«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка. Такие психические процессы , как восприятие, память, внимание, мышление подготавливают развитие речи, поэтому их нарушения непосредственно вызывают и усугубляют речевое недоразвитие.
Исходя из вышесказанного, отметим, что одной из немаловажных задач речевого развития дошкольников является формирование психологической базы речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_psihicheskih_protsessov_u_detey.docx | 25.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре: «Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»
Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка. Такие психические процессы , как восприятие, память, внимание, мышление подготавливают развитие речи, поэтому их нарушения непосредственно вызывают и усугубляют речевое недоразвитие.
Исходя из вышесказанного, отметим, что одной из немаловажных задач речевого развития дошкольников является формирование психологической базы речи.
Любой учитель-логопед, осуществляя коррекцию речевого недоразвития детей, обязательно включает в занятия задания на развитие психических процессов. Коррекционный педагог не может обойтись в работе без дидактических игр на развитие психических процессов, которые в свою очередь готовят базу для развития речи ребёнка.
Предлагаю вашему вниманию пособие «Пирамидка». В начале первого года обучения дети уже имеют опыт собирания этой развивающей игрушки. Старшим дошкольникам гораздо интереснее складывать плоскостной вариант этой игры по образцу. Для усложнения задания можно использовать двухцветную или одноцветную пирамидку, при составлении которой ребёнок будет ориентироваться только на величину «колец»(исключается дополнительный ориентир по цвету)-1сантиметр.
Как учителю-логопеду для меня важна и обратная связь. Могу ли я использовать игры на развитие психических процессов для решения задач по развитию речи? Учитывая дефицит времени , отводимого на индивидуально-коррекционное занятие с ребёнком-логопатом, это является просто необходимым условием. Поэтому возникла идея некоторого видоизменения данной игры ,с целью закрепления речевых умений и навыков детей.
ВАРИАНТ 1. На каждом «кольце» пирамидки с помощью «липучки» прикреплена предметная картинка на изучаемую тему(например, «Цветы»).Собрав пирамидку, ребёнок по заданию логопеда называет предмет, изображённый на картинке, и его цвет(красный мак ,жёлтая роза, фиолетовый ирис, зелёный кактус ,голубая незабудка, синий василёк и пр.)Таким образом, развивая зрительное восприятие, мы закрепляем словарь по теме «Цветы», а также упражняем детей в согласовании существительного с прилагательным.
ВАРИАНТ 2. Ребёнку предлагают детали двух-трёх пирамидок с изображённым на них разным количеством яблок, груш, лимонов (или любых других предметов мужского, женского, среднего рода, одной лексической темы). Выполнив группировку деталей по заданному признаку(«Собери пирамидку из яблок, из груш…»),ребёнок называет количество предметов на «кольце» пирамидки, согласуя существительное с числительным( «Одна груша, две груши…пять груш»)или существительное с прилагательным и числительным(«Одно красное яблоко , два красных яблока… пять красных яблок» и т.п.)
ВАРИАНТ 3. Ребёнку предлагают детали двух пирамидок с предметными картинками на дифференцируемые звуки (с) -(ш):санки, сапоги, шапка, собака, носки, мешок и пр. Выполнив группировку деталей («Найди слова со звуком (с), слова со звуком (ш)») ребёнок собирает пирамидки и называет предметы ,изображённые на них, определяя позицию звука в слове с помощью условно-графической схемы.
Знакомое всем пособие «Четвёртый лишний» можно использовать не только для развития мышления, но и для решения речевых задач.
Закрепление изучаемых предлогов собака сидит в будке , за будкой; голубь над деревом, под деревом; заяц подходит к ёлке, отходит от ёлки; дерево перед домом, за домом; мяч лежит на столе ,под столом; воду наливаем в лейку, выливаем из лейки; яблоко лежит на столе, упало со стола; котёнок с хвостом, без хвоста и т.п.
Подбор антонимов (прилагательных , наречий): этот колобок грустный, а остальные-весёлые, все карандаши длинные, а этот-короткий, все карандаши толстые, а этот-тонкий, все деревья высокие, а это-низкое, все шарфы широкие, а этот-узкий, все мячи большие, а этот-маленький, эта рыбка плывёт налево, а остальные – направо; этот шарик летит вниз, а остальные - вверх; эта юбка длинная, а эта-короткая и т.п.
