арт-технологии в работе с дошкольниками
презентация по психологии

Семенова Екатерина Григорьевна

в данной презентации представлен материал по арт-технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл арт технологии317.51 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды и направления арт-терапии с детьми разного возраста. Техники знакомства и начального этапа арт-терапии. Арт-технологии

Слайд 2

История возникновения арт-терапии Направления появления арт-терапевтических практик: Психиатрия Искусство Психология Сам термин «арт-терапия» появился впервые в работе 1938 г. Адриана Хилла, где он описывали работу с детьми в туберкулезном санатории и их рисунки. Он организует выставки, в т.ч. и собственных работ под названием: «Художник смеётся над болезнью / Победа художника над болезнью». В дальнейшем термин начинает использоваться в США основательницей арт-терапии, психоаналитиком Маргарет Наумбург. В 1964 г. была создана Британская ассоциация арт-терапевтов – первая профессиональная организация специалистов, использующих изобразительное искусство в целях лечения. В 1969 г. была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация. Примерно в эти же годы появились первые программы арт-терапевтического образования.

Слайд 3

Методологические направления арт-терапевтической работы Можно выделить три методологических направления в работе арт-терапевта. Каждое их них определяется целью работы. Во-первых, это психологическая методология. В основе такого подхода лежит цель помочь клиенту обрести внутреннюю целостность, решить психологические проблемы, повысить качество жизни, преодолеть травмы, стрессовые ситуации и др. Т акую деятельность может осуществлять дипломированный психолог, психотерапевт или психиатр. Во-вторых, это педагогическая методология. Целью этого подхода является научить клиента чему-то. Это может быть какой-то навык рисования, фантазирования, создания арт объектов, это может быть обучение определенным эмоциям или включение арт-методов в освоении иностранных языков, музыки, танца, индивидуальный подход в развитии художественных навыков и др. Эту деятельность чаще всего может осуществлять педагог. В-третьих, это социальная методология. Целью этого подхода является оказание помощи в рамках социального взаимодействия и адаптации. Чаще всего в такой ситуации нуждаются люди из социально незащищенных слоев населения или находящиеся в кризисной ситуации. Такую работу чаще выполняют волонтеры, социальные работники, тренеры, психологи, работая в формате группового общения.

Слайд 4

Принципы арт-терапии Триадичность Метафоричность Ресурсность

Слайд 5

Креативность и аутентичность Это уровень творческой одаренности. Не сводится только к интеллекту. Важным этапом в психодиагностике творческих возможностей человека послужили работы американского психолога Дж. Гилфорда , выделившего два типа мышления: конвергентное (последовательное, логическое) и дивергентное (альтернативное, многоплановое). Большинство психодиагностических тестов креативности не предполагают определенного числа ответов. В них нет правильных и неправильных решений, оценивается одно из свойств: Беглость. Общее количество идей, сгенерированных в ответ на раздражитель. Гибкость. Количество различных категорий соответствующих ответов. Оригинальность. Статистическая редкость ответов. Тщательность. Количество деталей в ответах. Аутентичность (подлинность). Это черта личности, способствующая тому, что человек следует своей природе (индивидуальности) и одновременно – своему пути. Описывается в экзистенциально-гуманистическом подходе.

Слайд 6

Методика Торренаса Торренс занимался исследованиями природы творчества. В 1966 году он предложил метод оценки степени творческой активности при помощи разработанных им тестов оценки творческого мышления.

Слайд 7

Воображение Высшая психическая функция ( Л.С.Выготский ) Воображе́ние — это психический познавательный процесс по спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, идей, представлений объектов, которые в опыте субъекта в целостном виде ранее не воспринимались или не могут быть восприняты посредством органов чувств. Эта способность человека создавать образы, представления и манипулировать ими, играет важную роль в таких познавательных процессах, как мышление (моделирование, планирование), память, игровая и творческая деятельность. Типы воображения по результатам процесса: Репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она воспринята и запомнена) Продуктивное (творческое) воображение: с относительной или абсолютной новизной образов. Типы воображения по степени целенаправленности: активное (произвольное) — включает воссоздающее и творческое воображение; пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

Слайд 8

Классификация видов и модальностей арт-терапии По активности субъекта активная, пассивная, активно-пассивная По модальности творчества: Искусства визуального ряда (арт-терапия в узком смысле) Изотерапия , рисунок Мозаика Коллажи Искусства, связанные с работой с пластическими материалами Глина Пластилин (особенно с детьми и натуральный из воска) Воск Соленое тесто для детей маленьких Песок Библиотерапия (работа со словом) Работа с готовыми произведениями (чтение) или создание своих Создание стихов ( синвейн , хайку) Жила была девочка, похожая на тебя … Дрис Бретт Создание писем и посланий Сказкотерапия Драматерапия (разыгрывание миниатюр, игровой момент) Музыкотерапия (глубинная техника, работа с готовыми произведениями, создание ритма и с музыкальными произведениями) Танцевально-двигательная терапия Современные виды искусства и новые виды практик Фототерапия Квиллинг терапия Фольклоротерапия Работа с вторичным материалом (стаканчики, предметы обихода) Кинотерапия Музеетерапия Мульфильмотерапия

