Психология. Ощущение и восприятие
статья по теме

Барановская Наталья Ярославовна

Все психические процессы, с помощью которых человек познает мир, называются познавательными психическими процессами. К ним относятся: ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память, мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologiya._oshchushchenie_i_vospriyatie.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

-1-

Ощущение и восприятие

1. Отличие восприятия от ощущений. 

Ощущение  и  восприятие – познавательные  психические  процессы.

Группа психических явлений, которая называется “Психические процессы”, включает в себя три подгруппы психических явлений:

1. Познавательные психические процессы

2. Эмоции и чувства

3. Воля

Все психические процессы, с помощью которых человек познает мир, называются познавательными психическими процессами. К ним относятся: ощущения, восприятия, представление, воображение, внимание, память, мышление. 

На ощущении и восприятии строятся все наши представления о внешнем мире. Вся информация окружающего мира поступает к нам через ощущения и обрабатывается нашим восприятием для дальнейшего использования.

Ощущение – первая ступень познания.

Это самый простой из познавательных процессов, т.к. он является неразложимым на другие, более простые процессы. Ощущения являются как бы психическими кирпичиками, из которых построено все сложное строение человеческой психики. Это самое первое соприкосновение нашего внутреннего мира с внешним миром с помощью сенсорной системы.      Ощущение — основа знаний об окружающем мире. Это отражение отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Через ощущения мы узнаем о цвете, вкусе, запахе, движении, положении в пространстве и многом другом в окружающем и нашем внутреннем мире. Благодаря ощущениям появляются целостные, предметные восприятия. Весь объективный мир отражается психикой в чувственной форме с помощью органов чувств. Ощущения превращают энергию внешнего воздействия в энергию сознания. Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляя материал для построения психических образов. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания и играют огромную роль в процессе обучения. Если нет ощущений, то не возникает и познание.  На ощущениях основаны другие, более сложные познавательные процессы: восприятие, воображение, память, мышление.                                                                                          С одной стороны, ощущения объективны, то есть зависят от внешних свойств раздражителя, поэтому окружающий мир воспринимается людьми более -менее одинаково (трава зеленая, дождь мокрый, камень твердый).

                                                       -2-

С другой стороны, в ощущениях есть и доля субъективности, обусловленная состоянием нервной системы и индивидуальными особенностями человека. Например, одному человеку музыка кажется громкой, а другому такая громкость - в самый раз. Кто-то совсем не боится грома (он просто очень громкий, но, в принципе, не опасный), а кто-то боится мышку (хотя она маленькая и слабенькая).

Ощущение – это психический,  познавательный процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов  и явлений с помощью органов чувств. 

Качественными характеристиками ощущений являются:

1.      Интенсивность

2.      Длительность

3.      Эмоциональный тон (чувственный тон ощущений)

Отдельные свойства предметов, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас ощущения.  Это происходит благодаря работе анализаторов.

Нервно - физиологический аппарат, с помощью которого происходит отражение окружающей действительности, называется анализатором. Он состоит из трех частей:

1. Рецептор (нервное окончание органа чувств).

2. Проводящая часть (нерв, который проводит нервное возбуждение от  

    рецептора к центрам спинного и головного мозга).

3. Соответствующий центр в коре головного мозга, где возникает        

    субъективный образ ощущения.

Ощущения имеют рефлекторный характер.

Для возникновения ощущения нужно, чтобы какой-нибудь раздражитель воздействовал на орган чувств, в котором под действием раздражения возникнет нервный процесс – процесс возбуждения.

При воздействии на рецептор раздражителя по проводящим нервным путям в мозг идет сигнал, попадающий в соответствующий центр коры больших полушарий мозга, где и возникает ощущение.

Например: световые волны, воздействуя на сетчатку глаза вызывают в ней процесс возбуждения, которое по нервному проводнику передается в зрительный центр мозга, где с помощью особых клеток, нейронов, возникает ощущение.