Образование относительных прилагательных. Из каких материалов сделаны эти предметы? Эти игрушки пластмассовые, а самолётик-бумажный, эти предметы деревянные, а кувшин- стеклянный; это шерстяные вещи ,а шуба- меховая ;эти листья кленовые ,а этот лист-дубовый и т.п.
Согласование существительных с прилагательными. О каком предмете можно сказать: «Какой?», «Какая?», «Какое?» Послушай внимательно окончания слов и скажи ,какая картинка лишняя :красная ягода, красная сумка, красное яблоко, красная машина ;жёлтое солнце, жёлтый банан, жёлтый лимон, жёлтый сыр и т.п.(окончание слов педагог произносит утрированно).
Дидактическая игра «Цвет и форма» на группировку предметов по двум признакам развивает зрительное восприятие ,мыслительные операции. Логопед предлагает ребёнку для каждой геометрической фигуры найти своё место в таблице ,группируя предметы по цвету и форме :по диагонали находятся предметы одной формы, по вертикали-одного цвета.
Немного видоизменив игру(размещая в таблице не геометрические фигуры, а предметные картинки),можно закрепить с ребёнком навыки согласования существительных с прилагательными: голубой мяч, голубая машина, голубое ведёрко; синяя шапка ,синий носок, синее платье и т.п.
Очень нравится детям игра «Цветной мир» на развитие памяти, мышления, зрительного восприятия, на материале которой можно также закрепить навыки согласования прилагательных с существительными. Детям предлагают поля разного цвета и обесцвеченные(чёрно-белые)или контурные изображения предметов, для которых характерен определённый цвет. Дают задания разложить картинки на поля соответствующего цвета и назвать получившиеся словосочетания, правильно употребляя окончания прилагательных(зелёный огурец, зелёный лист, зелёное дерево; красный помидор ,красная ягода ,красное яблоко и т.п.).
Таким же образом для закрепления умения правильно употреблять форму родительного падежа имён существительных используется дидактическая игра «Какого предмета в ряду не хватает ?»на развитие внимания ,памяти и восприятия. Педагог выкладывает на столе 4-5 предметных картинок, предлагает детям внимательно рассмотреть и запомнить их. Затем ребёнок закрывает глаза, педагог убирает одну игрушку и просит ответить на вопрос «Какого предмета не хватает?»(не хватает куклы ,машины ,кубика, мячика и пр.)
Задание на развитие внимания и восприятия «Найди и зачеркни» можно использовать для решения различных речевых задач.
Уточнение, расширение и активизация словаря» Найди и зачеркни все овощи, все фрукты ,все ягоды; всю мебель, посуду, одежду и т.д. »Выполнив задание ,ребёнок вспоминает и называет предметные картинки, повторяет обобщающее понятие.
Закрепление относительных прилагательных.» Зачеркни все кленовые, дубовые…листья».
Согласование существительных с прилагательными «Зачеркни и назови все красные предметы, все предметы круглой формы и т.д.»(красная машина, красный кубик, красное яблоко; круглый мяч, круглая ваза ,круглое колесо).
Таким образом, решать задачи речевого развития дошкольников можно не только в ходе специальных речевых игр, но и посредством дидактических пособий на развитие психических процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с нарушениями речи....
РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Проблема формирования механизмов деятельностной саморегуляции - одна из наиболее актуальных для логопедов ДОУ. Недоразвитие функций речевого самоконтроля - основная причина широко известного в н...
Теоретическое сообщение Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий
Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи с использованием игровых технологий...
Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"
В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...
Основные направления коррекционной работы по развитию всех психических процессов у детей с нарушенным слухом.
Направления работы при развитии психических процесссов у детей с нарушенным слухом....
Выступление на тему: «Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи дошкольного возраста»
материал из опыта работы по теме "Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи дошкольного возраста"...
Развитие психических процессов у детей с нарушениями речи шестого года рождения
как развиваютя дети с нарушениями речи...