Игры для младенцев и детей раннего возраста.
картотека (младшая группа)
- Сорока-сорока
- Поехали-поехали.
- «В Кота»
Дети садятся в круг на головках у них щепочки – это сметана в крыночках. Один из игроков – «коток», сидит где-то в сторонке и наблюдает за крыночками со сметаной. Когда мать уходит на базар от детей, «Коток» тут как тут, является и всю сметанку слизывает с крыночек (с головок щепочки сбрасывает). И «коток» побежал, все детишки за ним. Бегут и «кота» ловят. Поймают «кота», колотят его и припевают:
Уже били кота,
Колотили кота!
Не ходи-ка ты, коток,
По сметанку, по творог
К бабушке в погребок!
- «В Кувшинчики», «В горшки» и пр.
Роль кувшинчика или горшка выполняют пестуемые дети, а само игровое действие выполняют пестуньи. Они высаживают детей в кружок, за каждым ребёнком стоит пестунья. Одна свободная девочка, ходит и ищет покупателя на свой горшок, спрашивая: «Нет ли у вас продажного горшка?» Если хозяйка соглашается, они произносят ритуальную фразу:
Сорок кадушек
Солёных лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Шильце, мыльце,
Красное яичко,
Хорошего жениха,
Тогда они бьют «по рукам» и бегут в разные стороны по кругу, пытаясь первой добежать до продаваемого «горшка». Кто добежал, тот и выиграл, а оставшаяся свободной девочка начинает игру сначала.
- Игра «Голуби»
Тонкими палочками огорожены (или очерчены на земле) несколько городков, в которых живут голуби. Хозяин стоит перед каждым городом. Он выпускает пару голубей, и они бегают около других городов, размахивая крылышками, похлопывая в ладоши. Если они, зазевавшись, заигравшись, забегают на территорию чужого города, то хозяин этого города кричит: «Тут». Голубь тогда остаётся у него.
Игра «Голуби» учит детей быть внимательными к заданным правилом условиям. В этой игре активны не пестуньи, а маленькие дети. Они должны научиться оставаться внимательными к опасности при любых обстоятельствах. Нельзя заиграться, нельзя зайти на чужую территорию, поскольку там за тобой зорко следят и ты окажешься оторванным от своего дома, от своих близких. В этой игре ребёнок узнаёт, что его могут не только схватить физически, но и забрать словом, по закону. Пестунья же осваивает уже взрослое действие контроля и реализации правил.
***
Игры пестуний учат маленьких детей встрече с опасностью и способам её преодоления. Это игры «Коршун», «Овечки», «Ворон Иван Петрович», «Голубь» и прочие.
6.Ворон Иван Петрович
Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери), делает первые шаги к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам»), но в три года ребенок не способен еще воспринять символических смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей важно многократное проигрывание этой игры со всеми деталями.
Игра первоначально может происходить в форме рассказывания истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так все уже знают, в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.
Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками (цыплятами).
«Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна всех своих курочек пересчитать). Наступила ночь» (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько прокрадывается и забирает одну из курочек в свой домик, который должен быть закрыт чем-нибудь (ширмой, или занавеской). «Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать своих цыплят: Раз, два, три, четыре, ах, одной нет». Тогда хозяйка идет к домику ворона и вступает в диалог с ним:
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
- Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, три, ах одной нет.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
«Наступила ночь. Наступил день. Опять хозяйка считает своих курочек: раз, два, ах одной нет». Снова хозяйка идет на поле к Ворону.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
- Наступила ночь. Наступил день. Раз, ах одной нет.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
«Наступила ночь. Наступил день. Снова хозяйка считает: … Ах, ни одной нет» снова идет она к ворону.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона.
- Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып, цып.
Тут курочки выскакивают из своего укрытия и набрасываются и щиплют хозяйку, которая их не уберегла и ворона, который их украл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teksty_igr.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для младенцев и детей раннего возраста.
- Сорока-сорока
- Поехали-поехали.
