Моя педагогическая находка.
методическая разработка по психологии
Моя педагогическая находка на тему " Снятие психоэмоционального напряжения детей старшего дошкольного возраста через игротерапию".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_nahodka.docx | 51.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАХОДКА
«Снятие психоэмоционального напряжения детей
старшего дошкольного возраста через игротерапию».
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая дошкольные учреждения (детский сад), различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! Передается детям и состояние нервного напряжения родителей, вольно или невольно втягивающих детей в круг своих забот, которые им пока еще не по силам. К тому же некоторые родители, забывая, что возможности ребенка не беспредельны, занимаются с ним по учебной программе еще и дома и этим создают ему дополнительные психологические проблемы. Неразрешенность детских проблем могут также стать источниками психоэмоционального напряжения.
Психоэмоциональное напряжение - негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями.
Основными признаками психоэмоционального напряжения у детей является:
1. Плохой сон.
2. Усталость ребенка после нагрузки.
3. Беспричинная обидчивость, агрессия.
4. Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе.
5. Кривляние и упрямство. Трудности в соблюдении дисциплины.
6. Потеря аппетита.
7. Дрожание рук
8. Потеря веса или наоборот, увеличение массы тела.
9. Расстройства памяти, слабая концентрация внимания.
Помимо нормализации жизнедеятельности ребенка, так важно в работе с дошкольниками помочь в нормализации эмоционального фона, показать оптимальные способы снятия накопившего напряжения.
Наиболее эффективным методом снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста является игровая терапия. Я решила применить ее в своей работе, т.к. игра естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной сфере ребенка, формируют новые формы поведения.
Первые упоминания о важности наблюдения за детской игрой были написаны Жан-Жаком Руссо в книге «Эмиль» в 1979 году в Европе. Который отмечал, что
«Наблюдение за детскими играми-это способ узнать о детях и прямой ключ к пониманию детской психологии».
Игра не меняет и не переделывает ребенка, не учит его специальным поведенческим навыкам, а просто дает возможность прожить в игре ситуации, которые пугают, волнуют ребенка, при этом он чувствует полную поддержку, внимание взрослого. Преимущество игры в том, что она не требует специального помещения, оборудования и подготовки. Игровая терапия включается в режим дня. Наши дети стали меньше играть в машинки, куклы, прятки, предпочитая игры на смартфонах или планшетах. Поэтому, я пришла к выводу использовать игру для снятия психоэмоционального напряжения у старших дошкольников.
- Игра позволяет ребенку сохранять и приобретать психическое здоровье,
- определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни.
- Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении,
- усвоить социальные нормы поведения,
- повышает жизненный тонус,
- улучшает эмоциональное и физическое состояние,
- обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.
Поставила перед собой цель: помочь ребенку справиться с психоэмоциональной напряженностью, негативными эмоциями, страхами через игротерапию, научить его выражать свои эмоции, дать возможность быть самим собой, помочь осознать самого себя, свои достоинства.
Гипотеза: Я предполагаю, что процесс снятия психоэмоционально напряжения у детей дошкольного возраста будет протекать более эффективно при использовании игровой терапии.
Задачи вы видите на экране.
- Помочь детям овладеть языком «эмоций».
- Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
- Познакомить детей со способами снятия психоэмоционального напряжения через игровую деятельность.
- Создать условия детям для определения и оценивания своего эмоционального состояния, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других детей.
- Повысить психологическую компетентность родителей и воспитателей в данном вопросе.
- Способствовать сплочению детского коллектива.
Инновационность представляемого педагогического опыта:
- Мною были апробированы авторские коррекционные игры;
- предложена новая система психодиагностических методик по изучению психоэмоционального напряжения детей;
- проведено экспериментальное исследование по диагностике психоэмоционального напряжения через у детей 5-6 лет.
Работая и общаясь с детьми изо дня в день, я пришла к выводу, что развитие эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.
Свою работу в МДОУ «Детский сад №1» я начала с наблюдения за детьми старшего дошкольного возраста, наиболее доступный и распространенный метод для диагностики дошкольников. Сущность его заключалась в умышленном, систематическом и целенаправленном восприятии психолого-педагогических явлений. Наблюдение за детьми в ходе проведения исследования фиксировались. Следующим этапом моей работы было проведение двух диагностических исследований:
1.Тест тревожности «Выбери нужное лицо». Авторы: Р. Теммл, В. Амен, М.Дорки .Эта методика позволила определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени.
2.Рисуночная методика М.А. Панфиловой «Кактус», с помощью которой можно исследовать эмоциональный фон личности, выявить наличие агрессивности, ее нацеленность, а так же определить степень тревожности, как инструмента самозащиты. Создавая рисунок, ребенок невольно воплощает в нем свое мировосприятие, самооценку и эмоциональное состояние.
Количество детей | Дети с психоэмоциональным напряжением | Дети норма | |||
18 | |||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики |
10 | 8 | 2 | 4 | 8 | 4 |
Для своего эксперимента я взяла группу детей, 5-6 дет в количестве – 18 человек. Из них девочек- 10 девочек, 8 – мальчиков.
В результате первого диагностического исследования было выявлено, что у 33% детей присутствует повышенная тревожность. Данный факт свидетельствует о том, что дети не могут справляться с возникающими трудностями и находятся в состоянии эмоциональной дестабилизации.
