«Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»
презентация к уроку (подготовительная группа)
Выступление на родительском собрании (с презентацией).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_rebyonka_k_shkolnomu_obucheniyu.docx | 19.8 КБ |
psihologicheskaya_gotovnost.ppt | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Ваши дети посещают уже подготовительную группу, а это значит, что они готовятся к поступлению в школу. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности, самостоятельности, любознательности. Часто родители слышат такое понятие как «психологическая готовность к школе». В структуре понятия «психологическая готовность к школе» выделяются следующие аспекты.
- интеллектуальная;
- личностная;
- эмоционально-волевая;
- социальная;
- речевая;
- физиологическая.
1.Интеллектуальная готовность - это способность концентрировать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать; это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.
Критерием интеллектуальной готовности является и развитая речь ребёнка, словарный запас, кругозор. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Таким образом, интеллектуальная готовность включает в себя:
- Развитие восприятия (восприятие цвета, формы, величины; слуховое восприятие (нарисуй в правом углу треугольник синего цвета); зрительное (покажи круг синего цвета); ориентировка в пространстве (право-лево); временная ориентировка, ориентировка на листе);
- Развитие внимания (концентрация, переключаемость, «Найди отличия», «Лабиринт», «Пазлы»);
- Развитие памяти (слуховая, зрительная) («Какой игрушки не хватает?», «Запомни»;
- Развитие мышления («Четвертый лишний», «Составь рассказ по картинке», «Лото» и т.д.);
- Развитие воображения («Дорисуй предмет», придумывание нового продолжения сказки);
- Развитие любознательности (возраст «почемучек» - отвечайте на вопросы детей, не отталкивайте).
2. Личностная готовность к школьному обучению.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не с внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания. Будущему школьнику необходимо научиться управлять своим поведением.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.
Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности.
3. Эмоционально-волевая готовность - это умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также наличие познавательной мотивации.
Под эмоционально-волевой зрелостью мы понимаем умение ребёнка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, интонации, жестам, в различных ситуациях), а также умение их регулировать. Данный параметр столь необходим для определения готовности к обучению в связи с тем, что в школе ребёнок будет сталкиваться с разными жизненными ситуациями, не всегда приятными (оценки, неуспех, некоторые аспекты взаимоотношений с учителями и сверстниками). Не принимая свои эмоции, и не умея с ними справляться, а также адекватным образом реагировать на эмоции других людей, ребёнку будет достаточно сложно воспринимать неуспех и корректировать своё поведение в связи с ним, а также устанавливать социальные контакты. Для развития эмоциональной зрелости дошкольников знакомят с различными эмоциями, определяют, как в разных ситуациях меняется мимика.
Отдельной темой является выработка адекватных способов реагирования на эмоциональное состояние других людей.
4. Социальная готовность. К социальной готовности относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также способность понимать и исполнять новую социальную позицию (т.е. позицию школьника, ученика).
5. Речевая готовность. Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
6. Физиологическая готовность - это нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в стране. Физиологический критерий предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения рук и глаз, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.
Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость.
Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.
Хорошая закалка помогает без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Итак, как мы уже выяснили, психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют:
• личностная готовность — отношение к учению;
• интеллектуальная готовность — развитие познавательных процессов;
• социально-психологическая готовность — развитие потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;
• физическая готовность — норма физического развития;
• речевая готовность — звуковая сторона речи, словарный запас и грамматическая правильность;
• эмоционально-волевую готовность — умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
Соответственно для подготовки дошкольников к обучению в школе необходимо развивать все эти стороны до момента поступления ребенка в школу. Но только целенаправленная работа педагогов и родителей является основным условием подготовки детей к школьному обучению.
Но при этом важно при подготовке дошкольника не переходить грань между готовностью к школе и излишней информированностью ребенка.
Надеюсь, что сотрудничество педагогов и родителей будет плодотворным.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность к школе: интеллектуальная; личностная; эмоционально-волевая; социальная; физиологическая; речевая. .
Интеллектуальная готовность: ориентировка ребенка в окружающем, запас знаний; желание узнавать новое; любознательность; развитое воображение, наблюдательность; развитие образных представлений; развитие речи и мышления; развитие мелкой моторики; хорошая память; развитие внимания.
Личностная готовность: включает в себя: умение строить отношения с учителем (умение регулировать свои действия и свое поведение, умение воспринимать учебную задачу); умение общаться со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других); отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки), к школе, к учителям, к учебной деятельности.
Эмоционально-волевая готовность: умение управлять своими эмоциями; способность управлять своим поведением; умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем; положительное отношение к деятельности; стремление преодолевать трудности; стремление к достижению результата своей деятельности.
Социальная готовность: развитие потребности в общении; умение общаться со взрослыми, со сверстниками, войти в детское общество; умение действовать совместно, согласовывать свои действия; умение подчиняться правилам и нормам.
Речевая готовность: сформированность звуковой стороны речи; сформированность словарного запаса; сформированность монологической речи; сформированна грамматическая правильность.
Физиологическая готовность – это нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 лет. Физиологический критерий предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения рук и глаз, умение владеть ручкой, карандашом , кисточкой.
Психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют: личностная готовность — отношение к учению; интеллектуальная готовность — развитие познавательных процессов; социально-психологическая готовность — развитие потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы; физическая готовность — норма физического развития; речевая готовность — звуковая сторона речи, словарный запас и грамматическая правильность; эмоционально-волевую готовность — умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.
Развитие восприятия (восприятие цвета, формы, величины; слуховое восприятие (нарисуй в правом углу треугольник синего цвета); зрительное (покажи круг синего цвета); ориентировка в пространстве (право-лево); временная ориентировка, ориентировка на листе); Развитие внимания («Найди отличия», «Лабиринт», «Пазлы»); Развитие памяти («Какой игрушки не хватает?», «Запомни»); Развитие мышления («Четвертый лишний», «Составь рассказ по картинке», «Лото» и т.д.); Развитие воображения («Дорисуй предмет», придумывание нового продолжения сказки); Развитие любознательности (возраст «почемучек» - отвечайте на вопросы детей, не отталкивайте).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование психологической готовности ребенка к школьному обучению.
С целью практического изучения психологической готовности ребенка к обучению в школе была разработана методика, которая включает в себя группу тестов для детей старшего дошкольного возраста. А так же ...
План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
Цели собрания:- повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;-...
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению
Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе....
Проектирование непосредственной образовательной деятельности по оригами «Волшебная мастерская» для детей старшего дошкольного возраста Проблема: Готовность ребёнка к школьному обучению. Подготовка ребёнка к школьному периоду развития – одна из важнейших з
Проектирование непосредственной образовательной деятельностипо оригами «Волшебная мастерская»для детей старшего дошкольного возрастаПроблема: Готовность ребёнка к школьному обучению.Подготовка ребёнка...
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА...
Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению
Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников....
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Психологическая готовность к школе ( синоним: школьная зрелость) - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для начала освоения школьной учебной программ...