Методика логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа) на тему

Головина Ольга Владимировна

В методической разработке максимально полно изложена система работы по последовательному развитию фонематических процессов у детей с нарушениями речи. Материал максимально насыщен практическими приемами и играми, позволяющими формировать, развивать и совершенствовать фонематические процессы у дошкольника и младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика логопедической работы по развитию  фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

1.1. Цели и принципы методики логопедической работы по развитию  фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Методика коррекции фонематических процессов адаптирована на основе рекомендаций авторов Р.И. Лалаевой, Т.А. Ткаченко.

Опираясь на полученные данные обследования фонематических процессов у ребенка с нарушением речи, мы предлагаем после повторения упражнений на развитие фонематического слуха и простых форм фонематического анализа, так как они вызвали наименьшие затруднения у ребенка, сосредоточиться на развитии простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза и фонематических представлений. Это является основной целью предлагаемой методики.

Для достижения положительных результатов в процессе коррекционной работы, мы будем опираться на следующие основные принципы:

I. Этиологический принцип предполагает выяснение причин речевого нарушения.

II. Онтогенетический принцип, т.е. учет последовательности формирования фонематических процессов в онтогенезе.

III. Принцип максимального использования различных анализаторов.

IV. Принцип системности предполагает коррекционное воздействие на все подсистемы языка и речи: фонетическую, фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую.

V. Принцип поэтапности формирования умственных действий по          П.Я. Гальперину: освоение действия с опорой на материализацию, затем в плане громкой речи, в конце - перенос его в умственный план.

VI. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала.

VII. Принцип дифференцированного подхода, т.е. учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, возраста ребенка, психологических особенностей личности, интеллекта, речевого и моторного развития.

VIII. Принцип обходного пути, т.е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.

IX. Принцип учета ведущей деятельности ребенка – игровой.

Помимо основных принципов важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: систематичности и последовательности в подаче речевого материала, доступности, наглядности, активности, индивидуального подхода.

Учитывая, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста мы считаем, что на занятиях по развитию фонематического процессов целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений. Это способствует поддержанию устойчивого интереса ребенка к занятию, гармоничному развитию у них психических процессов, личностных черт, интеллекта. Игровые упражнения делают занятия интересными, эмоциональными. А это значит, что процесс коррекции будет протекать активнее, быстрее, и преодоление трудностей проходить легче.

 1.2. Содержание методики по развитию  фонематических процессов у детей с нарушениями речи.

Логопедическую работу следует начинать с развития формирования простых форм фонематического анализа. Так как в нашем случае обследование ребенка проходило в декабре месяце, и с ним уже велась коррекционная работа, по результатам исследования видно, что простые формы фонематического анализа у ребенка относительно сформированы. В связи с этим еще раз проработаем упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и простых форм фонематического анализа для того, чтобы убедиться, что ребенку этой части все понятно.

1.2.1. Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха и простых форм фонематического анализа.

1. Различение слов, близких по звуковому составу.

Логопед дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное —
красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит
звукосочетания:

БАМАН

ПАМАН

БАНАН

БАНАМ

ВАВАН

ДАВАН

БАВАН

ВАНАН

ВИТАНИН

МИТАВИН

ФИТАМИН

ВИТАНИМ

ВИТАМИН

МИТАНИН

ФИТАВИН

ВИТАЛИМ

АЛЬБОМ

АЙБОМ

АНЬБОМ

АВЬБОМ

АЛЬПОМ

АЛЬМОМ

АЛЬНОМ

АБЛЁМ

КЪЕКТА
КВЕКТА
ТЛЕКТА
КВЕТКА
КЛЕТКА
КЪЕТКА
КЛЕТТА
ТЛЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

2. «Рифма – нерифма».

Вариант 1. Логопед предъявляет парные картинки, а ребенок определяет, похожи ли по звучанию два слова. Например, лиса-коса, конфета-кубик, колено-полено, молоко-молоток, варежка-панама, др.

Вариант 2. То же задание, но без наглядной опоры. Ребенок повторяет за логопедом по два слова и определяет, похожи ли они по звучанию.

  3. «Найди похожие слова». Логопед предлагает ребенку назвать предметы, изображенные на картинках и соединить те из них, названия которых звучат похоже. Например, бак-мак, галка-палка, пакет-букет, суп-дуб, венок-звонок, др.

4. «Неправильное слово». Логопед предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «неправильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом.

Например:

1. Отругала мама зайку —
   Не надел под свитер ГАЙКУ.

    (МАЙКУ)

2. Много снега во дворе —
   Едут ТАНКИ по горе.

   (САНКИ)

3. Хулиганам не до шутки,
  Если Рекс в собачьей ДУДКЕ.

   (БУДКЕ)

5.   «Послушай и повтори».

Ребенку предлагается повторить за взрослым вначале по два, затем по три похожих слова в названном порядке:

мак-бак-так                        моток-каток-поток

ток-тук-так                        батон-бутон-бетон

бык-бак-бок                        будка-дудка-утка

дам-дом-дым                        нитка-ватка-ветка

ком-дом-гном                        клетка-плетка-пленка

                                тыква-буква-будка

Примечание. При воспроизведении слов ребенку необязательно знать их
значение. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

6. 4 лишнее слово.

Вариант 1. Из четырех слов, четко произнесенных логопедом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных:

КОМ — КОМ — КОТ — КОМ

КАНАВА — КАНАВА — КАКАО — КАНАВА

УТЁНОК — УТЁНОК — УТЁНОК — КОТЁНОК

БУДКА — БУКВА — БУДКА — БУДКА

ВИНТ — ВИНТ — БИНТ — ВИНТ

МИНУТА — МОНЕТА — МИНУТА — МИНУТА

БУФЕТ—БУКЕТ—БУФЕТ—БУФЕТ
БИЛЕТ—БАЛЕТ—БАЛЕТ—БАЛЕТ
ДУДКА — БУДКА — БУДКА — БУДКА.

Вариант 2. Логопед четко произносит четыре слова и просит ребенка повторить их. Затем из четырех слов ребенок должен выбрать одно, наиболее отличающееся по звуковому составу, назвать его и показать соответствующую картинку.

7. Найди похожее по звучанию слово.

Ребенок четко произносит названия предметов, изображенных на картинках. Затем повторяет за логопедом слова для сравнения (по одному) и находит похожее по звучанию, пользуясь при этом зрительной опорой.

Например, на картинках изображены мак, дом и ветка. Логопед предлагает для сравнения слова: сетка, ком, бак, метка, клетка.

8. «Доскажи словечко» (с опорой на три предложенных слова).

Логопед читает рифмовку, выделяя голосом последнее слово в первой
строке. Ребенок, добиваясь рифмы в стихе, должен закончить вторую строку
одним из трех предложенных слов. Например,

Опустела мостовая,
       И уехали...  (автобусы, трамваи, такси).

Примечание. При трудностях поиска нужного слова логопед зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

9. «Доскажи словечко» (без опоры). Логопед предлагает ребенку закончить двустишие, подобрав подходящее рифмующееся слово. Например,

Портфель я выронил из рук,
Такой большой на ветке
... (жук).

10. «Доскажи словечко» (по представлению).

Логопед предлагает ребенку дополнить стихотворение подходящим по
смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. (В качестве опоры используются картинки). Например,

Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
Что скатали мы зимой?..
Что построили с тобой?..
На крючок в реке попал?..
Может всё, хоть ростом мал?..

11. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:

ТА — ТА —ТА
ТА — ТА — ТА
ТА — ТА — ТА

ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА
ПА — ПА — ПА

КА — КА — КА
КА — КА — КА
КА — КА — КА

Аналогичная работа проводится со слоговыми рядами:

ФА — ФА — ФА
ВА — ВА — ВА
МА — МА — МА

НА — НА — НА
БА — БА — БА
ГА — ГА — ГА

12. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:

ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
МО — МА — МЫ
ВА — ВУ — ВО

ВО — ВЫ — ВУ
НУ — НЫ — НА
НО — НА — НУ
ДА – ДЫ  – ДО
ДУ – ДЫ – ДА

БО — БА — БЫ
БУ — БО — БА
ПА — ПУ — ПО
ПЫ — ПО — ПУ
КУ — КО — КА

13. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
ФА — ХА — КА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА

ПА — КА — ТА
ГА — БА — ДА
КА — ФА — ХА
ВА — МА — НА
НА — ВА — БА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

14. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

а) по два слога:

ПА — БА
ТА — ДА

ФА — ВА
КА — ГА

б) по три слога:

ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
ДА — ТА — ДА

КА — ГА — КА
ГА — КА — ГА
ВА — ФА — ВА
ФА — ВА — ФА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

15. Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:

ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
БА — БЯ
ДА – ДЯ
ФА — ФЯ

ПО — ПЁ
МО — МЁ
ВО — ВЁ
ТО — ТЁ
ВО — БЁ
ДО – ДЁ
ФО — ФЁ

ПУ — ПЮ

МУ — МЮ
ВУ — ВЮ
ТУ — ТЮ

БУ — БЮ

ДУ – ДЮ

ФУ — ФЮ

ПЫ — ПИ
МЫ — МИ
ВЫ — ВИ

ТЫ — ТИ

БЫ — БИ

ДЫ – ДИ

ФЫ — ФИ

16. Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

ПА — ТПА
ТА — ПТА
ФА — ТФА
ТА — ФТА
МА — КМА
НА — ФНА

НА — ПНА
КА — ФКА
КА — ТКА
КА — ПКА
ТА — КТА
НА — КНА

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

17. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ
КТА — КТО — КТУ — КТЫ
ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ

ТМА — ТМО — ТМУ — ТМЫ
КНА — КНО — КНУ — КНЫ
ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ
ПНА — ПНО — ПНУ — ПНЫ

18. Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

ПТА — ТПА
ПКА — КПА
ФПА — ПФА

КТА — ТКА
ФКА — КФА
ГДА - ДГА

ФТА — ТФА
ХТА — ТХА
ВБА — БВА

Примечание. Упражнения на воспроизведение стечения согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

19. Выделение одного из гласных звуков в звуковом потоке.

Логопед называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (поднять флажок). Затем логопед медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т. д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет
выделяться ребенком точно и уверенно.

20. Повторение сочетания гласных звуков.

а) по два:        

        б) по три:

в) по четыре:

АО                                        АИУ                                       АОИУ
УА                                        ИАО                                       ИОУА
АИ                                        УИА                                       ИЫОУ
ИО                                        ОИЫ                                       ОУИЫ
ИУ                                        ИОУ                                       АОЫУ
ЫИ                                         ИЫО                                      ОАУЫ

21. Выделение одного из согласных звуков:

а) в звуковом потоке;

Логопед называет и, многократно повторяя, добивается запоминания
ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением.

Примерный звуковой ряд: А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-
О-Э и т. д.

б) из прямых слогов;

Логопед произносит ряд прямых слогов и просит ребенка поднять руку, если, например, тот услышит звук Б.

Например, ПА-БУ-НО-МУ-БА-БО-ПУ-БУ, т.д.

в) из слов: луна, коробка, мука, булка, палка, бант, колобок, ток, т.п.

Работу по выделению звуков на фоне слова начинают с артикуляторно простых звуков М, Н, Х, В и др.

Прежде всего, логопед уточняет артикуляцию согласного. Для этого определяется положение артикуляторных органов сначала с помощью зрительного восприятия, а затем на основе кинестетических ощущений, получаемых от артикуляторных органов. При этом обращается внимание детей на звучание, характерное для данного звука. После чего логопед предлагает определить наличие или отсутствие звука в ряду звуков, слогах, словах различной сложности: односложных, двусложных, трехсложных, без стечения и со стечением согласных. Предлагаются слова, как с отрабатываемым звуком, так и без него. Заданный звук должен находиться в начале, середине и в конце слова (кроме звонких согласных).