Механизм возникновения ощущения состоит из 3-х этапов:

1. Физический этап. 

     На этом этапе  необходимо воздействие какого-то физического    

     раздражителя на соответствующий рецептор.

2. Физиологический этап. 

    В него объединены три последовательных шага:

    а) возникновение возбуждения в рецепторе;

   

                                                           -3-

    б) проведение возбуждения в соответствующий центр коры больших    

        полушарий;

    в)  концентрация возбуждения в соответствующем центре коры больших  

          полушарий мозга, либо переключение его  на другие нервные  

          образования в коре больших полушарий.

3. Психический этап. 

    Возникает  субъективный образ – ощущение.

Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного раздражения на соответствующий рецептор, то первоначальная классификация ощущений опирается на названия рецепторов, которые дают ощущения данного качества и модальности.                                         В зависимости от расположения и функции рецепторов ощущения могут быть:                                                                                                  1) экстерорецептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела


2) 
интерорецептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т. п.)


3) 
проприорецептивные, возникающие в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении частей тела.

 

1.Экстерорецепторы (воздействие из вне):                   1. Экстерорецептивные ощущения:

     1) ретина (сетчатка глаза) -                                       1) зрительные ощущения

     2) кортиев орган (орган слуха)                                  2) слуховые ощущения

     3) рецепторы в обонятельных полях                        3) обонятельные ощущения

     4) вкусовые почки                                                      4) вкусовые ощущения

     5)  нервные окончания в кожных покровах            5) “кожные” ощущения:

  • тактильное прикосновение
  •  давление
  • боли
  • холода
  • тепла

2. Проприорецепторы (между мышцами):             2.  Проприорецептивные  ощущения:

         1) нервные окончания в мышцах, сухожилиях,           1) кинестетические    

            (двигательные) суставных поверхностях                 

         2)  нервные окончания в вестибулярном аппарате      2) ощущения  

              равновесия  (в полукружных каналах)

 

 

                                                                   -4-

     3. Интерорецепторы :                                               3. Интерорецептивные ощущения:

1) во внутренних органах, сосудах желудка,                     1) органические:

    кишечника                                                                            -  сытость                                                                                                    -  голод

                                                                                                   -  жажда                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

2) в стенках сосудов кровеносной системы,                  2) удушье, давление

        дыхательной системы

3) в мочеполовой системе                                                3) оргазмы       

Самым важным видом ощущений можно считать зрительные ощущения. Ведь именно с помощью зрительных ощущений человек получает почти 90% информации из внешней среды. В сетчатке глаза имеются нервные окончания двух типов, которые по своему внешнему виду получили названия: палочки и колбочки.

При помощи колбочек мы видим цвет, а палочки предназначены для видения при слабом свете.

Слуховые ощущения дают нам данные о высоте, силе и тембре звука.

Интенсивность слухового ощущения (громкость) – зависит от амплитуды колебания источника звука и от высоты звука.

Вкус и обоняние
Поскольку эти виды ощущений стимулируются химическими веществами, их относят к химической чувствительности. За ощущение запаха ответственны газообразные вещества, которые улавливаются рецепторами, расположенными в полости носа, тогда как ощущение вкуса вызывают жидкости, которые стимулируют вкусовые луковицы на поверхности языка. Чувствительность обонятельных рецепторов может быть настолько высокой, что нескольких молекул газа уже достаточно, чтобы ощутить их с помощью обоняния.                                                                                        Проприоцептивные чувства: кинестетические и вестибулярные ощущения.
Благодаря кинестетической чувствительности человек ощущает положение своего тела и конечностей даже с закрытыми глазами. Без этого люди были бы вынуждены ощупывать свои ноги либо смотреть на них, чтобы ходить должным образом. Кинестетические рецепторы обнаружены в сухожилиях, суставах и мышцах. Эти «глубинные рецепторы» обеспечивают ощущения, отличные от возникающих на поверхности тела. Поэтому, даже если рука потеряла кожную чувствительность, человек все же способен воспринимать вес, размеры и форму находящегося в ней предмета, например шариковой ручки. Во внутреннем ухе локализованы детекторы движения, составляющие вестибулярный аппарат – орган равновесия.

