Детское насилие.
материал

Стряпихина Ирина Владимировна.

Острая тема, о которой родители молчат, дети показывают эту проблему в проективных методиках. Тема "Детского насилия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_nasiliyu.docx33.23 КБ
Файл nasilie.pptx562.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР №2 Г. ЧЕЛЯБИНСКА»

454030, г. Челябинск, Краснопольский проспект, 1ж

 «Семинар- диалог с педагогами на тему:

«Насилие несовершеннолетних в семье-диагностика и  маркеры»

        

Разработала педагог-психолог

1 категории

МАО «ОЦ№2 г. Челябинска»

И.В.Стряпихина

Г. Челябинск 2022г.

Семинар- диалог с педагогами на тему:

«Насилие несовершеннолетних в семье-диагностика и  маркеры»

Дети, являясь самой незащищенной, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зонах стихийных и природных катастроф, военных действий, становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия. По данным ООН, от произвола родителей ежегодно страдают около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а 2 тыс. кончают жизнь самоубийством.

1 слайд-Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка.

   2 слайд-  Физическое насилие – это преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку взрослыми физических травм, которые причиняют ущерб здоровью, нарушают его развитие или лишают жизни.

-Коллеги, что относится к физическому насилию?

     К этому виду насилия относятся – избиение, истязания, сотрясения, удары, пощечины, поджигания, удушение, утопление, спаивание, заточение с лишением еды и питья, лишение теплой одежды, различные нарушения режима с принуждением к исполнению приказов.

     Последствия физического насилия у дошкольников это различные страхи, беспокойство, задержка психического развития, чувство беспомощности, аутоэротические действия (раскачивание на стуле, сосание пальца).

    В чем проявляется  психологическое насилие: 

Психологическое насилие проявляется в угрозах и запугиваниях, оскорблениях и криках, унижении человеческого достоинства, обмане, завышенных требованиях к ребенку, отвержении ребенка, негативном оценивании его, лишении любви и заботы.

     Этот вид насилия соприкасается со всеми остальными видами, т.к. эмоциональная сфера первая включается в травму.

     Последствия для дошкольников включают в себя страхи (темноты, одиночества), задержку психического развития, беспокойную привязанность к родителю, чувство вины и стыда, вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос и пр.)

Но чаще всего ребенок переживает именно комплексное насилие, которое включает в себя все вышеперечисленные виды. При этом всегда страдает самооценка ребенка. Существуют определенные «маркеры» низкой самооценки – визг, нытье, жажда победы и самоутверждения любой ценой, обман в игре, стремление к совершенству, крайнее хвастовство и самохвальство, раздача своих денег или игрушек с целью подкупа, обвинение во всем других, использование различных приемов привлечения внимания (шутовство, антисоциальное поведение, воровство, драки, порча вещей и т.д.).

     А также низкая самооценка может проявляться в излишней самокритике, замкнутости, стыдливости, извинении по каждому поводу, неспособности к принятию решения или выбора, чрезмерном стремлении всегда и всем нравиться.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

     К этому виду насилия относятся ласки, прикосновения, рассматривания, вуайеризм (наблюдение за наготой), мастурбирование при ребенке, изнасилования, инцест, проституция, порнография.

     Последствия сексуального насилия у дошкольников включают в себя различные страхи, самообвинения, отставания в речевом и интеллектуальном развитии, нарушение привязанности, замкнутость, регрессия (т.е. возврат к более ранним способам поведения и реагирования), аутоэротизм, сексуализированное поведение.

Что в себя включает -Пренебрежение нуждами ребенка ?  – это отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

     К этому виду насилия относятся: отказ от ребенка, недостаток заботы о нем, отсутствие одежды и хорошей гигиены, нехватка медицинской помощи, недостаток образования, питания и жилья.

Последствия каждого вида насилия могут различаться в зависимости от возраста ребенка. У детей раннего возраста это могут быть – маленький вес и низкий рост, микроцефалия, задержка речевого развития, плохое внимание, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, неопрятность, неразборчивое дружелюбие (ребенку трудное найти границы в общении с разными людьми).

3 слайд- Общие признаки физического насилия:

неумение ребенка сосредоточиться;

нарушения памяти;

ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка;

пессимизм;

недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей;

приступы гнева или агрессии;

хроническое чувство страха, стыда, вины;

отстраненность от социума;

депрессия; ангедония (потеря способности переживать счастье).

4 слайд- Признаки сексуального насилия над ребенком:

*несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях;

*сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым;

*жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов;

*тревога при плаче других детей;

*нервный тик, покачивание, сосание пальца.

5 слайд-

Диагностические маркеры сексуального насилия над ребенком в семье:

6 слайд- Коллеги,  какие признаки ФИЗИЧЕСКОГО насилия ребенка,  можно отметить во время беседы с родителями?

