Реестр диагностических методик
материал по психологии
Реестр диагностических методов мониторинга, используемых педагогами-психологами ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» составлен на основе открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества опубликованный в Методических рекомендациях по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 декабря 2020 г. N Р-193)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reestr_diagnosticheskih_metodik_gbou_skoshi_v_vida.docx | 48.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат V вида»
| СОГЛАСОВАНО МО педагогов-психологов Протокол №___ от «___»___________20___г. Зам. директора по ВР ____________Л.А. Балданова Руководитель МО педагогов-психологов _______________С.В. Арьяева
|
Реестр диагностических методов мониторинга, используемых педагогами-психологами
ГБОУ «С(К)ОШИ V вида»
Составители: педагоги-психологи
Арьяева С.В.
Афанасьева М.М.
Серебренникова О.Д.
Тодоева И.С.
г. Улан-Удэ
2022 г.
Реестр диагностических методов мониторинга, используемых педагогами-психологами ГБОУ «С(К)ОШИ V вида» составлен на основе открытого реестра психодиагностических методик, вызывающих доверие профессионального сообщества опубликованный в Методических рекомендациях по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 декабря 2020 г. N Р-193)
Введение
Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится педагогами-психологами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
- составление социально-психологического портрета школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие:
1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
Примером такого обследования может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
- психологическое обследование школьников;
- анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах, выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы. В основу отбора материала при составлении данного психологического практикума положен принцип комплексности психологического исследования и психодиагностический принцип. Методики надежны, валидны и хорошо зарекомендовали себя на практике.
В 1 главе представлены методики диагностики воспитанников дошкольных групп (Экспресс-диагностика детей 4-6 лет Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Во 2 главе представлена диагностика личностной и познавательной сфер обучающихся 1-х дополнительных классов (экспресс-диагностика детей 6-7 лет Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)
В 3 главе представлены методики на исследование уровня адаптации, развития познавательных процессов 1-х дополнительных и 1-х классов.
В 4 главе представлены методики для мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).
Глава 5 – Приложение.
Глава 1. Методики диагностики воспитанников дошкольных групп (экспресс-диагностика детей дошкольного возраста Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Дошкольное детство — очень короткий отрезок жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.
Представлен комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Этот комплект составлен в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой. Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.
По результатам обследования психолог разрабатывает коррекционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. В диагностический комплект входят содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также Приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.
Стимульные материалы делятся на три типа. Первая группа - предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), в Приложениях они не представлены, в этом случае просто приводится описание процедуры проведения диагностики. Вторая группа — материалы многоразового использования, и третья — расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка и соответственно их надо будет ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.
Диагностика развития психических процессов детей 4-5 лет (средняя возрастная группа)
№ | Психические процессы | Диагностические методики |
1 | Восприятие | «Коробка форм» |
2 | Общая осведомленность | Покажи и назови |
3 | Восприятие | Матрешка 4-составная |
4 | Разрезные картинки 4-составные | |
5 | Память | 8 предметов |
6 | Внимание | Лабиринты |
7 | Найди такую же картинку | |
8 | Мышление | Найди домик для картинки |
9 | Воображение | На что это похоже? |
Инструкция, стимульный материал см. приложение 1.
Диагностика развития психических процессов детей 5-6 лет (старшая возрастная группа)
№ | Психические процессы | Диагностические методики |
1 | Личностная сфера | «Лесенка» (самооценка) |
2 | Общая осведомленность | «Нелепицы» |
3 | Выявление уровня сформированности представлений о временах года | «Времена года» |
4 | Внимание | «Найди такую же картинку» |
5 | Память | «10 предметов» |
6 | Мышление | «Найди «семью» |
7 | «Рыбка» | |
8 | Образные и пространственные представления | «Рисунок человека» |
9 | Речь, мышление | «Последовательные картинки» |
10 | Восприятие | «Разрезные картинки» (4 части) |
11 | Воображение | «На что это похоже?» |
Инструкция, стимульный материал см. приложение 2.
Глава 2. Диагностика личностной и познавательной сфер обучающихся 1-х дополнительных классов (экспресс-диагностика детей 6-7 лет Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко)
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Основные достижения данного возраста связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми, развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что и позволяет ему в дальнейшем успешно обучаться в школе.
№ | Психические процессы | Диагностические методики |
1 | Самооценка | «Лесенка» |
2 | Мелкая моторика | «Вырежи круг» |
3 | Внимание | «Домик» |
4 | Память | «10 слов» |
5 | Словесно-логическое мышление | «Закончи предложение» |
6 | Мышление | «4-й лишний» |
7 | Мышление, речь | «Последовательные картинки» |
8 | Логическое мышление | «Найди недостающий» |
9 | Образные и пространственные представления | «Рисунок человека» |
10 | Восприятие | «Разрезные картинки» (6 частей) |
11 | Воображение | «На что это похоже?» |
12 | Произвольность, «внутренняя позиция школьника» | «Запрещенные слова» «Графический диктант» |
Инструкция и стимульный материалы см. Приложение 3
Глава 4. Методики на исследование уровня адаптации 1-х дополнительных и 1-х классов.
Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будут зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие. Проблема оценки уровня адаптации ребенка к школе, предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии первоклассников неизбежно ставит перед школьным психологом задачу выбора соответствующих диагностических средств.
Выбор методик для массового исследования адаптации должен удовлетворять следующим требованиям:
- измерять ключевые параметры адаптации-дезадаптации;
- полученная в результате обследования информация должна быть не только констатирующей, но и ориентирующей психолога в причинах возможной дезадаптации;
- быть экономичной по форме проведения и затратам времени.
Практика работы в школе показывает, что процесс адаптации у первоклассников характеризуется следующими основными изменениями:
- происходит физиологическая подстройка деятельности функциональных систем организма первоклассника в соответствии с изменившимися режимом и нагрузкой;
- формируются и осваиваются способы и приемы новой деятельности – процесса учени;
- эмоциональная сфера первоклассника оценивает изменения в окружающей реальности как субъективно комфортные/дискомфортные и таким образом осуществляет регуляцию его поведения и деятельности.
Для общей оценки уровня адаптации первоклассника к школе необходимо получить качественные показатели этих изменений.
Программа изучения уровня адаптации первоклассников к школе может быть представлена в следующей таблице:
Компоненты адаптации | Эмпирические характеристики | Методики |
Физиологическая подстройка организма | Отсутствие заболеваний в период адаптации Отсутствие психосоматической симптоматики | Опрос родителей Анализ медицинской статистики |
Способность организма к энергозатратам | Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» (Приложение 17) | |
Освоение способов и приемов новой деятельности | Усвоение программы обучения | Экспертная оценка учителя |
Эмоциональное принятие новой социальной ситуации | Эмоционально положительное восприятие процесса учения | Опрос родителей Методика «Домики» (Приложение 17) |
Эмоционально положительное отношение к учителю | Методика «Домики» (Приложение 17) | |
Эмоционально положительное отношение к себе в новой роли | Методика «Домики» (Приложение 17) Опрос родителей | |
Эмоционально положительное восприятие отношений с одноклассниками | Методика «Домики» (Приложение 17) Опрос родителей |
Глава 4 «Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)».
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. В этот период необходимо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
1) Личностные;
2) Регулятивные, включая саморегуляцию;
3) Познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) Коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.
Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 1 классов (Приложение 4).
№ | УУД | Диагностические методики |
1 | Личностные | 1. «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой). В модификации А.М. Прихожан (Приложение 12) 2. «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) (Приложение 4) 3. Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16) |
2 | Коммуникативные | 1. Лесенка (Приложение 11) 2. Рукавички (Г.А. Цукерман) (Приложение 16) 3. Социометрия Дж. Морено (Приложение 19) |
3 | Регулятивные | 1. Графический диктант (Д.Б. Эльконин) (Приложение 13) |
4 | Познавательные | 1. Методика исследования зрительного восприятия и наглядно-образного мышления Дж. Равен (в модификации Т.В. Розанова) (Приложение 15) 2. «Домик» (Н.И. Гуткина) (Приложение 9) |
Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 2 класса (Приложение 5)
№ | УУД | Диагностические методики |
1 | Личностные | 1. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 8) 2. «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) (Приложение 4) 3. Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16) |
2 | Коммуникативные | 1. Лесенка (Приложение 11) 2. Рукавички (Г.А. Цукерман) (Приложение 6) 3. Социометрия Дж. Морено (Приложение 19) |
3 | Регулятивные | 1. Тулуз – Пьерона (адаптация Л.Я. Ясюковой) (Приложение 7) |
4 | Познавательные |
|
Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 3 класса (Приложение 6)
№ | УУД | Диагностические методики |
1 | Личностные | 1. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 8) 2. «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) (Приложение 4) 3. Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16) |
2 | Коммуникативные |
|
3 | Регулятивные |
|
4 | Познавательные |
|
Выявление уровня сформированности УУД у обучающихся 4 класса (Приложение 7)
№ | УУД | Диагностические методики |
1 | Личностные | 1. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой (в модификации Е.И. Даниловой) (Приложение 8) 2. «Дерево» (Д. Лампен, в адаптации Л.П. Пономаренко) (Приложение 4) 3. Тест тревожности (Теммл, Амен, Дорки) (Приложение 16) |
2 | Коммуникативные |
|
3 | Регулятивные | 1. Тулуз – Пьерона (адаптация Л.Я. Ясюковой) (Приложение 7) |
4 | Познавательные |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
В данном разделе помещаю разного рода диагностические методики. Я собирала их довольно долгое время, так как по роду своей специальности это было самым необходимым в работе... Надеюсь кому-нибудь из к...
Перечень диагностических методик для исследования готовности к школе
Данные методики применяются для иследования готовности детей к школе....
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Перечень методик, используемых для диагностики познавательных процессов...
Диагностические методики, используемые при обследовании детей 3-4 лет
Эти методики используются мной при обсдеовании познавательных процессов детей...
Диагностическая методика
Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель:получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей старшего дошкольно...
Комплект диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Тесты для старших дошкольников на выявление готовности к обучению в школе....
«Диагностическая методика определения мотивационной готовности к школе дошкольников «Беседа о школе» (по методике Т.А.Нежновой)».
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения....