ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
консультация по психологии (младшая группа)
Психическое здоровье (состояние благополучия в контексте близких безопасных отношений) является необходимым фундаментом для всего последующего развития.
Психическое здоровье играет решающую роль в развитии детей с особыми потребностями и детей из групп риска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove_mladentsev_i_detey_rannego_vozrasta.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста
-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность исследовать окружение и обучаться. Все эти способности лучше всего проявляются в контексте заботящегося окружения ребенка, которое включает в себя семью, сообщество и культуру.
Откуда берется психическое здоровье
• Опыт отношений привязанности с близким взрослым
• Качество отношений привязанности, которое определяется:
- постоянством и стабильностью,
- чувствительностью,
- отзывчивостью,
- эмоциональной доступностью близкого взрослого,
- соответствием его поведения возрасту ребенка
Признаки глубокого нарушения психического здоровья у ребенка
- Низкий рост
- Самостимуляция (раскачивание, сосание рук и предметов,)
- Состояние глубокой депрессии (отказ от всякой деятельности, паралич , оцепенение
- Выраженное беспорядочное дружелюбие, постоянная демонстрация позитивного аффекта.
- А также:Устойчивое нарушение сна и питания.
- Нарушения поведения:
расторможенность,
отсутствие игры и любой активности,
выраженные проявления агрессивного поведения,
проявления пассивного и/или гиперактивного поведения;
рискованное, опасное для здоровья ребенка поведение
- Выраженное отставание в развитии,
- Отсутствие речи и навыков коммуникации.
- Особенности эмоционального состояния ( печаль или серьезность, ровный, уплощенный аффект).
- Послушность, отсутствие инициативы и отстаивания своих интересов.
Психическое здоровье.
Психическое здоровье (состояние благополучия в контексте близких безопасных отношений) существенно влияет на:
• физический рост и созревание
• двигательное развитие.
и является необходимым фундаментом для всего последующего развития.
Психическое здоровье играет решающую роль в развитии детей с особыми потребностями и детей из групп риска
Этапы развития психологического взаимодействия:
• 0-6 взаимодействие во время кормления как прототип диалога
Общий фокус внимания: ребенок смотрит – мама смотрит и называет
В первоначальный период знакомства они начинают процесс взаимного подстраивания. В самом начале это можно наблюдать в ситуации кормления, когда мать подстраивается под чередующуюся паузами рефлекторную активность сосания ребенка.
Начиная с третьего месяца жизни младенец способен отчетливо посылать матери двойственные сигналы, комбинируя виды поведения, с одной стороны, свидетельствующие о направленности и Приглашении к взаимодействию (поворот головы лицом к матери, взгляд в глаза, улыбка и др.), а с другой стороны, сигнализирующие о нежелательности и избегании взаимодействия (отвод взгляда, отворачи-вание, наклон головы и др.).
• 7+ подстраивания под эмоциональное состояние ребенка
феномен социальной ссылки(использование аффективной реакции родителя для оценки и понимания событий)
• 14-18+ вербальное общение
C опытом у ребенка развивается обобщенная модель взаимодействия с матерью
Поведение взрослых, приводящее к нарушению психического здоровья у детей
Во время кормления:
• высокая скорость;
• ограничение свободы движения ребенка;
• большое количество еды на ложке;
• пренебрежение сигналами ребенка и т.д.
Во время подмывания:
• жесткие прикосновения к телу ребенка, к интимным местам;
• пренебрежение сигналами и состоянием ребенка, такими, как страх, печаль, подавленность, оцепенение, плач;
Во время приучения к навыкам опрятности:
• длительное удерживание на горшке;
• негативные комментарии в связи с процессами мочеиспускания и дефекации;
• вербальные проявления неуважения и гнева по отношению к ребенку и др.
Во время подготовки ко сну:
• укладывание раньше положенного времени, принуждение ко сну;
В процессе регулирования поведения детей:
• грубые высказывания о поведении и о личности ребенка;
• запугивание и обман;
• физическое наказание (шлепки, подзатыльники и др.).
Во время игры и занятий с ребенком:
∙ состояние глубокой подавленности и печальное выражение лица взрослого
∙ высокая степень активности и эмоционального возбуждения взрослого, не связанная с состоянием, интересами, игрой ребенка.
∙ Открытые проявления гнева в голосе
∙ Интенсивная перестимуляция (игрушками,голосом, щекоткой и тд
• постоянное прерывание самостоятельной активности ребенка, блокирование его инициативы;
• требование послушного поведения ребенка;
• поведение взрослого, имеющее сексуальную окраску (поглаживание области гениталий, поцелуи в губы, просьбы поцеловать взрослого
• и др.);
• непредсказуемое поведение и/или резкая смена настроения взрослого в процессе игры.
В любых ситуациях:
• ограничение свободы движения детей (удерживание или фиксация ребенка в одной позе в реабилитационных приспособлениях, креслицах, ходунках; выкладывание детей в тесный манеж на длительное время , длительное сидение на стульчиках и др.).
• Депривирующая среда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду
Статья...
Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста
Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность и...
программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"
программа психологического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ "Божья коровка"...
"Психологические особенности закономерности развития детей раннего возраста"
Статья для педагогов дошкольных учреждений...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА».
Раннее детство — это совершенно особый период — период созревания всех органов и систем. Период, о котором Л. С. Выготский писал, что он сенситивен во всем(.период в жизни человека, создаю...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Игры для младенцев и детей раннего возраста.
Сорока-сорокаПоехали-поехали.«В Кота»Дети садятся в круг на головках у них щепочки – это сметана в крыночках. Один из игроков – «коток», сидит где-то в сторонке и н...