги;
- овладеть простыми правилами словоизменения, словообразования;
- составлять небольшие рассказы пересказывать небольшие тексты и сказки.
Способы проверки знаний, умений и навыков
В сентябре проводится вводная диагностика детей группы с целью выявления уровня развития речи. В мае проводится итоговая диагностика с целью определения динамики развития речи. Диагностика проводится по методике Е.А. Стребелевой «Методика обследования речи детей» и Коненковой «Обследование речи дошкольников»
Методы диагностики: наблюдение за детьми, беседа с ребёнком по картинкам, использование реальных предметов и игрушек.
На основании диагностических данных дается индивидуальное логопедическое заключение, составляется индивидуальный коррекционный план работы с ребенком.
Список средств обучения
- Технические средства обучения (магнитофон, мультимедийный проектор)
- Учебно-наглядные пособия (картинки, модели, игрушки, дидактические игры и т.д.).
Список литературы
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» 2003г.
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» 2009г.
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Комплексное планирование для групп детей разноуровнего развития»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут в группе детей со сложной структурой дефекта
Современная система дошкольного образования определяет приоритетные задачи построения адекватной системы психолого – педагогического сопровождения, воспитание и обучения детей с ограниченн...
Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта
картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия детей со сложной структурой дефекта от 3 до 7 лет...
Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта
картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...
Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей сос сложной структурой дефекта
Дидактические игры на развитие слухового внимания и восприятия у детей со сложной структурой дефекта...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"
В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...
Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта
Картотека дидактических игр по формированию слухового внимания и восприятия для детей со сложной структурой дефекта...