Структура стабильного возраста
презентация по психологии
Рассматривается структура стабильного возраста по Л.Н. Выготскому
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_stabilnogo_vozrasta.pptx | 653.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Структура возраста Периодизация детского развития – фундаментальная проблема возрастной психологии, имеющая актуальные теоретические и практические аспекты . Структурой возраста Выготский назвал «внутреннее строение процесса развития» в пределах возраста, понимая этот процесс как «единое целое», «законами строения» которого «определяется строение и течение каждого частного процесса развития, входящего в состав целого ». В каждом возрасте происходят присущие только ему новообразования, зарождение новых психических свойств, состояний, которые у всех проявляются индивидуально.
Основные принципы детского развития В трудах Л. С. Выготского детское развитие предстает как ряд этапов овладения поведением и средствами («инструментами») его регуляции: « ребенок старшей ступени отличается от ребенка младшей ступени» развития «своим инструментарием» , связанным со «степенью овладения собственным поведением». К «инструментарию» относятся «психологические орудия», применяющиеся для овладения процессами поведения как «чужого» (внешняя регуляция), так и «своего» ( саморегуляция ). При этом формирование саморегуляции может рассматриваться как процесс интериоризации , т. е. перехода от внешнего процесса регуляции к внутреннему и , соответственно, от внешних психологических орудий к интериоризованным . Связав уровень («степень») овладения ребенком собственным поведением со стадией («ступенью») развития ребенка, Л. С. Выготский, тем самым, интерпретировал детское развитие как процесс развития регуляции ( саморегуляции ) .
Саморегуляция Саморегуляция – «наиболее общая и сущностная функция целостной психики человека», именно «в процессах саморегуляции и реализуется единство психики во всем богатстве ... ее отдельных уровней, сторон, возможностей, функций, процессов, способностей и т. п .». Регуляция ( саморегуляция ) репрезентирует целостную психику и потому служит методологически корректным критерием для выявлении ее структуры: «при определении высшего и низшего уровней психики в качестве основания должен быть выделен принцип регуляции деятельностью ». Соответственно , развитие саморегуляции репрезентирует развитие целостной психики (от низших ее уровней к высшим). Поэтому влияние обучения на развитие психики может рассматриваться как развивающее воздействие образования на регуляцию ( саморегуляцию ).
Определение стадии Выготский признал, что психика человека сохраняет в себе «задокументированную … последовательность развития ». Идея «о превращении последовательности этапов психического развития в иерархию уровней складывающейся психологической организации» выдвигалась и другими учеными. Стадию развития можно понимать как его отрезок между двумя уровнями развития, что, по-видимому, и имел в виду Г. С. Костюк, говоря о «возрастных переходах … от низших к высшим уровням … развития ». Если применить этот принцип к репрезентирующей целостную психику регуляции ( саморегуляции ), то стадия развития будет представлена как путь от одного уровня развития регуляции к следующему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа постоянно действующего семинара для педагогов по формированию у детей дошкольного возраста эмоциональной стабильности
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. ПРЕДИСЛОВИЕ...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)
1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...
Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)
Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...
Проект по формированию эмоциональной стабильности у детей дошкольного возраста.
Цель проекта: создание системы по формированию и развитию социально-эмоционального аспекта личности воспитанников (формирование эмоциональной стабильности детей)....
«Внедрение ТРИЗ – технологий в старшем дошкольном возрасте для воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в разных областях деятельности
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда...
Педсовет "Роль воспитательных воздействий на эмоциональную стабильность детей" "Создание условий для формирования эмоциональной стабильности детей"
Эмоциональная составляющая, как известно, играет важную роль в дошкольном возрасте. Проводя большую часть времени в детском саду, дети переживают в течение дня самые разные эмоциональные состояния: от...
КРИТЕРИЙ 1. ПУНКТ 1.1.Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией. Наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися ОПП
1.1.Наличие стабильных положительных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы (ООП) ДОУ по результатам педагогической диагностики (мониторинг за межаттестационный период)...