Развитие в условиях зрительной депривации тактильных ощущений и восприятия
презентация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_v_usloviyah_zritelnoy_deprivatsii_taktilnyh_oshchushcheniy_i.pptx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль зрения – 90% отражательная функция . Через зрительную систему человек получает более 80 % информации о внешнем мире . Восприятие –психический процесс отражения предмета или явления в целом, в совокупности его свойств и частей. Зрительная депривация – это частичное или полное лишение ребенка зрительных потребностей . Роль зрения
1 . Слепые ( незрячие): - Тотально слепые (острота зрения от 0 до 0,005). Отсутствует светоощущение и цветоразличение. Ведущий анализатор тактильно-кинестетический. - Лица с остаточным зрением : «практическая слепота» (острота зрения от 0,005 до 0,04). Есть светоощущение и цветоразличение. Ведущий анализатор 50/50 тактильно-кинестетический/зрительный. 2. Слабовидящие (острота 0,05 – 0,4). Ведущий анализатор – зрительный. По времени приобретения дефекта: • Слепорожденные — дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет, не имеющие зрительных представлений. • Поздноослепшие — лица, утратившие зрение в более старшем возрасте. Классификация по степени тяжести:
Особенности восприятия : фрагментарность схематизм низкий уровень обобщенности вербализм (за словом нет образа) суженный круг представлений низкая ориентировка при выполнении предметно-практических действий обеднение эмоциональной сферы замедленность зрительно-пространственной ориентировки низкий уровень познавательной деятельности
В период дошкольного детства научить детей , правильно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). ВАЖНО:
Многие дети с нарушениями зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев рук. Движения носят нечеткий, неловкий характер. Вследствие малой двигательной активности мышц рук оказываются вялыми или слишком напряженными. По выражению И.М. Сеченова , зрение слепому заменяет именно рука , которая дает представления и знания о предметах, кроме цвета и видения вдаль.
1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов; 2. Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов 3. Формирование осязательного обследования и восприятия предметов; 4. Формирование навыков использования осязания в процессе продуктивной деятельности; 5. Формирование умений использовать осязание в процессе игровой и бытовой деятельности. Приёмы тактильного (осязательного) обследования предметов окружающего мира :
Для развития тактильной чувствительности у детей с нарушениями зрения необходима предметно-пространственная развивающая среда , включающая разнообразные материалы . Гармоничность сочетания разных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения , но и создают особый эмоциональный настрой . Организация предметно-развивающей среды
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.” ( В.А. Сухомлинский ). Дидактические игры играют большую роль в развитии тактильных ощущений и восприятия. Формы и методы:
Благодарю за внимание
1. Ананьев, Б.Г. Развитие тактильной чувствительности / Б.Г.Ананьев. – М.:Просвещение , 1985. 2. А. В. Запорожец, Л. А. Венгер , В. П. Зинченко, А. Г. Рузская Восприятие и действие / Под ред. Запорожец А. В. // М.: Просвещение. 1967. 3. Григорьева, Л.П., Бердянская М.Э. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М.: Школа-Пресс, 2001. 4 . Мясникова , Л.В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения / Л.В.Мясникова . – Саратов, 2006. 5 . Плаксина, Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. — М. : Город, 1998. 6 . Ремезова Л. А., Лапшина Т. В., Касаткина С. Н., Юрлина О. Ф. Развитие осязательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения: Монография. // Самара: Изд-во ПГСГА, 2011. 7 . Юрлина , О. Ф. Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения / О. Ф. Юрлина . // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар . науч . конф . (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва Литература:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук через тактильные ощущения.
В рекомендациях рассказано об играх и упражнениях для мелкой моторики рук , которые могут использовать родители в своей совместной деятельности с детьми....
Проект на развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Озорные пальчики».
Проект «Озорные пальчики» предназначен для работы с детьми дошкольного возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образов...
Использование игрового оборудования по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду
Игровое оборудование по развитию мелкой моторики рук и тактильных ощущений в детском саду...
Презентация "Методическое пособие для развития мелкой моторики рук и тактильных ощущений"
Цель данного пособия - способствовать развитию у детей зрительного, сенсорного и тактильного восприятия. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Сначала всё должно проис...
Консультация для родителей " Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения "
Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения...
Пособие для развития сенсорного восприятия и тактильных ощущений «Нарядная ёлочка».
Пособие предназначено на формирование восприятия у дошкольников младшего возраста и детей с ОВЗ двух сенсорных эталонов (форма и цвет). А также, направлено на развитие мелкой моторики пальцев ру...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения"
Развитие мелкой моторики рук через тактильные ощущения...