"Психологические особенности закономерности развития детей раннего возраста"
презентация
Статья для педагогов дошкольных учреждений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti.ppt | 469 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В раннем детстве складываются ключевые качества личности познавательная активность речь доверие к миру творческие возможности общая жизненная активность Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых; определенных форм общения и совместной деятельности со взрослым
Понятие высшей нервной деятельности Связь организма со средой осуществляется посредством головного мозга Кора БП Подкорковые отделы Объединенную деятельность этих двух отделов составляет ВНД (И.П.Павлов)
Основа высшей нервной деятельности: процессы возбуждения и торможения Возбуждение – активный ответ нервной системы на раздражение Торможение – активный процесс, приводящий к задержке деятельности нервных центров или рабочих органов
Особенности ВНД детей раннего возраста (Красногорский, Щелованов) Неуравновешенность двух основных процессов: возбуждение преобладает над торможением Условные рефлексы возникают сравнительно быстро, но закрепляются медленно Слабая подвижность нервных процессов Работоспособность и выносливость нервной системы мала Высокая эмоциональная заражаемость Высокая степень подражательности Все реакции ребенка иррадиированы (растекаемы)
Закономерности развития детей раннего возраста Очень быстрый темп физического развития Мозг ребенка за 3 года увеличивается в размерах в 3 раза Быстрый темп нервно-психического развития Скачкообразность развития Тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития Высокая ранимость детей раннего возраста (травматизм) и зависимость развития от взрослого
Ситуативность как главная характеристика поведения ребенка раннего возраста Жизнь малыша происходит преимущественно в настоящем времени. Поведение ребенка целиком определяется воспринимаемой ситуацией, тем, что он видит и слышит, то есть является ситуативным (полевое поведение). Каждая вещь заряжена для ребенка притягивающей или отталкивающей силой и соответствующим образом провоцирует на действие.
Память, мышление и эмоции в раннем возрасте Память проявляется в узнавании знакомых предметов и явлений – того, с чем он сталкивался в прошлом. Мышление проявляется как умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации (мыслить – не значит думать или вспоминать, а действовать «здесь и сейчас», конкретными воспринимаемыми предметами). Эмоции крайне ситуативны и не отделены от восприятия и действий. Полноценное проживание каждого настоящего момента и максимльное удовольствие от него.
Гибкость и консерватизм – две стороны психической жизни ребенка Гибкость, пластичность и открытость всему, что ребенок воспринимает вокруг определяются наличной ситуацией. Поэтому не приходится рассчитывать на самостоятельный, сознательный и ответственный выбор занятий. Для ребенка значимо то, что показывает взрослый, с чем можно играть. Стремление к постоянству ведет к тому, что все новое воспринимается с трудом, так как нарушает целостность и устойчивость мира и себя самого. Для ребенка важна предсказуемость ожидающих его событий, которая создает уверенность и спокойствие.
Роль близкого взрослого в жизни ребенка Близкий взрослый дает ребенку чувство стабильности внешние устойчивые опоры существования) Выступает образцом человеческих действий с предметами: передает ребенку смысл действий с предметом для чего нужен тот или иной предмет); передает приемы осуществления действия (как нужно действовать); контролирует ход выполнения действий ребенком.
Самостоятельная деятельность как источник развития ребенка Развитие ребенка не сводится только к расширению его кругозора и освоению навыков, но и предполагает воздействие на эмоциональную и социальную сферу; собственную активность ребенка. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, с интересом и удовольствием что-то делает! В раннем возрасте это происходит в предметной деятельности. Главная задача взрослых – заинтересовать ребенка новой и полезной деятельностью, стимулировать его собственную активность и эмоциональную вовлеченность в развивающие игры и занятия .
Признаки стрессового состояния при нарушении психологического благополучия (А.С. Галанов) Трудности засыпания и беспокойный сон Усталость после нагрузки, которая недавно ребенка не утомляла Беспричинная обидчивость Плаксивость Повышенная агрессивность
Рассеянность, невнимательность Отсутствие уверенности в себе (ребенок постоянно «жмется») Постоянное сосание пальца, соски; стойкое нарушение аппетита Боязнь контактов, стремление к уединению Отказ от участия в играх, бесцельное брожение по группе
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Информация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста"...
Особенности речевого развития детей раннего возраста
Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...
Особенности речевого развития детей раннего возраста.
Статья для родителей и воспитателей детей 2-3 лет....
«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.
На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...
«Наш малыш, какой он?» (особенности психического развития детей раннего возраста)
Родившись ,ребёнок отделяется от матери физически , но биологически связан с ней ещё долго .В конце года жизни , приобретая некоторую самостоятельность , он становится биологически независимым .А псих...
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...