Развитие психических процессов у детей с нарушениями речи шестого года рождения
консультация по психологии (подготовительная группа)

Мартиросова Рузанна Аркадьевна

как развиваютя дети с нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с нарушениями речи.

Подготовила педагог-психолог:

Мартиросова Р. А

Параллельно   с   недоразвитием   речи   у детей с   ТНР   происходит   нарушение в развитии психических процессов: слабая память, быстрая утомляемость, неустойчивое внимание, затруднения процессов обобщения, классификации, исключения. Ведущим видом деятельности ребенка является игра, которая существенно    меняет    мотивы     поведения, открывает     новые     возможности для развития познавательной деятельности, а значит и для формирования психических процессов. Процесс формирования ВПФ должен происходить ежедневно в занимательной форме.

Мышление – социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни и явления языка разного уровня (звуки, слова, предложения). Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, такие дети отстают в развитии образного, словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Все эти затруднения определяются недоразвитием познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с общим недоразвитием речи нужно постоянное осмысливание событий и явлений, например:

  • Почему летом нельзя кататься на лыжах?
  • Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?
  • Как, не выходя на улицу, узнать - дует ли ветер?

Важно приучать детей задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из телефильмов, рассказов, сказок. Важным упражнение является сравнение, выявление различий в сходном и общее в различном. Например:

  • Чем отличаются кукла и девочка?
  • Чем отличаются птица и самолет?
  • Чем отличаются куст и дерево?

Полезным упражнение является отгадывание загадок, не только народных и авторских, но и составленных воспитанниками. Например:

  • Передние лапы короткие, а задние длинные (заяц).
  • Четыре ноги, да не ходит (стол, стул).

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение ребенком собственного опыта, она выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием, способствующим развитию личности, то есть значительной степени определяет успешность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ. Игровая деятельность способствует развитию произвольной памяти. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больший объем материала. Сознательная цель - запомнить и припомнить, сосредоточиться.

Сами условия игры требуют от участников сосредоточенности на предметах, включѐнных в игровую ситуацию.

Для развития познавательных действий ребѐнка, умения классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков – предлагаются следующие игры:

  • Я начну, а ты закончи.
  • Чего не стало.
  • Вчера, сегодня, завтра.
  • Вспомни, как было.
  • Сломанный телефон.
  • Найди отличие.
  • Выучи слова.
  • Узнай фигуры.

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение на нем. У детей с общим недоразвитием речи внимание характеризуется неустойчивостью, наблюдается его колебания, снижена работоспособность, недостаточная целенаправленность деятельности, что соответственно в последующем отражается на учебе детей в школе и в последующей жизни.

При формировании устойчивости внимания можно использовать следующие игры:

  • найди два одинаковых предмета;
  • найди такого же цвета;
  • найди предметы заданной геометрической формы;
  • выкладывание палочек;
  • нанизывание бусинок;
  • выкладывание узора из мозаики;
  • вырисовывание по клеточкам;
  • какое слово лишнее?;
  • работа с разрезанной картинкой;
  • найди тень;
  • собери пазл;
  • соотношение формы фигур с формами отверстий, вырезанных на крышке коробки;
  • запоминание игрушек;
  • работа с лексическим материалом;
  • заучивание ряда слов и словосочетаний;
  • складывание различных фигур из счѐтных палочек. (Головоломки) и др.

Зрительное восприятие – это совокупность процессов построения зрительного образа окружающего мира, это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей на глаз.

В этом возрасте главной задачей, так же является развитие таких видов восприятия как восприятие пространства, времени, формы и величины.

Для развития зрительного анализа и синтеза, произвольного внимания и запоминания использую следующие упражнения:

  • Определение изменений в предъявленном ряду предметов.
  • Нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки.
  • Нахождение различий на двух сходных сюжетных картинках.
  • Нахождение нереальных элементов «нелепых» картинок.
  • Запоминание        4-6        предметов,        игрушек,        картинок,        геометрических        фигур        и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Узнавание предмета по частям, объединение частей в целое по образцу.
  • Нахождение зашумленных и наложенных предметных изображений.
  • Штриховка различных изображений.
  • Назови, что находится перед девочкой, позади нее, слева, справа от нее.
  • Найди предмет по тени.
  • Расскажи кто, где сидит.
  • Раскрась (нарисуй) правую половину предмета так же, как левая.

Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения у детей с нарушениями речи развивается несколько иначе. Их представления о предметах оказываются неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов.

  • Несуществующее животное,
  • Выдумай историю,
  • Продолжи рисунок,
  • Клякса. Дорисуй,
  • Оживление предметов,
  • Так не бывает!
  • Нарисуй настроение.
  • На что похожи облака,
  • Угадай настроение.
  • Найди недостаток в портрете.

Развитие ребенка в дошкольный период представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной   деятельности, ведущую   роль    в    которой    играют познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающие игры, направленные преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будут влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...

Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приема...

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи

В статье раскрывается понятие фонематической системы языка, важность формирования всех ее компонентов.Отражены основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Приведены...

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных приз...

«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»

  Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...