ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
консультация по психологии (подготовительная группа)

Лубинец Оксана - психолог

     Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. 

     Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении со взрослыми и сверстниками, в непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_shkole.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

В современной России качественному образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.

Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.

Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.

Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится.

Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, именно с ее помощью можно сформировать мотивацию учения ребёнка.

Подготовка к школе — не самоцель, а результат организации полноценной, эмоционально насыщенной жизнедеятельности ребенка, удовлетворяющая его интересы и потребности на протяжении всего дошкольного детства — возраста уникального, в котором закладываются основы будущего развития.

Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития личностно-мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

Готовность ребёнка к школе: какими знаниями он должен владеть?

⃣ МАТЕМАТИКА
• считать в прямом и обратном порядке
• знать состав чисел из двух меньших в пределах 10
• знать соседей чисел
• развивает умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание
• иметь представления о плоских и объемных геометрических фигурах
• классифицировать фигуры по внешним структурным признакам: округлые, многоугольники (треугольники, четырехугольники и тому подобное)
• понимать различные способы видоизменения геометрических фигур: наложение, соединение, разрезание и другое
• представлять и уметь измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры
• ориентироваться в двухмерном пространстве, по схеме, плану, на странице тетради в клетку
• иметь знания о времени, уметь определять время по часам с точностью до четверти часа

⃣ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
• читать слоги, слова, простые предложения из 2-3 слов
• освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов
• иметь хороший запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков
• делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова
• использовать в речи синонимы, антонимы, многозначные слова, существительные с обобщающими значениями
• уметь использовать разные части речи точно по смыслу
• называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце)
• уметь согласовывать существительные с числительными, существительные с прилагательными, образовывать по образцу
• образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов
• уметь отвечать на вопросы и задавать их
• составлять рассказы о предмете, по картине, по серии сюжетных картинок
• составлять небольшие рассказы из личного опыта

⃣ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
• иметь представление о названиях улиц, достопримечательностях родного края, о стране (герб, гимн, атрибуты государственной власти, Президент, столица и крупные города, особенности природы и населения)
• знать виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный, космический)
• называть времена года, месяцы, дни недели, части суток
• различать погодные явления (снег, иней, град, туман, дождь, ливень, ураган, метель и т. п.)
• знать классификацию растений: фрукты, овощи, ягоды (лесные — садовые), цветы (садовые и луговые), кусты и деревья (садовые и лесные), грибы, различать растений по стволу, листьям и т.д.
• знать виды животных, птиц, профессии, насекомые и т.д.

Социальная готовность

  • Умение строить отношения с взрослым человеком.
  • Умение общаться со сверстниками.
  • Вежливость, сдержанность, послушание.
  • Отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки).
  • Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку». Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.

Эти умения должны быть уже сформированы.

Мотивационная готовность к школе

У ребенка должна быть сформирована «внутренняя позиция школьника». Именно подготовительная группа детского сада позволяет сменить игровую позицию на учебную. Происходят качественные изменения в психической сфере. От позиции дошкольника «я хочу» ребенок переходит к позиции школьника «надо». Он начинает понимать, что в школе применяются правила, оценочная система. Обычно готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи на этапе подготовки детей к школе – одно из важнейших направлений работы в ДОУ. Одной из важнейших задач, стоящих перед ДОУ – научить родителей поддерживать и сопровождать своего ребенка при поступлении в школу.

Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться. Если родители делают упор лишь на формальную готовность ребенка к школе, то его учение может стать отбыванием тяжкой повинности. Запугивание трудностями школьной жизни или неуместная жалость по поводу предполагаемых строгостей могут сделать ребенка беспомощным и растерянным перед требованиями учителя.

Советы по подготовке ребенка к школе:

1. Во-первых, не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую.

2. Во-вторых, учите ребенка схематично рисовать солнце, домик, дерево, человечка, елку, машину, траву и располагать их на листе бумаги прежде, чем приступить к обучению ребенка писать буквы.

3. Следующий необходимый навык - штриховка. Научите ребенка заштриховывать карандашами раскраски. Воспитание аккуратности при заштриховке фигур приведет к свободному владению карандашом, что значительно облегчит обучение написанию прописных букв.

4. Для того, чтобы, чтобы ваш малыш хорошо учился в школе, он должен с первых своих дней слышать красивую, четкую речь, не сюсюкайте, говоря с ним.

5. Многие авторы большую роль отводят настольным играм, лото по классификации различных предметов обихода, транспорта, животных, , вплоть до более сложных игр, тоже лото, например, по сказкам А.С. Пушкина. Во время таких игр активность повышается ребенка, он учится подчиняться дисциплине, плану игры.

6. Особое внимание следует уделить умению малыша пересказать любимую сказку или рассказ, с обязательным умением употреблять имена героев фильма или сказки. Учите своё дитя культуре речи, если вдруг он принесет в дом нецензурное слово, спросите его: "Разве я произношу такие слова? Так говорят только некультурные люди. По радио, телевизору таких слов никто не говорит. Не пачкай такими словами свой язычок", либо сделайте вид, что не заметили его.

7. Постепенно приучайте ребенка к порядку: свои игрушки малыш должен убирать вместе с вами, а потом – сам. Для карандашей, тетрадей, фломастеров, альбомов должно быть своё место.

8. Следите за правильной посадкой ребенка за столом. Если стол высоковат для него, можно на стул подложить книги или подушки.

9. Обязательно проверьте остроту слуха и зрения у малыша хотя бы за 1 год до его поступления в школу, т.к. от их состояния тоже зависит его успех или неудачи в школе.

10. Для развития мелких мышц руки рекомендуем следующие виды упражнений: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее.

11. А так же развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

12. Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

13. По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать

Список литературы:


1. Акулина, Н. Н. Влияние общего интеллекта иль мотивации на успешность усвоения знания [Текст]: учеб, пособие / Н.Н.Акулина.-CПБ.: Питер, с.

2. Букатов,В . Школа и детский сад [Текст] / В.Букатов // Дошкольное

воспитание .#8470;#1057;. 3-7.

3. Венгер, Л. Как дошкольник становится школьником [Текст] / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. -1995. -№8. –С. 5-10.

4. Гордиец, А.В. Готовность ребёнка к школе [Текст]: учеб, пособие / А.В. Гордиец.-Р-на-Д.: Феникс, с.

5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]:учеб, пособие / Е.П. Ильин. – СПБ.: ПИТЕР, #1089;.

6. Маханева, М. Проблема преемственности между детским садом и школой [Текст] / М.Маханева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № С. 15-23.

7. Дубровина,И.В. Психологическая готовность к школьному обучению [Текст] : учеб, пособие / И.В. Дубровиной. – М.: 1998. –198 с.

8. Ермолаева, М.В. Развитие личности дошкольника [Текст] / М.В. Ермолаева // Психология развития. – М., С.142-148

9. Эльконин, Д.Б. Игра в развитии ребёнка [Текст] / Д. Б. Эльконин // Мир психологии. – 2004. - № 1. – С. 42.

10. Эльконин, Д.Б. Основная единица развёрнутой формы игровой деятельности [Текст] / Д.Б. Эльконин // Мир психологии.- № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.

С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»

Цели собрания:-                повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....

Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з

Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...

«Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»

Выступление на родительском собрании (с презентацией)....

Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению

Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников....