Программа "Поговорим о правах играя"
рабочая программа по психологии (средняя группа)
Программа "Поговорим о правах играя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pogovorim_o_pravah_igraya.docx | 12.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Детские группы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Средняя школа № 13 п. Новый
Педагогический совет Утверждено:
Протокол № ____ Зам. директора по ДО
От Абу Аль-Нади Е. А.
_______________ ________________
Программа правового воспитания детей
«О правах играя»
Разработчик: социальный педагог Шаповалова Л.А.
2023
Программа правового воспитания детей старшего дошкольного возраста «О правах играя»
Актуальность
Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества – необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Правовое воспитание и обучение состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, в умении использовать свои права, соблюдать существующие запреты и исполнять общественные обязанности. Но в обществе не всегда создаются соответствующие условия, в которых ребенок может развиваться, как полноценный и полноправный член общества и одновременно сохранять свою индивидуальность и уникальность.
Поэтому современная ситуация определяет необходимость пересмотра не только общих подходов к организации воспитания в целом, но и
поиск актуальных методов и средств, способствующих организации правового воспитания в дошкольном образовании.
Необходимость с ранних лет формировать у ребенка чувство веры в себя, в свои права и обязанности связана с позитивным влиянием этих
качеств личности на ее самоотношение, самовосприятие, самоощущение. Внимание к себе, постепенное осознание своих прав и обязанностей
способствует тому, что ребенок приучится быть более свободным, учится уважать себя и других людей, понимать их чувства, переживания,
поступки, мысли.
Цель и задачи программы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста «О правах играя»
Цель Программы: максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи реализации программы:
- формировать знания детей о том, что Земля – наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами,
знать и уважать культуру, обычаи и традиции.
- формировать элементарные преставления о свободе личности как достижении человечества.
- воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
- разъяснять общественные нормы и правила поведения;
- познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Программа правового воспитания воспитанников старшего дошкольного возраста «О правах играя» осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:
· гуманитарно-пропедевтическим (процесс правового воспитания ребенка дошкольного возраста выполняет подготовительную по
отношению к школьному образованию функцию, обеспечивая преемственность с такой гуманитарно-образовательной областью, как
граждановедение и закладывает первоначальную базу гуманитарного знания посредством ознакомления с историей человеческой цивилизации,
многочисленностью и многообразием народностей, проживающих на Земле, с развитием труда человека, элементарными представлениями о
возникновении и совершенствовании технического прогресса, нормах и правилах поведения в человеческом обществе);
· содержательно-доминирующим (содержание работы по правовому воспитанию реализуется как в специально-организованных формах
работы с детьми (занятия, беседы), так и свободной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.);
· деятельностного и интеграционного подходов - правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;
интегративный подход предполагает, что правовое сознание и поведение детей нельзя формировать обособленно, отдельно от других форм сознания,
он требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, и использования доступных форм их донесения до ребенка. Кроме того, он
предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности, например, речевой и изобразительной деятельности, художественной и
конструктивной в рамках одного образовательного мероприятия);
· включенности субъекта (предполагает "включенность" ребенка в образовательный процесс, когда накопление и обогащение социального
опыта происходит путем полноправного участия дошкольника в событиях окружающего мира);
· регионально-обусловленного содержания (принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных
традиций и норм не только российского общества, но и своего региона. В процессе правового воспитания происходит знакомство детей с
элементарной системой общественного устройства своего края, его знаменитыми гражданами, их вкладом в развитие нашего района);
Занятия проводятся с детьми подготовительной группы один раз в месяц,
с подгруппой детей. Продолжительность занятия 30 мин.
Формы и методы правового воспитания детей.
Формы работы с детьми:
1. Специально организованное занятие "О правах играя". Форма занятий – подвижная и меняются в зависимости от поставленных задач.
2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в
работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или
совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры.
5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков.
Методы работы с детьми:
1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном.
2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком: если бы я поймал золотую
рыбку: если бы я вдруг превратился в:
3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".