                                                      -5-

В преддверии внутреннего уха размещаются три полукружных канала, имеющие расширения в виде двух мешочков и ампул. В них находятся рецепторы, воспринимающие вращательные и прямолинейные движения головы и посылающие импульсы в мозг; в результате возникают ощущения, от которых зависит чувство равновесия. Повреждение указанных структур приводит к нарушению чувства равновесия; временное его нарушение можно вызвать искусственно, если кататься на карусели или каким-то иным способом чрезмерно стимулировать полукружные каналы.                                                            Кожная чувствительность
Кожа является органом чувств, и связанные с ней ощущения названы кожными. Не всякое прикосновение воспринимается, поскольку для достижения порога чувствительности на кожу надо надавить с достаточной силой. Стимуляция любого органа чувств, превышающая верхний абсолютный порог ощущений, вызывает боль; если же стимул настолько слаб, что не достигает нижнего абсолютного порога, то он не воспринимается. Для разных ощущений пороги различны. Волоски на теле являются высокочувствительным инструментом, и для ощущения прикосновения достаточно, чтобы они были просто согнуты. Так называемый физиологический ноль (кожный ноль) соответствует температуре, ниже которой возникает ощущение холода, а выше – тепла. Физиологический ноль сдвигается при адаптации тела к определенной температуре. Это явление объясняет, почему вода в ванне может казаться такой горячей, когда в нее только погружаешься, но через некоторое время становится приятной. Когда температура повышается, чувствительность к теплу снижается, а чувствительность к холоду возрастает. Изучение феномена болевой чувствительности осложняется тем, что он часто включает в себя факторы, связанные с эмоциями и темпераментом. Например, страх перед креслом зубного врача может понизить болевой порог. Парадоксально, что сам мозг нечувствителен к боли, но «регистрирует» боль, возникающую во всех остальных участках тела. Установлено, что ощущение боли связано с функцией коры больших полушарий (ее определенных зон), однако болевого центра в коре пока не обнаружено. Но не всякий раздражитель, который воздействует на орган чувств, вызывает ощущение.  Например, пылинку, которая упала на тыльную сторону ладони,  мы не чувствуем. Мы не слышим, как идут наручные механические  часы, которые лежат на столе.  Почему это происходит? Что нужно, чтобы возникло ощущение. Очевидно, что раздражитель должен быть более интенсивным.

Рассмотрим  психофизические закономерности ощущений. 

1.   Пороги в ощущениях могут быть трех видов:

      а) абсолютный нижний порог ощущения.

      Это- минимальная величина раздражения, вызывающая ощущение.

      Чем ниже порог, тем более чувствителен анализатор, т.е. тем выше  

      чувствительность.

                                                         -6- 

      б) верхний абсолютный порог ощущения 

      Это-максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение  

      которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение.     

      Например: сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий

      (по частоте колебаний свыше 20 000 Гц) – вызывает исчезновение  

      ощущений (слышимый звук переходит в ультразвук).

      в) относительный порог или порог различения 

      Это минимальное различение между раздражителями, которое человек

      замечает. Например: чуть сладкий чай в стакане Вы хотите сделать

      немного слаще. Добавляете  один кристаллик сахара и пробуете -  чай   

      слаще не стал. Добавляете еще один – результат тот же. Нужно добавить

      определенное количество кристалликов сахара для того, чтобы Вы

      почувствовали, что чай в стакане стал чуть слаще. Теперь Вы отличили

      более сладкий вкус от менее сладкого. Порог различения, это

      относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть

      первоначальной силы раздражителя надо прибавить(или убавить) чтобы

      получить едва заметное ощущение изменения силы данного        

      раздражителя. Относительные пороги теряют значение при очень слабых

      и очень сильных раздражителях.

