ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация по психологии (младшая группа)

Психическое здоровье (состояние благополучия в контексте близких безопасных отношений) является необходимым фундаментом для    всего последующего развития.  

Психическое здоровье играет решающую роль в развитии детей с особыми потребностями и  детей из групп риска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskoe_zdorove_mladentsev_i_detey_rannego_vozrasta.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста

-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.

Откуда берется психическое здоровье

      Опыт отношений привязанности с близким взрослым

      Качество отношений привязанности, которое  определяется:

            -  постоянством и стабильностью,

            -  чувствительностью,

            -  отзывчивостью,

            -  эмоциональной   доступностью близкого   взрослого,

            -  соответствием его   поведения возрасту   ребенка

 

Признаки  глубокого  нарушения психического здоровья у ребенка

  1. Низкий рост
  2. Самостимуляция (раскачивание, сосание рук и предметов,)
  3. Состояние глубокой депрессии (отказ от всякой деятельности, паралич , оцепенение
  4. Выраженное беспорядочное дружелюбие, постоянная демонстрация позитивного аффекта.
  5. А также:Устойчивое нарушение сна и питания.
  6. Нарушения поведения:

            расторможенность,

            отсутствие игры и любой активности,

            выраженные проявления агрессивного     поведения,

            проявления пассивного и/или гиперактивного    поведения;

            рискованное, опасное для  здоровья ребенка       поведение

  1. Выраженное отставание в развитии,
  2. Отсутствие речи и навыков коммуникации.
  3. Особенности эмоционального состояния ( печаль или серьезность, ровный, уплощенный аффект).
  4. Послушность, отсутствие инициативы и отстаивания своих интересов.

Психическое здоровье.

Психическое здоровье (состояние благополучия в контексте близких безопасных отношений) существенно влияет на:

      физический рост и созревание

      двигательное развитие.

    и является необходимым фундаментом для    всего последующего развития.  

Психическое здоровье играет решающую роль в развитии детей с особыми потребностями и  детей из групп риска

Этапы развития психологического взаимодействия:

      0-6  взаимодействие во время кормления как прототип диалога

Общий фокус внимания: ребенок смотрит – мама смотрит и называет

В первоначальный период знакомства они начинают процесс взаимного подстраивания. В самом начале это можно наблюдать в ситуации кормления, когда мать подстраивается под чередующуюся паузами рефлекторную активность сосания ребенка.

Начиная с третьего месяца жизни младенец способен отчетливо посылать матери двойственные сигналы, комбинируя виды поведения, с одной стороны, свидетельствующие о направленности и Приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к матери, взгляд в глаза, улыбка и др.), а с другой стороны, сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачи-вание, наклон головы и др.).

      7+ подстраивания под эмоциональное состояние ребенка

феномен социальной ссылки(использование аффективной реакции родителя для оценки и понимания событий)

      14-18+  вербальное общение

C  опытом у ребенка развивается обобщенная модель взаимодействия с матерью

 

 

Поведение взрослых, приводящее к нарушению психического здоровья у детей

Во время кормления:

       высокая скорость;

      ограничение свободы движения ребенка;

      большое количество еды на ложке;

      пренебрежение сигналами ребенка и т.д.

Во время подмывания:

      жесткие прикосновения к телу ребенка, к интимным местам;

      пренебрежение сигналами и состоянием ребенка, такими, как страх, печаль, подавленность, оцепенение, плач;

Во время приучения к навыкам опрятности:

      длительное удерживание на горшке; 

      негативные комментарии в связи с процессами мочеиспускания и дефекации;

      вербальные проявления неуважения и гнева по отношению к ребенку и др.

Во время подготовки ко сну:

      укладывание раньше положенного времени, принуждение ко сну;

В процессе регулирования поведения детей:

      грубые высказывания о поведении и о личности ребенка;

      запугивание и обман;

      физическое наказание (шлепки, подзатыльники и др.).

Во время игры и занятий с ребенком:

         состояние глубокой подавленности и печальное выражение лица взрослого

         высокая степень активности и эмоционального возбуждения взрослого, не связанная с состоянием, интересами, игрой ребенка.

         Открытые проявления гнева в голосе

         Интенсивная перестимуляция (игрушками,голосом, щекоткой и тд

      постоянное прерывание самостоятельной активности ребенка, блокирование его инициативы;

      требование послушного поведения ребенка;

      поведение взрослого, имеющее сексуальную окраску (поглаживание области гениталий, поцелуи в губы, просьбы  поцеловать взрослого

      и др.);

      непредсказуемое поведение и/или резкая смена настроения взрослого в процессе игры.

В любых ситуациях:

      ограничение свободы движения детей (удерживание или фиксация ребенка в одной позе в реабилитационных  приспособлениях, креслицах, ходунках;  выкладывание детей в тесный манеж на длительное время , длительное сидение на стульчиках и др.).

      Депривирующая среда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста

Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность и...

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"

программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».

Раннее детство — это совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л. С. Выготский писал, что он сенситивен во всем(.период в жизни человека, создаю...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Игры для младенцев и детей раннего возраста.

Сорока-сорокаПоехали-поехали.«В Кота»Дети садятся в круг на головках у них щепочки – это сметана в крыночках. Один из игроков – «коток», сидит где-то в сторонке и н...