- «В Кота»
Дети садятся в круг на головках у них щепочки – это сметана в крыночках. Один из игроков – «коток», сидит где-то в сторонке и наблюдает за крыночками со сметаной. Когда мать уходит на базар от детей, «Коток» тут как тут, является и всю сметанку слизывает с крыночек (с головок щепочки сбрасывает). И «коток» побежал, все детишки за ним. Бегут и «кота» ловят. Поймают «кота», колотят его и припевают:
Уже били кота,
Колотили кота!
Не ходи-ка ты, коток,
По сметанку, по творог
К бабушке в погребок!
- «В Кувшинчики», «В горшки» и пр.
Роль кувшинчика или горшка выполняют пестуемые дети, а само игровое действие выполняют пестуньи. Они высаживают детей в кружок, за каждым ребёнком стоит пестунья. Одна свободная девочка, ходит и ищет покупателя на свой горшок, спрашивая: «Нет ли у вас продажного горшка?» Если хозяйка соглашается, они произносят ритуальную фразу:
Сорок кадушек
Солёных лягушек,
Сорок амбаров
Сухих тараканов,
Шильце, мыльце,
Красное яичко,
Хорошего жениха,
Тогда они бьют «по рукам» и бегут в разные стороны по кругу, пытаясь первой добежать до продаваемого «горшка». Кто добежал, тот и выиграл, а оставшаяся свободной девочка начинает игру сначала.
- Игра «Голуби»
Тонкими палочками огорожены (или очерчены на земле) несколько городков, в которых живут голуби. Хозяин стоит перед каждым городом. Он выпускает пару голубей, и они бегают около других городов, размахивая крылышками, похлопывая в ладоши. Если они, зазевавшись, заигравшись, забегают на территорию чужого города, то хозяин этого города кричит: «Тут». Голубь тогда остаётся у него.
Игра «Голуби» учит детей быть внимательными к заданным правилом условиям. В этой игре активны не пестуньи, а маленькие дети. Они должны научиться оставаться внимательными к опасности при любых обстоятельствах. Нельзя заиграться, нельзя зайти на чужую территорию, поскольку там за тобой зорко следят и ты окажешься оторванным от своего дома, от своих близких. В этой игре ребёнок узнаёт, что его могут не только схватить физически, но и забрать словом, по закону. Пестунья же осваивает уже взрослое действие контроля и реализации правил.
***
Игры пестуний учат маленьких детей встрече с опасностью и способам её преодоления. Это игры «Коршун», «Овечки», «Ворон Иван Петрович», «Голубь» и прочие.
- Ворон Иван Петрович
Игра особенно предпочтительна для того возраста, когда ребенок уже способен отделиться от близких людей (от матери), делает первые шаги к восприятию себя самокритично. Игра представляет собой как бы репетицию первого сознательного отделения себя от близких. На самом деле первое самоотделение ребенка происходит примерно в возрасте 3-х лет («я сам»), но в три года ребенок не способен еще воспринять символических смысл этой игры, для него это может быть страшно. Для детей важно многократное проигрывание этой игры со всеми деталями.
Игра первоначально может происходить в форме рассказывания истории. Впоследствии необходимость в этом отпадает, так все уже знают, в чем суть игры. Рассказывать может хозяйка.
Все играющие делятся на хозяйку, ворона, а остальные становятся курочками (цыплятами).
«Жили у одной хозяйки на дворе цыплята. Раз, два, три, четыре, пять (хозяйка должна всех своих курочек пересчитать). Наступила ночь» (дети любят при этом закрывать глаза). В это время ворон тихонько прокрадывается и забирает одну из курочек в свой домик, который должен быть закрыт чем-нибудь (ширмой, или занавеской). «Наступил день. Хозяйка стала пересчитывать своих цыплят: Раз, два, три, четыре, ах, одной нет». Тогда хозяйка идет к домику ворона и вступает в диалог с ним:
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
- Наступила ночь. Наступил день. Раз, два, три, ах одной нет.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
«Наступила ночь. Наступил день. Опять хозяйка считает своих курочек: раз, два, ах одной нет». Снова хозяйка идет на поле к Ворону.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
- Наступила ночь. Наступил день. Раз, ах одной нет.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моей курочки?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
«Наступила ночь. Наступил день. Снова хозяйка считает: … Ах, ни одной нет» снова идет она к ворону.
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
- Ворон, ворон, Иван Петрович, не видал ли ты моих курочек?
- Нет, не видал. Ты почто на мое поле пришла?!
Тут курочки начинают тихонько выглядывать из домика ворона.
- Как, как же ты их не видал, вон они, я их слышу, я их вижу: цып, цып, цып.
Тут курочки выскакивают из своего укрытия и набрасываются и щиплют хозяйку, которая их не уберегла и ворона, который их украл.
Игры в кругу.
- Игра «Колпачок»
Дети становятся в хоровод. Один из них – колпачок – сидит на корточках в центре круга. Дети идут по кругу под песенку.
«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя растили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь»
На словах «На ноги поставили» колпачок поднимается с корточек и начинает танцевать. Он выбирает кого-нибудь, кто становится колпачком и игра начинается вновь.
Вариант. На словах «на ноги поставили» все сходятся в круг и приподнимают (помогают подняться) сидящего в центре ребенка.
- Игра «Яша» и другие игры типа «жмурки» в кругу.
Дети становятся в хоровод и движутся по кругу по песенку:
«Сиди, сиди, Яша
Под ореховым кустом.
Грызи, грызи, Яша,
Орешки каленые
Милому дареные.»
Хоровод останавливается и дети, хлопая в ладоши приговаривают речитативом.
Чок, чок, пятачок,
Стал наш Яша дурачок, (мужичок, простачок)
Где твоя невеста,
В чем она одета,
Как ее зовут
И откуда привезут».
Один из детей раскручивает ребенка, стоящего в кругу с завязанными глазами. Когда слова закончились, он останавливается и выбирает кого-нибудь из круга вслепую. Ребенок должен назвать по имени того, кто ему попался. Если он угадал, то они меняются местами и игра продолжается вновь.
- «Дрема»
Дети движутся в хороводе под песенку вокруг сидящего в кругу ребенка с завязанными глазами.
«Сидит Дрема, сидит Дрема,
Сидит Дрема сама спит, сама спит (2 раза)
Вставай, Дрема, вставай, Дрема,
Вставай, Дрема, когда хошь, когда хошь,
Бери, Дрема, кого хошь, кого хошь.»
- Коза.
Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».
В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.
Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга - «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
Давай ,коза, попляшем, попляшем, попляшем
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и в заключении топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в центр круга, и игра продолжается до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.
В конце игры все поют:
Головкой покачаем, качаем, качаем
И песенку кончаем, кончаем, кончаем.
- Коршун.
Актуальная игра для детей в возрасте от 5-7 до 11 лет. Игра стимулирует выбор, активизацию двигательных функций (так как надо догнать того, кто затем сядет рядом с тобой). Также эта игра стимулирует речевую функцию и развивает регулирующую функцию речи, так как здесь присутствует момент совместного речевого сопровождения своих действий.
Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине на корточках сидит «коршун». Все, кроме «коршуна» идут по кругу и поют:
Коршун, коршун-дедушка, коршуниха-бабушка,
Вокруг коршуна хожу, за собой детей вожу,
Дети малые, сама старая…
Круг останавливается и, обращаясь к «коршуну», затевает с ним хором разговор, а «коршун» отвечает:
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- А зачем тебе ямка?
- Денежку ищу.
- А зачем тебе денежка?
- Иголочку купить.
- А зачем тебе иголочка?
- Сумочку сшить.
- А зачем тебе сумочка?
- Камушки собирать.
- А зачем тебе камушки?
- Ваших деток шуркать-буркать!
После этой фразы коршун вскакивает и ловит «под крылышко» кого-нибудь из круга. Условия игры допускают иногда ловить два человека – «под два крыла». Все, кого «коршун» поймал, садятся вместе с ним в круг (теперь они все «коршуны»), а остальные снова ходят по кругу и поют ту же песню. Затем все повторяется до тех пор, пока не будут пойманы все, кто ходил вокруг «коршуна», то есть пока все не становятся «коршунами».
- Дударь.
В центре круга стоит Дударь. Хоровод, двигаясь по кругу, поет песенку
Дударь, дударь, дударище,
Старый, старый старичище
Тебя под колоду,
Тебя под сырую,
Тебя под гнилую.
Все останавливаются и хором спрашивают Дударя:
Дударь, Дударь – что болит?
Стоящий в центре дударь отвечает, называя любую часть тела, например, «голова».
Стоящие в хороводе должны взяться за указанную часть тела, но не у себя, а у стоящих рядом – справа и слева. Таким образом, у всех перекрещиваются руки и хоровод уплотняется. Держась за соседей, все вместе двигаются по кругу с песенкой, останавливаются и повторяют свой вопрос. Дударь называет новую часть тела и все повторяется вновь, пока он не скажет – «Выздоровел!» Обычно Дударь называет последовательно части тела сверху вниз: голова, плечо, спина, поясница, коленки, и пяточки. Движение в кругу становится все более сложным и некоторые выбывают из игры.
Вариант игры.
Стоящие в хороводе дети держатся за свои части тела. Тогда у водящего есть большая свобода в назывании – нос, ушко, живот, что в предыдущем варианте игры может быть неудобным из этических соображений.
Игры с элементами театрализации.
Курочка.
Дети учатся отличать животных, характерные звуки произносят, показывают их характерные черты и есть обратный цикл, когда всех перечисляют в обратном порядке.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, курочку себе.
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, уточку себе.
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, гусушку себе.
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, индюшку себе.
А индюшка б-р-р (шалды-балды)
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, козочку себе.
А козочка ме-е-е
А индюшка б-р-р (шалды-балды)
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, барашка себе.
А барашек бе-е-е
А козочка ме-е-е
А индюшка б-р-р (шалды-балды)
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, свиночку себе.
А свиночка уи-уи
А барашек бе-е-е
А козочка ме-е-е
А индюшка б-р-р (шалды-балды)
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, тёлочку себе.
А тёлочка му-у-у
А свиночка уи-уи
А барашек бе-е-е
А козочка ме-е-е
А индюшка б-р-р (шалды-балды)
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Давай с тобой, миленький, домик наживать,
Поедем на ярмарку, будем торговать.
Куплю я, милая, собачку себе.
А собачка гав-гав
А тёлочка му-у-у
А свиночка уи-уи
А барашек бе-е-е
А козочка ме-е-е
А индюшка б-р-р (шалды-балды)
А гусюшка га-га
А уточка кря-кря-кря
А курочка тю-рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю.
Во время пения дети могут показывать руками определенные движения. Например, курочку как бы кормят, рассевая зернышки, уточка крякает, а дети раскрывают и закрывают пальцы руки, как будто это клюв утки, гусочка хлопает крыльями, индюшка болтает головой, козочка и барашек трясут головой и т.д.
Воробей
По считалке выбирают двух-трех воробьев. Предварительно выбирают куда воробьи полетят – к людям или животным, и кого они там увидят. Например, они летят к людям и увидят, как ходят девицы, старушки, солдаты и космонавты. Воробьи становятся в центре хоровода, а остальные игроки идут по кругу и поют:
Летал, летал воробей
Видел, видел молодой
Как девицы ходят, как девицы ходят.
В это время воробьи летают по кругу, махая крылышками.
А девицы ходят эдак,
А девицы ходят так,
Так они раз-эдак,
Так они раз-эдак.
Воробьи в кругу показывают как, по их мнению, ходят девицы.
Хор повторяет песенку и называет новый персонаж – старушку. Так продолжается пока песенка не кончится, и все персонажи будут показаны.
Вариант игры.
Все дети вместе с ведущим показывают действия задуманных персонажей, двигаясь по кругу. Ведущий может не предупреждать заранее, к кому летит воробей, тогда игра становится более динамичной.
Дядюшка Федот
Все встают в круг, держась за руки. В середине –
«дядюшка Федот», все идут вокруг него и поют, причемвместо Федота вставляется его собственное имя (дляребенка с особенностями развития особенно важенмомент называния его имени):
Как у дядюшки Федота
Было семеро детей,
Было семеро детей, было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели,
Разом делали вот так!
Когда песня кончается, «дядюшка Федот» показывает всем какой-нибудь жест или движение, которое все остальные должны за ним повторить. Затем «дядюшка Федот» выбирает следующего «дядюшку Федота». Можно выбирать того, кто лучше всего уподобился водящему, можно того, кто хуже (может быть ему не удалось это, но удастся изобразить самому что-то свое оригинальное)
Трифон
Дети стоят или сидят в кругу. Поется песенка:
А у нашего Трифона
Было семеро детей
Было семь сыновей
Они не пили, не ели
Все на (Имя ребенка- девочка) глядели
Все делали как она
Если ребёнок мальчик –
Вместе делали как он.
Тот, о ком поет песенка, должен показать какое-нибудь движение и все его повторяют пока поют следующий куплет
Игра «Мельница»
Дети стоят, расставив руки. Под песенку все начинают кружиться на месте. Когда песенка закончилась, дети должны остановиться. Кто пошевелился, тот выходит из игры.
Мельница, мельница,
Жерновочек вертится,
Мели, мели, не зевай
И в лоточек собирай.
В конце игры, остаются 2-3 игрока, которые победили.
Они остаются в кругу – это тесто.
Игра «Тесто»
Остальные дети становятся в круг и берутся за руки. Со словами: «Месим, месим тесто, месим, месим тесто». Дети медленно идут в центр круга и слегка подталкивают детей, стоящих в кругу, имитируя движения пекаря, месящего тесто. Затем, со словами «Раздувайся пузырь, надувайся большой», дети расходятся вновь в большой хоровод.
Обычно детям очень нравится изображать тесто. Мы предлагаем им выбрать кого-нибудь из круга вместо себя. Так все дети по очереди могут оказаться в кругу.
Вариант этой же игры, не связанный по смыслу с предыдущей и упрощенный.
Пузырь.
Все играющие, взявшись за руки и образовав круг, поют:
Месим, месим тесто,
Месим, месим тесто.
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся!
Сначала они небольшими шагами движутся к центру круга и делают движения руками вперед - "месят тесто". На слова "раздувайся, пузырь" начинают расходиться от центра и расходятся, насколько позволяют вытянутые руки. Когда произнесут "да не лопайся!", каждый начинает тянуть соседей, чтобы кто-нибудь разомкнул руки. Два "лопнувших" игрока идут в центр круга, где им может достаться от рук других игроков при следующем "замесе", поскольку игра обычно повторяется несколько раз до тех пор, пока в кругу не наберется определенное число играющих (договоренное заранее). Тогда проигравшим назначают игровое наказание, берут фант и т.п. Можно играть и на выбывание "лопнувших". В этом случае игра продолжается до тех пор, пока в кругу останется только три участника.
Пирожок
Из готового теста мы сделаем пирожок и испечем его.
Все дети становятся парами как в игре «Ручеек» - это наша печка. Два-три «пирожка» пробегают под руками, а все стоящие стараются свободной рукой шлепнуть бегущих по спине или попе. Если дети все хотят побывать пирожками, то можно менять пары по очереди или дать возможность пирожкам выбрать себе замену (как в ручейке).
Игра «Капуста»
Дети берутся за руки цепочкой. Один – закручивает капусту, другой – последний в цепочке изображает «кочешок» - кочерыжку. Он стоит на месте, а водящий – первый в цепочке – закручивает всех остальных детей вокруг него под песенку.
«Уж мы вьем, вьем капустоньку,
Завиваем золотой кочешок.
Мы у батюшки в терему,
Мы у матушки в высоком»
Когда капуста завилась, один из детей начинает продавать ее другому, изображающему покупателя. Покупатель выбирает себе по 1-2 листочку (ребенку), постепенно разбирая весь кочан.
Игра «Почта»
Все дети выбирают себе название любого города. Рассаживаются на подушках на ковре или на стульчиках так, чтобы между ними мог спокойно проходить водящий.
С помощью считалки выбираем водящего. Это «Почта». Водящий идет между детьми со словами:
Динь-динь-динь,
Идет, идет почта
И видит город.
Водящий останавливается у ребенка и спрашивает:
- Что это за город?
- Новгород (любой задуманный ребенком город)
- Как у вас в Новгороде поживают?
- Хорошо! ( нормально, неплохо и т.д.)
- Что у вас в Новгороде делают?
- Пироги пекут (может быть названо любое действие)
- Показывай как.
Ребенок, назвавшийся Новгородом, показывает как пекут пироги, а все остальные за ним повторяют.
«Почта» уходит к другому городу и все повторяется.
Если детей много, то целесообразно собирать города в почтовый поезд. Ребенок, которого уже спросили, становится сзади «Почты», образуя паровозик. За время игры паровозик увеличивается, пока всех не объедут.
Игра «Змея»
Выбирается голова Змеи. Голова подходит к играющим по очереди и спрашивает:
-Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом?
Игрок соглашается, пролезает под ногами змеи и становится за ней, крепко держась за талию. Так собираются все дети. После этого Змея ползет – идет – по комнате, извиваясь. Наконец, Змея проголодалась и хочет съесть кого-нибудь. Оставшийся вне змеи игрок должен убегать, а Змея ловит его, стараясь не развалиться. Поймать может только голова Змеи.
Тетёра.
Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В ней проигрываются такие ситуации, которые в жизни всем взрослым хорошо знакомы: идешь, идешь и вдруг что-то, кто-то тебя останавливает, «ловит». И даже не от тебя зависит, когда тебя поймают, кто это будет, ты просто должен подчиниться ситуации. В этой игре, многократно проигрываемой, ребенок учится терпению, ожиданию. И все это излагается в доступной для восприятия ребенка манере – в игре.
Два человека становятся «воротами», то есть, держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие могли вереницей пройти через «ворота». Все поют:
Тетёра шла, моховая шла,
Шла она лугом, вела детей кругом.
Сама прошла,
Всех детей провела,
Самолучшего детёныше оста-авила!
Со слов: «оставила» ворота закрываются, и пойманные в них играющие становятся в круг с воротами. Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, время от времени проходя через ворота. Когда в следующий раз пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся другими воротами, а вереница проходит уже и через новые ворота и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все ходящие вереницей не будут пойманы в ворота.
Птицы, блохи, пауки.
Игра на логическое мышление, на быстроту реакции. Играть можно, начиная с 10-тилетнего возраста. Играющие разбиваются на две команды, у каждой из которых есть отдельный домик по краям площадки, а посреди площадки проходит разделительная черта. Втайне друг от друга одновременно обе команды в своих домиках решают, кем они будут: пауками, блохами или птицами. Пауки едят блох, блохи едят птиц, а птицы едят пауков. Пауков показывают согнутыми в локтях руками и устрашающими движениями кистей рук, блох показывают указательным пальцем одной руки стучащим по ладони другой руки, а птиц показывают взмахами рук наподобие крыльев. Когда обе команды решили кто они будут – они выходят к разделительной черте и по сигналу судьи (например «раз, два, три!») должны одновременно показать кто они. Соответственно те, кто показал пауков гонятся за теми, кто показал блох, те, кто показал блох гонится за теми, кто показал птиц и т.д. Просто дотронуться до противника – это значит поймать. Пойманный становится членом той команды, которая его поймала. Игра может продолжаться долго, до тех пор, пока в одной команде остался хоть один человек, но может, по желанию игроков закончиться, когда уже осталось один-два человека в команде.
Подружка.
Игра для возраста от 12 лет. Раньше не желательно.