4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья
относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной
отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
К концу года дети должны уметь:
· Владеть обобщенными представлениями о себе, составе семьи;
· Самостоятельно применять полученные знания в различных видах деятельности: творческой, предметно-продуктивной,
коммуникативной;
· Знать:
- различия между правами и обязанностями;
- люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.
· Иметь представления о своих качествах и возможностях;
· Объяснять что такое право;
· Называть свои права;
· Различать потребности и желания, рассматривать базовые потребности как права;
· Соотносить права с повседневной жизнью.
Материально-технические условия реализации Программы
Техническое оснащение:
¾ компьютер;
¾ настольные игры
Календарно-тематическое планирование занятий программы
по правовому воспитанию детей старшего дошкольного «О правах играя»
Тема занятия . Цели и задачи. Содержание и формы работы. Сроки
Проведения.
4-я неделя
сентября
1. «Я - человек»
Рассказать детям о том, что Земля наш общий дом,
что на ней очень много стран. Объяснить, как
важно жить со всеми в мире. Беседы о земном
шаре, о людях разных рас и национальностей.
Просмотр картин и иллюстраций о различных
частях земного шара.
Беседы о земном шаре, о людях разных рас и
национальностей.
Просмотр картин и иллюстраций о различных частях
земного шара. Беседы о сходстве и различии людей,
игры «Вопрос-ответ», «Посмотрите на меня».
Домашнее задание: рисование на тему «Автопортрет»
4-я неделя
октября
«Конвенция о правах ребёнка - документ, который
должны знать все дети».
Познакомить детей с Конвенцией ООН о правах
ребенка, формировать понимание того, что права
принадлежат всем детям, они неотъемлемы и
неделимы,
Игра «Для чего этот предмет».
Домашнее задание: придумать вместе с родителями и
нарисовать эмблему к макету книги «Конвенция о
правах ребенка».
4-я неделя
ноября
3. «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
Познакомить с положением: каждый человек имеет
право на имя, закрепленное документом
«свидетельство о рождении» и, что оно обозначает;
дать понятие о том, что такое «отчество»,
«фамилия», их происхождение.
Документ «Свидетельство о рождении»
«Я и мое имя. Что значат наши имена»
Ст. 7, п.1
Игра «Назови ласково».
Домашнее задание: придумать вместе с родителями.
4-я неделя
декабря
Сделать визитную карточку ребенка.
4. «Право ребенка жить и воспитываться в семье»
Познакомить детей с правом иметь семью, с
правом на любовь и заботу родителей.
Формировать у детей представление о семье, как о
людях, которые живут вместе, любят друг друга и
заботятся о близких.
Беседа о семье как об «островке безопасности»,
гаранте прав ребенка.
Сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», картинки
Ребенок имеет право жить вместе с родителями.
Ст. № 9
Игра «Кто где живет».
Домашнее задание: нарисовать на тему «Моя семья».
4-я неделя
января
«Право ребенка на охрану здоровья»
Формировать у детей представление об условиях,
обеспечивающих сохранение и укрепление
здоровья каждого ребенка, личное положительное
отношение каждого ребенка к здоровью,
способность к выработке потребности в здоровом
образе жизни.
Беседа о необходимости заботится о своем здоровье,
беречь его и учиться быть здоровым.
Картинки «Сохрани свое здоровье сам».
Ст. № 24, п.1,2,4.
Игровое упражнение «Как вызвать «скорую помощь»
Домашнее задание: нарисовать крупно номер телефона
скорой помощи.
4-я неделя
февраля
6. «Права ребенка на
образование»
Показать значимость, необходимость в жизни
каждого человека образования, повысить
мотивацию обучения; рассказать детям о
преимуществе образованных людей над
необразованными.
Беседа о необходимости и значении образования для
каждого человека. Сказка А.Толстой «Золотой ключик,
или приключения Буратино», картинки «Грамоте
учится - всегда пригодится».
Ст. № 28.Игра «Вставьте слово».
Домашнее задание: нарисовать детский сад.
4-я неделя
марта
«Права и обязанности ребенка»
Закрепить представления детей о законах
защищающих права человека. Способствовать
росту самосознания, возможности и желанию
использовать права и пониманию необходимости
следовать обязанностям.