Слайд 9

Психологические особенности детей 0-7 лет 0-3 года (близкая связь с мамой, особенности эмоциональной сферы и симбиотических отношений, роль благоприятного эмоционального состояния матери при нахождении в больнице, развитие наглядно-действенного мышления. Изотерапия , лепка, игротерапия , ТДТ, музыкотерапия). Кризис 3 лет. 3-6 лет (развитие наглядно-образного мышления, сюжетной игры, воображения; техники изотерапии , игротерапия , ТДТ). Кризис 7 лет (развитие словесно-логического мышления, социальных чувств, соперничества; техники изотерапии , лепки)

Слайд 10

Психологические особенности детей 7-18 лет Младшие школьники, 7 -9 лет (развитие словесно-логического мышления, социальных чувств, соперничества; техники изотерапии , лепки) Предподростки , 9-12 лет (завершение формирования логического мышления, мощные физиологические изменения, развитие личности. Техники изотерапии , драматизации, библиотерапи ) Подростки 12-18 лет (кризис подросткового возраста, развитие самосознания и идентичности, формирование зрелой личности и отделение от семьи, общение со сверстниками. Техники библиотерапии, изотерапии ).

Слайд 11

Техника знакомства «Визитная карточка – ладошка» Материал: А4, пастель или гуашь (на выбор), карандаш простой, ножницы*. Инструкция: «Обведите свою ладонь (Обведи свою ладошку). Это твоя визитная карточка. Раскрась ее образами и разными цветами, чтобы она отражала то, какой ты. Ладошка «Здравствуйте, это я!» ». Вопросы для рефлексии: Как было рисовать? Какую эмоцию вызывает рисунок? Какая часть рисунка нравится, не нравится? В какой части рисунка приятных или комфортных чувств больше всего? Как можно озвучить рисунок? Или что бы рисунок тебе сказал? Цель: работа с эмоциями, знакомство и работа с образом Я, индивидуальная и групповая работа. Подходит для детей от 5 лет. Подходит для начала работы. Возможна групповая работа с рисунком: все рисунки выкладываются как ковер и вешаются на стену. Какую ладошку хотелось бы пожать, поздороваться?

Слайд 12

Литература: Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2007. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., 2001. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии. – СПб., 2001. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия в работе с детьми и подростками. – М.: Когито -Центр, 2007. Case C. Art therapy. The handbook of art therapy. - Great Britain: Routledge: 1992. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. – М.: Класс, 2007. Колошина Т.Ю. Арт-терапия кризисных состояний // Московский психотерапевтический журнал, № 4 (47), 2005. – С. 154-169. Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетка в психотерапии. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система знаний. – СПб., 2003. Лоринг К. Бесценные воспоминания // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск: психотерапия искусствами. 2005, №4 (47). - С. 131-136. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. – М.: Генезис, 2003. Фопель К. Чтобы дети были счастливы: психологические игры и упражнения для детей школьного возраста – М., 2005. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. – Мн.: Харвест , 2004. Kramer E. Art as Therapy with Children. – New York: Schocken Books, 1987. Rubin J.A. Approaches to art therapy. Theory and technique. – New York, 1987. С.К. Нартова- Бочавер , Б.Д. Ирхин, С.И. Резниченко Диспозициональная аутентичность во внутриличностном пространстве // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2020. Т. 17. № 3. С. 500–519. DOI: 10.17323/1813-8918-2020-3-500-519 Psylab.info Семаго Н., Семаго М. http://nmsemago.ru/diagnost-komplekt Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской работы по теме: Использование элементов проблемно – диалогической технологии в работе с дошкольниками.

Проблемно – диалогическая технология позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности детей....

Технология психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса: «Информационно-коммуникационная технология в работе с дошкольниками».

Современный этап развития общества массовой глобальной коммуникации характеризуется активным использованием средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) во многих областях деятельности ч...

Мастер-класс «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников».

Цель мастер класса  Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования квест – технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Опыт работы детского сада «Применение нетрадиционных методик и здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками»

Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада....

Статья "Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками (из опыта работы воспитателя младшей группы)"

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Име...

«Кейс – технологии» в работе с дошкольниками. Технология – «Кейс – стади (ситуация)»

Основная задача - сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы со знаниями....