2. Закономерность  компенсации  (замены, возмещения).

Закономерность компенсации состоит в том, что в случае отсутствия или ослабления какого-либо ощущения другие ощущения развиваются сильнее, они стараются как бы заменить отсутствующие. Например: незрячие люди имеют  хорошо развитый слух, низкий порог тактильной чувствительности.

 

3. Адаптация.

Адаптация – это изменение чувствительности  анализатора под влиянием действия раздражителя. Адаптация (приспособление) может идти по трем направлениям:

а) чувствительность повышается под воздействием слабого раздражителя. Например: представьте, что Вы опоздали  на киносеанс и вошли в зал, когда фильм уже начали демонстрировать. В первые секунды Вы почти ничего не видите в зале. По прошествии нескольких секунд начинаете различать отдельные предметы, объекты, а немного позднее свободно различаете лица людей. Что происходит со зрительным анализатором? Его чувствительность повышается. (она увеличивается в 20 000 раз).

б) чувствительность падает при воздействии сильного раздражителя. Например: представьте, что Вы вошли в аптеку и ощущаете стойкий специфический запах. Но по прошествии некоторого времени Вы почти

его не чувствуете.  

в) Ощущения совершенно исчезают в процессе продолжительности действия раздражителя.

                                                        -7-

Например: если человек работает на производстве, сопровождающемся специфическим запахом, то через  несколько месяцев он может перестать замечать этот запах.

Скорость адаптации  анализаторов различна. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Например: полная адаптация к запаху  йода наступает уже через 1 минуту. За ними  идут слуховой, вкусовой, зрительный анализаторы.  Для полной адаптации к темноте зрительному анализатору  необходимо 45 минут. Зрительная чувствительность при этом возрастает в 200 000 раз.

 

4. Контраст. 

Одно ощущение по контрасту может усиливать или ослаблять другое. Например: если Вы съели сладкое пирожное, а после этого откусили яблоко, то оно кажется Вам кислым. Контраст может быть:

         а) последовательным,

         б) одновременным.

Если некоторое время смотреть на зеленый прямоугольник, а потом перевести взгляд на белый лист бумаги, то вы увидите на белом листе отпечаток такой же формы, но другого цвета. Это эффект последовательного цветового контраста.

Если Вы поместите  два одинаковых серых прямоугольника, по одному  на белый и на черный фон, то увидите, что эти серые прямоугольники кажутся Вам окрашенными в разные серые тона: один из них светлей, а другой - темней. Это эффект одновременного цветового контраста.

 

5. Синестезия. 

Синестезия – это явление слияния ощущений. Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения другого вида. Например: звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет – вкусовое ощущение (ощущение кислого). Это явление  объясняется теорией локализации. Например: в коре  головного мозга   звуковой и зрительный центры  располагаются рядом. Поэтому, при  умеренном раздражении звукового центра может возбуждаться и зрительный анализатор, либо  наоборот. У разных людей степень выраженности  этого явления различна. Известно, что часто художники или музыканты могут описывать цвет с помощью звука, или звук с помощью цвета.

6.Сенсибилизация. 

Сенсибилизация – это усиление ощущения, повышение чувствительности, которое возникает благодаря взаимодействию и контраста, и синестезии. Повышение чувствительности под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией.

                                                           -8-

Например : чувствительность повышается, если человек ожидает действия того или иного слабого раздражителя. Или : чувствительность совершенствуется в результате упражнений. Опытный шлифовальщик видит трещину в изделии шириной 

в 0,0005 мм, когда для обычного глаза это – 0,1мм. Взаимодействие  ощущений  приводит в одних случаях к сенсибилизации, к повышению чувствительности (слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность) , а в других случаях – к ее понижению т.е. к десенсибилизации.  Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Например: сильный шум

в громких цехах понижает зрительную чувствительность.                     Ощущения — основа чувственного познания окружающего мира.

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний.

В отличие от ощущений, передающих отдельные качества предмета, восприятие представляет собой целостный предметный образ.

Насколько это свойственно для восприятия вообще, такие ключевые раздражители становятся значимыми – т.е. распознаваемыми – в результате умения и опыта. Например, наблюдая в линейной перспективе параллельные прямые, мы воспринимаем их зримое сближение (по мере удаления) как кажущееся; такое восприятие не является «автоматическим», доступным младенцу, но зависит от сформировавшегося в результате приобретенного опыта представления об этом явлении. Сходным образом зависит от умения и соответствие, устанавливаемое между величиной объекта и его удаленностью; чем крупнее выглядит объект (например, летящий самолет), тем ближе он кажется, чем мельче – тем он кажется дальше.                                                                                                         Так же как и ощущение, восприятие относится, преимущественно, к тому анализатору, через который окружающая действительность влияет на нервную систему субъекта.                                                                               Процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами, только когда сможем назвать воспринимаемый образ), чувствами (определенным           образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной          форме произвольно организуем процесс восприятия).                                                                                                                            Образ восприятия , т.е. отражение в субъективном плане реальных предметов или их свойств, с которыми взаимодействует деятельный субъект, выступает как результат синтеза ощущений. Когда человек взаимодействует с яблоком, то отражает в ощущениях запах, цвет, ощущает его упругость, тяжесть, его гладкую поверхность, то воспринимает свежее, круглое, румяное, ароматное яблоко.                                                                                                                                    

                                                          -9-

Тем не менее под восприятием понимается значительно больше, чем просто сумма ощущений, приобретаемых при взаимодействии с предметом. Воспринимая некоторый объем, человек знает, что этот объект имеет характерные особенности, можно или нельзя его есть, что это плод или не относится к растительному миру. Воспринимаемый предмет человек неизменно связывает с определенным словом, например, «яблоко», которым называется не какой-либо конкретный запах, форма вкус, или цвет, но весь воспринимаемый объект как единое целое.                                            Восприятие отличается от ощущений также и тем, что:                                              1) возможно одинаковое восприятие двух разных ощущений                                        2) возможно разное восприятие одного и того же ощущения.                         Пример изменения восприятия при неизменности стимулов дают т.н. «двойственные изображения». Хорошо известен рисунок, на котором два черных профиля образуют контур белой вазы. Если воспринимается ваза – профили кажутся просто «фоном»; если «фигурой» выступают профили – «фоном» становится ваза. Пример того, как разные ощущения вызывают одинаковое восприятие, – транспозиция в музыке: мы слышим одну и ту же мелодию независимо от того, в какой тональности она звучит. Оба феномена – как сдвиг, так и постоянство (константность) в восприятии структур – объясняются законами гештальтов восприятия*.                                                 К ним же относятся:                                                                                          близость (сгруппированные стимулы, например, группы музыкальных нот, ритмические звуки, типа постукивания или сгруппированные физические объекты, воспринимаются как связанные между собой);                                 сходство (сходные по какому-нибудь признаку объекты объединяются в общую группу, например высокие тона, перемежающиеся низкими); завершение (добавление недостающих частей стимулов, как в случае          нарисованных пунктиром букв или цифр). __________________________________________________________________

* В первой трети ХХ века во Франкфурте-на-Майне под руководством Макса Вертгеймера (1880 - 1943) возникла новая психологическая школа - школа гештальт-психологии (от нем. Gestult - форма, структура). В нее входили известные психологи Вольфганг Келер (1887 - 1967) и Курт Коффка   (1886 - 1941).
В опытах Вертгеймера по восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостные образования (гештальты), неразложимые на сенсорные первоэлементы. Психические образы - не комплексы ощущений, они вписываются в изначально сформированные психические структуры. Под влиянием концепции, выдвинутой в свое время Брентано, Вертгеймер стал приверженцем деятельной сущности сознания: сознание активно - оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на некоторые изначально имеющиеся структуры - гештальты.В исследованиях гештальтпсихологов было открыто множество феноменов зрительного восприятия(в 20-е годы - 114 законов гештальта):

  • взаимодействие фигуры и фона,
  • целостность и структурность восприятия,
  • апперцепция,
  • прегнантность - стремление восприятия к "хорошей" форме (простой и упорядоченной),
  • константность восприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий его восприятия),
  • феномен "близости" (тенденция к заполнению пробелов между смежными элементами воспринимаемой фигуры).
  • фи-феномен

                                                         -10-

2. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).
Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения
артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.                                                                                                       Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства); рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др. Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет   задачу как психологии, так и других отраслей знания физиологии, кибернетики.

Зрительное восприятие — совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира. Из этих процессов более простые обеспечивают восприятие цвета, которое может сводиться к оценке светлоты, или видимой яркости, цветового тона, или собственно цвета, и насыщенности как показателя отличия цвета от серого равной с ним светлоты. При этом основные механизмы цветового восприятия имеют врожденный характер и реализуются за счет структур, локализованных на уровне подкорковых образований мозга.

                                                     -11-

Более филогенетически поздними являются механизмы зрительного восприятия пространства, в которых происходит интеграция соответствующей информации о пространстве, полученной также от слуховой, вестибулярной, кожно–мышечной сенсорных систем. В пространственном зрении выделяют два основных класса перцептивных операций, обеспечивающих константное восприятие. Одни позволяют оценивать удаленность предметов на основе бинокулярного и монокулярного параллакса движения. Другие позволяют оценить направление. В основном пространственное восприятие обеспечивается врожденными операции, но их окончательное оформление происходит в приобретаемом в течение жизни опыте практических действий с предметами. Пространственное восприятие является основой восприятия движения, которое также осуществляется за счет врожденных механизмов, обеспечивающих детекцию движения. Более сложными операциями зрительного восприятия является операции восприятия формы, которые и в филогенезе, и онтогенезе формируются достаточно поздно. Основой выступает восприятие пространственных группировок как объединение однотипных элементов, расположенных в достаточно узком зрительном поле.

Слуховое восприятие — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора. Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в форме звукового образа, в котором можно выделить три параметра: громкость, которая соотносится с интенсивностью звукового раздражителя; высоту, соответствующей частоте, и тембр, или „окраска“  (для сложных звуков), который соответствует структуре звукового спектра.

Осязание- способность животных и человека воспринимать действие факторов внешней среды с помощью рецепторов кожи(тактильные ощущения), опорно-двигательного аппарата (мышц, сухожилий, суставов и др.), а также некоторых слизистых оболочек (на губах, языке и др.).     В основе процесса О. лежит раздражение различных видов рецепторов (механорецепторов, воспринимающих прикосновение, давление, растяжение; терморецепторов, воспринимающих тепло и холод; рецепторов боли) и последующее преобразование поступающей  информации центральной нервной системой, включая кору больших полушарий. Восприятие предметов внешней среды с помощью осязания позволяет оценивать их форму, размеры, свойства поверхности, консистенцию, температуру, сухость или влажность, положение и перемещение в пространстве. Осязание существенно расширяет представления организма об окружающем мире, играет важную роль в его жизнедеятельности. Пользуясь осязанием слепые могут читать, выполнять различные тонкие ручные работы, ориентироваться в пространстве и т.д.

                                                        -12-

У людей, лишённых как зрения, так и слуха, осязание- основной источник информации о внешнем мире, может быть развито исключительно высоко.