По результатам второго исследования были диагностированы такие качества личности ребенка как: агрессивность, импульсивность, неуверенность в себе, скрытость, отгороженность и тревожность. Агрессивность и тревожность можно определить по внешним признакам.
Проанализировав результаты наблюдения и обследования, пришла к выводу, что необходимо с детьми проводить целенаправленное развитие самоконтроля, произвольности эмоциональных переживаний, высших чувств. Данную работу необходимо проводить не только с детьми с психоэмоциональным напряжением, но и со всей группой в целом.
С целью подтверждения своих предположений решила вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу.
Мною был разработан план работы с детьми, в котором планировала занятия, игры, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления. Вся коррекционно-развивающая работа проводилась в трёх формах: индивидуальная, групповая и подгрупповая.
Индивидуальные и подгрупповые занятия направлены на коррекцию поведения ребенка.Групповые занятия способствуют: снижению тревожности; желанию общаться со сверстниками; понижению чувства вины; воспитанию ответственности за свои решения и поступки; формированию навыка самоконтроля; веры в себя и свои силы.
В своей работе использовала следующие методы:
- Песочная терапия. Песочная игротерапия способствует развитию фантазии, эмоций, мелкой моторики, речи, она позволяет побороть страх, агрессию, излишнюю активность, тревожность.
- Сказкотерапия. Один из самых эффективных и доступны методов коррекции поведения ребенка, его сознания. Благодаря сказкотерапии, ребенок видит, что существует множество способов достичь своей цели, решить казавшиеся сложными задачи, появляется уверенность в себе, развивается эмоциональный интеллект и самоконтроль
- Куклотерапия. Лечение куклами помогает регулировать эмоции, применяется для развития самовыражения, саморегуляции, развивает коммуникативные навыки.
- Музыкотерапия. Данный метод игротерапии помогает корректировать психическое состояние с помощью музыки, дает путь к выражению эмоций, способствует успокоению, повышению работоспособности и снятию напряжения.
- Психогимнастика-включает в себя курсы занятий, наполненных играми, различными упражнениями, этюдами, которые помогают развитию ребенка, корректируют его поведение, личностные характеристики и эмоциональную сферу.
Работа по коррекции и профилактики психоэмоционально напряжения у детей старшего дошкольного возраста ведется так же при тесном сотрудничестве с родителями детей. Мною был разработан План работы с родителями, в целях профилактики мною было организовано и проведено родительское собрание на тему «Предупреждение психоэмоционального напряжения детей». На мой взгляд, своевременное информирование родителей даст положительные результаты в решении проблемы развития эмоциональной сферы.
Кроме этого в родительские уголки вывешиваю различные информационные материалы, консультации и рекомендации для профилактики психоэмоционального напряжения, специальные коррекционные игры и упражнения по снятию психологического напряжения детей.
Консультативная помощь оказываю родителям в индивидуальной форме следующими способами:
- по приглашению (по результатам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени, с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения.
- по самостоятельному обращению родителей по проблемам воспитания и развития детей.
Практическими результатами моей работы явились методические разработки:
- рекомендаций, анкет, памяток, консультаций для родителей;
- картотеки специальных коррекционных игр и упражнений по снятию психологического напряжения;
Свою работу строила непосредственно с воспитателями и специалистами. Взаимодействие с педагогами включает использование таких форм, как консультации, тренинги, мастер-классы. В помощь воспитателям создала картотеку игр, раздатки, рекомендации, так же был разработан План работы с педагогами ДОУ
Подводя итог, можно сказать, что именно при комплексном подходе была решена проблема снятия психоэмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенной мною работы вновь провела обследование эмоционального развития детей.
Количество детей | Дети с психоэмоциональным напряжением | Дети норма | |||
18 | |||||
девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики |
10 | 8 | 1 | 2 | 9 | 6 |
В результате проделанной работы увидела, что:
- дети практически научились управлять своим поведением;
- стали легче переносить запреты:
- стали более гибкими в общении и менее застенчивыми;
-снизилась излишняя тревожность и страхи;
- научились выражать свою раздражительность и гнев более конструктивными способами;
- стали лучше понимать себя и других, стали более уверенными.
Таким образом, мои предположения подтвердились. Процесс снятия психоэмоцинального напряжения у детей старшего дошкольного возраста протекает более эффективно при использовании игровой терапии. Уровень психологического и эмоционального состояния детей вполне можно корректировать введением в их жизнедеятельность различных игр с элементами сказкотерапии, песочной терапии, куклотерапии и психогимнастики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"
Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...
Педагогическое мероприятие "Маленький оркестр" (педагогическая находка)
Данное мероприятие будет проводиться с детьми старшего возраста в рамках муниципального этапа конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года 2019". Цель - знакомство с необычными, нов...
"Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»
Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...
Педагогическая находка к конкурсу педагогического мастерства 2020 года. НОД по развитию речи «Рассказывание сказки Теремок»
конспект интегрированного занятия на конкурс педагогического мастерства по развитию речи с помощью мнемотаблиц...
Конкурсное задание первого (заочного) тура Городского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г» в номинации «Воспитатель года -2020» «Педагогическая находка»
Конкурсное задание первого (заочного) тураГородского профессионального конкурса педагогического мастерства «Педагог года - 2020г»в номинации «Воспитатель года -2020»«Педа...
Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год
Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...
Конкурс "Воспитатель года -2022" среди воспитателей детского сада. Педагогическая находка " «Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»
Моя педагогическая находка«Технология «Лэпбукинг» и ее применение в педагогической практике»Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном эт...