*нервное поведение;

*фантастическое описание происхождения травм ребенка;

*обвинение других людей или самого ребенка;

*множественные противоречия в истории получения травм;

*обвинение ребенка во лжи;

*неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития

7 слайд- Диагностические реакции в процессе беседы с детьми:

  • тревожность;

•        нежелание и страх перед встречей с родителями;

•        убежденность ребенка в оправданности наказаний;

•        страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка;

•        плач при любой неудаче;

•        склонность к дракам;

•        вздрагивание при малейшем движении руки  рядом

8 слайд- диагностические маркеры о физическом насилии:

синяки, укусы, ожоги, рубцы;

следы удушья;

любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;

низкая самооценка ребенка;

нежелание и страх возвращаться домой;

мешковатая одежда, скрывающая побои;

самообвинение в провокациях в сторону насильника;

ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;

волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

9 слайд- Коллеги, по каким признакам можно заподозрить Психологическое насилие в семье?

10 + 11 слайд- диагностические маркеры по ребенку:

12 слайд- сообщение по слайду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Насилие несовершеннолетних в семье-диагностика и маркеры» Насилие – применение силовых методов или психологических атак на слабых и беззащитных людей (детей). Но насилием может быть и бездействие, создающее угрозу физическому и психическому здоровью ребенка.

Слайд 2

Типы насилия: СЕКСУАЛЬНОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЕНКА

Слайд 3

Общие признаки физического насилия : неумение ребенка сосредоточиться; нарушения памяти; ненависть к себе, отсутствие самоуважения, низкая самооценка; пессимизм; недоверие в отношении всего мира, особенно взрослых людей; приступы гнева или агрессии; хроническое чувство страха, стыда, вины; отстраненность от социума; депрессия ; ангедония ( потеря способности переживать счастье).

Слайд 4

Признаки сексуального насилия над ребенком: *несоответствующая возрасту или странная осведомленность ребенка в сексуальных вопросах или действиях; *сексуальные приставания со стороны ребенка к другим детям или взрослым; *жалобы на какие-то проблемы со здоровьем, особенно в области половых органов; *тревога при плаче других детей; *нервный тик, покачивание, сосание пальца.

Слайд 5

Диагностические маркеры сексуального насилия над ребенком в семье:

Слайд 6

Диагностические признаки ФИЗИЧЕСКОГО насилия, которые можно отметить во время беседы с родителями : *нервное поведение; *фантастическое описание происхождения травм ребенка; *обвинение других людей или самого ребенка; *множественные противоречия в истории получения травм; *обвинение ребенка во лжи; *неадекватная оценка, ожидания и требования, не соответствующие возрасту или уровню развития ребенка .

Слайд 7

Диагностические реакции в процессе беседы с детьми : тревожность; • нежелание и страх перед встречей с родителями; • убежденность ребенка в оправданности наказаний; • страх, что социальные работники (защитники) встанут на сторону родителей после беседы и выяснят, что наказания оправданы плохим поведением ребенка; • плач при любой неудаче; • склонность к дракам; • вздрагивание при малейшем движении руки рядом

Слайд 8

диагностические маркеры о физическом насилии: синяки, укусы, ожоги, рубцы; следы удушья; любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей; низкая самооценка ребенка; нежелание и страх возвращаться домой; мешковатая одежда, скрывающая побои; самообвинение в провокациях в сторону насильника; ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму; волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

Слайд 9

Психологическое насилие:

Слайд 10

диагностические маркеры по ребенку:

Слайд 12

Куда сообщаем о подозрении на насилие детей *обратиться в органы опеки и попечительства *обратиться в правоохранительные органы *кризисные центры помощи семье и детям (Челябинск , ул. Советская, 36; г. Челябинск, ул. Мира, 13; г. Челябинск, ул. Я. Гашека; http://crisiscenter74.ru/kontaktyi т. (351) 735 51 53 (круглосуточно) — Служба экстренного реагирования.) *обратиться в благотворительные, волонтерские организации или фонды поддержки детей *обратиться в органы защиты прав ребенка, прокуратуру Отношения родителей и детей регулируются *Семейным и Гражданским кодексами *Уголовным Административным * С татья 65 Семейного кодекса РФ- родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое насилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие

Теоретическое сообщение с видеопрезентацией на тему: "Физическое наилие, факторы риска, признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие"...

проект «Эмоциональное насилие и его последствия для ребенка» с психопрофилактической программой «Развитие навыков коммуникативного поведения родителей как средства профилактики эмоционального насилия над детьми».

Эмоциональное насилие является одна из актуальнейших проблем современности, практика последних лет показывает переосмысление данного вопроса и выработку нового подхода к существующей проблеме связанно...

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье.

Социальный проект "Детство без насилия". Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми в семье....

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми в семье «ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над несовершеннолетними детьми  в семье«ЖИЗНЬ БЕЗ НАСИЛИЯ» Цель:1.Соблюдение  прав и интересов детей;2. Профилактика жестокости и на...

В рамках акции «Остановим насилие против детей» показала презентацию для родителей и воспитанников на тему: "Детский мир против жестокости и насилия".

Общие представления о правах для детей и родителей. Была представлена работа в виде слайдов в стихотворной форме....

Консультация: "Профилактика детского насилия или как уберечься от домогательств?"

Данная консультация знакомит родителей, с тем как воспитать ребёнка, чтобы он не попал в беду. И при необходимости сообщил о чем-то непозволительном по готношению к нему....