Вкусовое восприятие.                                                                                                            Вкусовой анализатор — нейрофизиологическая система, работа которой обеспечивает анализ химических веществ, поступающих в полость рта. Представлен периферическим отделом, образованным вкусовыми луковицами, расположенными прежде всего в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках; специфическими нервными волокнами, которые достигают продолговатого мозга, затем вентральных и медиальных ядер таламуса; подкорковыми и корковыми структурами, находящимися в оперкулярной области больших полушарий и в гиппокампе. Чувствительность различных участков языка к вкусовым раздражителям неодинакова (наиболее чувствительны: к сладкому — кончик языка, к кислому — края, к горькому — корень, к соленому — кончик и края). При продолжительном действии вкусовых раздражителей происходит адаптация, наступающая быстрее к сладким и соленым веществам, медленнее — к кислым и горьким.                                                                

Обоняние — способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Химические вещества, распространяемые в виде пара, газа, пыли и пр. попадают в полость носа, где взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Минимальная концентрация пахучего вещества, вызывающего обонятельное ощущение, называется абсолютным порогом чувствительности. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ — сладости). Одновременное действие нескольких пахучих веществ может приводить к их смешению, взаимной нейтрализации, вытеснению одного запаха другим, появлению нового запаха. Последовательная смена запахов, приводящая к увеличению чувствительности к одному запаху после действия другого используется в парфюмерии. Для классификации запахов в настоящее время используются схема, включающая четыре основных запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный. В зависимости от объективных условий (температура и влажности) и функционального состояния организма (например, суточных колебаний — днем чувствительность меньше, чем утром и вечером) и целеориентированности деятельности интенсивность обоняния, для определения которого обычно используется девятибалльную шкалу, может колебаться в достаточно широких пределах. Обоняние, в частности, существенно усиливается во время беременности.

                                                       -13-

При значительном по времени контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой носа происходит адаптация, приводящая к снижению чувствительности. Полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.

3. СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.                                                                                                        Психологи выделяют четыре свойства восприятия образа: Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия.                        Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных       друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.                                                                                                    Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.                                Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия (осмысленность и означенность) проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

В житейском понимании этих явлений описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте.

                                                          -14-

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения - ведущего органа чувств у человека. Выяснилось, что восприятие человеком осмысленных изображений происходит достаточно сложным образом. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. В повседневной практике, и это установлено абсолютно точно, при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых, мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом. Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.          В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки  (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет. Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения- расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом. Скорость движения, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях. Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» - определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

                                                             -15-

В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его. Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут. Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление детей с органами восприятия и ощущения".

Конспект НОД для детей старшей группы....

Консультация психолога "Репрезентативные системы восприятия дошкольников"

В консультации полно и доступно изложены основные  типы репрезентативных систем дошкольников и рекомендации по развитию, воспитанию и пониманию детей. Рекоендовано психологам ДОУ в работе с педаг...

Занятие психолога на развитие восприятия, внимания и словарного запаса

Занятие психолога на развитие восприятия, внимания и словарного запасаВсем известно, что в дошкольный период ведущей деятельностью является игра. Играя вместе с ребенком, мы создаем благоприятную, в т...

Развитие в условиях зрительной депривации тактильных ощущений и восприятия

Совершенно очевидно, что зрительная депривация обуславливает серьёзные потери в области чувственного познания, влияет на развитие психики и её проявления. Поэтому важно в период дошкольного детства на...

Дошкольное воспитание психология дошкольника, особенности восприятия

Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия...

Развитие ощущений и восприятия

Доказано, что новорожденный различает звуки речи (фонемы), т.е. у него уже проявляется способность, которая позволит в дальнейшем понимать речь. Новорожденный, по-видимому, воспринимает постоянство фо...

Развитие отдельных видов ощущений и восприятия у детей дошкольного возраста.

Сенсорика не дана ребенку от рождения в готовом виде, она формируется в процессе его жизни.Органической предпосылкой сенсорного развития является созревание анализатора. Однако для сенсорных процессов...