Игра в кругу. Круг идет и поет. Человек в центре во время первой половины песни решает, кого он выберет; ко второй части песни, «подружка» должна выбрать себе другую «подружку», причем это может быть как мальчик, так и девочка. Под «ла-ла-ла-ла-ла» они кружатся, взявшись за руки крест-накрест, при этом один человек перекрещивает свои руки, а второй — нет. Важно, чтобы получалось кружение с невидимой осью посередине, очень важно, чтобы оба играющих доверяли друг другу и смотрели в глаза. Затем, первый встает в общий круг, а тот, кого выбрали, остается в кругу и выбирает следующую «подружку».
Подружка моя, ты не беспокойся
Я люблю тебя, потому не бойся!
Ла-ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ла-ла, (стоящие в кругу хлопают)
Ла-ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ла-ла
Король и работники.
- Тук-тук!
- Кто там?
- Работник (работники — если детей много, они объединяются в артели)
- Что ты делать умеешь? (что вы делать умеете?)
Работники должны показать без слов жестами, а король должен отгадать, что они делают, и принять на работу.
Знакомство.
Все по очереди называют своё имя, а весь круг повторяет хором.
Фруктовая корзина.
Все сидят в кругу на стульях, кроме ведущего, который стоит в центре. Он назначает каждого, а также себя самого, яблоком, грушей или бананом. Затем он говорит: «ветер дует на яблоки». Все «яблоки» меняются местами, остаться на своём месте нельзя. Ветер может дуть на груши, бананы или на всю фруктовую корзину, тогда все должны сменить место. Кто не успел занять стул, становится ведущим.
Вариант.
Можно говорить не только названия фруктов, а признаки общие для играющих, например, «на тех, у кого нет шнурков» или «кто не в брюках». Таким образом можно делать акценты как педагогические, так и психологические.
Красочки
Выбирается водящий – «Ангел» и ведущий – «продавец».
Все остальные играющие загадывают в тайне от «Ангела» цвета красок. Цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, Ангел, пришел к вам за красочкой».
Продавец: «За какой?»
Ангел называет любой цвет, например: «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»
«Ангел» начинает игру с начала.
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «Ангела», а тот его догоняет.
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.
Гуси
На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком».
Горелки
Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
Раз-два, правая рука.
Все дети сидят на стульчиках в кругу. Один стульчик лишний – пустой. Тот, у кого этот стул стоит с правой руки, стучит по нему правой рукой и ритмично приговаривает:
Раз, два, правая рука,
Маша сядь справа от меня.
Названный ребенок садится на этот стул, а тот, справа от кого стул освободился, также стучит правой рукой и говорит, называя любого другого ребенка.
Игра продолжается пока всем интересно.
Можно брать фанты у того, кто прозевал свое имя или не начал вовремя стучать по освободившемуся справа стульчику.
Чиж
Дети стоят кругом, один ребенок в центре. В круге четное количество детей. Дети поют песенку и показывают жестами то, что поется.
По дубочку постучишь
Вылетает птица чиж
У чижа у чижика
Хохолочек рыженький
Чижик по небу летал
Правой ножкой все качал
Все – чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай.
Дети, проходя через центр, должны выбрать себе пару и обнять ее. Кто остался один – тот Чиж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Игры на познавательное развитие детей раннего возраста»
Игры на познавательное развитие детей раннего возраста...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомлении с окружающим миром»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй группе раннего возраста.«Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста при ознакомл...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста
Психическое здоровье младенцев и детей раннего возраста-Это способность маленького ребенка переживать, регулировать и выражать эмоции, находясь в близких и безопасных отношениях, а также способность и...
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возраста На тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»
Мастер – класс для родителей детей группы раннего возрастаНа тему: «Игры для сенсорного развития детей раннего возраста»Составители: Короткова И.А.Бобылева П.В.ГБДОУ детский сад 97Ка...
Рекомендации для родителей детей раннего возраста тема: " Игры и игрушки для детей раннего возраста"
Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важ...
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ МЛАДЕНЦЕВ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Психическое здоровье (состояние благополучия в контексте близких безопасных отношений) является необходимым фундаментом для всего последующего развития. Психическое з...