Просмотр мультипликационного фильма «Азбука
прав» Смешарики.
Игра «Для чего этот предмет».
Домашнее задание: с помощью родителей определить
обязанности ребенка в семье.
4-я неделя
апреля
«Право на защиту»
Довести до сознания детей, что никто не имеет
права обижать, бить, оскорблять другого человека,
все люди равны в своих правах.
Знакомство с понятиями «право на безопасные условия
жизни», кто мучает, тот понесет наказание;
способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит
нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты
будешь делать, если тебя обижают».
Сказка «Крошечка-Хаврошечка», картинки «Если
вдруг тебя обидели».
Ст.№19. п.1
Домашнее задание: придумать вместе с родителями и
4-я неделя
мая
Нарисовать плакат о защите ребенка.
9. «Право на жилье и неприкосновенность жилища»
Познакомить детей со статьей о правах ребенка,
гарантирующих право на жилье и
неприкосновенность жилища.
Беседы о доме.
Сказка «Заячьи слезы»,
картинки Право жить в своем доме и чувствовать себя хозяином.
Ст. № 16
Игра «Кому какой дом», Игра "Где мы были - мы не
скажем, а что делали - покажем».
Домашнее задание: нарисовать рисунок по теме «Мой дом».
4-я неделя
июня
10. «Право на свободу»
Формировать значимость свободы для человека. Чтение сказки Дж. Родари «Чиполлино».
Домашнее задание: вспомнить и записать с помощью
родителей сказки и рассказы, где нарушаются права
героев на свободу.
«Игровое занятие - развлечение»,
посвященное Дню защиты детей.
Цель:
Обобщить знания детей об их гражданских правах
и обязанностях; способствовать развитию
правового мировоззрения и нравственных
представлений; развивать умение рассуждать,
сопоставлять, делать выводы; воспитывать чувство
самоуважения и уважения к другим людям.
Список литературы
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечцлина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н. В. Алѐшина. - М.: ЦГЛ, 2004.
3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
4. Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска. // Вестник психосоциальной и коррекционно-
реабилитационной работы. – 2005. № 2. – С. 21-32.
5. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 80 с.
6. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждений и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова и др. – М.:
Просвещение, 2006. – 191 с.
7. Голицина Н.С., Огнева Л.Д., Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка.
8. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет: Пособие-конспект для практических работников
ДОУ / Авт.-сост. И.А. Пазухина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 96 с.
9. Декларации прав ребенка (1959 г.) / Справочник социального педагога: защита детства в Российской Федерации / Т.Н. Поддубная, А.О.
Поддубный; науч. ред. P.M. Чумичева. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
10. Дети социального риска и их воспитание: Учебно-методическое пособие. / Под науч. ред. Л. М. Шипицыной. СП6.: Издательство «Речь»,
2003. - 144 с.,
11. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
12. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. –
(Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
13. Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников: Методическое пособие для воспитателей старших и
подготовительных групп детского сада / Под общей редакцией В.М. Букатова. – СПб: Образовательные проекты, 2008. – 189 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"
Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...
Игры с элементами баскетбола. Правила игры в баскетбол
Физическое воспитание - одно из необходимых условий правильного развития детей. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, честность и быстроту реакц...
Правила игры с ребенком: учимся играя
Ранее развития и ранее обучения - понятия абсолютно разные по смыслу. Ведь серьезно обучаться маленькому исследователю еще рано, а вот развивать разнообразные способности - в самый раз!Такое развитие ...
Сценарий игры КВН "О правах играя".
Сценарий игры КВН "О правах играя" для детей старшей группы....
Подвижные игры для детей 4-5 лет с подробным описанием правил игры
Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех учас...
Мастер-класс по созданию игры "Танчики" + Правила игры.
Мастер – Класс по изготовлению игры «Танчики».Автор идеи и реализации: Воспитатель Беляева Елена Владимировна.Нам понадобиться:Лист ватмана формата А3. Если нет такого листа, то можн...
Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...