Сначала наличие звука определяется на слух и на основе собственного произношения, затем или только на слух, или только на основе собственного произношения и, наконец, по слухопроизносительным представлениям, т.е. в умственном плане.

22. «Помоги Незнайке»

На наборном полотне - изображение Незнайки и комплект картинок: дом, сумка, машина, стул, коса, шуба, лапа, шляпа, топор, насос, дерево.

Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки, подумать и помочь Незнайке выбрать только те, в названии которых имеется звук С. После выполнения задания правильность проверяется путем называния отобранных картинок.

23. «Чудо-дерево».

Логопед предлагает ребенку украсить дерево картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

24. Выделение первого ударного гласного из слова:

а) логопед просит ребенка назвать первый звук в именах: Аня, Оля, Уля, Ира, Эля, Игорь, Осип, Ада, Инга.

б) ребенок прослушивает слова, называет звук, который слышится в начале слова. Например: осень, астра, уши, имя, армия, озеро, искра, улица, эхо.

в) ребенок рассматривает картинки, называет их и определяет, с какого звука начинается их название. Например: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.

г) ребенку необходимо отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного О, И, У, А).

д) Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает? (Осенью)

В шкурке золотистой,

Сладкий и душистый. (Апельсин)

Ударные гласные узнаются детьми гораздо легче, чем безударные. Они легче выделяют их из начала слова, чем из его конца или из середины

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (у-у-у), болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращается на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.

Иногда первым звуком дети называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше – позже, первый – последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ребенок определяет, что например, в сочетании ИУ первый звук - И (губы сначала растягиваются), а последний звук - У (губы вытягиваются в трубочку).

Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, например, по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.

3.2.2. Упражнения, направленные на развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

После повторения простых форм фонематического анализа и убедившись, что ребенок усвоил данный материал, переходим к работе над сложными формами звукового анализа и синтеза. По результатам исследования можно видеть, что эти процессы у ребенка не сформированы.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.

На протяжении всей работы идет формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий звуки.

1. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков, которые используются для наиболее легкой формы анализа – выделение первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков ребенку дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Ребенок, артикулируя, произносит указанные звуки, например, А, У или И, У, А, а затем определяет их количество и последовательность.

  • Анализ звукового ряда, состоящего из гласных звуков:

а) из двух гласных;

Игры: «Отгадай, сколько произнесу звуков», «Отгадай и назови звуки». Например:

АУ УА АИ ИА                         ИУ УИ АО ОА

б) из трех гласных:

АУУ  УАУ                                ААУ  УУА                        АУА  УАА

Задания:

  • назови первый звук,
  • назови последний звук,
  • сосчитай.
  • Упражнение на слияние гласных «Слушай и складывай».

У ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Логопед произносит слияние гласных: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ, а ребенок выкладывает эти сочетания из букв и читает.

  1. Определение конечного согласного в слове.
  • Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, например: ОК, УК, АК, т.д.

а) выделение первого гласного;

б) выделение последнего согласного;

в) полный анализ слога.

  • Синтез обратного слога (договаривание). Например,

А + П (Т) → АП (Т)

У + Т (П) → УТ (П)

И + П (Т) → ИП (Т), т.д.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ребенок, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

  • «Послушай и назови».

Логопед называет слова и просит ребенка назвать последний звук: кот, дым, мак, суп, нос, жук, бык и т.д.

  • «Цветы».

Логопед показывает ребенку картинки с изображением двух ваз и цветов: мака, ромашки, василька, розы. Затем он предлагает расставить цветы в вазы. В одну вазу – цветы, названия которых заканчиваются гласным звуком, в другую – согласным. Расставив цветы по вазам, ребенок называет последние звуки в словах (А и К).

  • «Чудесный мешочек».

Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет ее и определяет последний звук в слове.

  • «Рыболовы».

Ребенок магнитной удочкой вылавливает из аквариума предметные картинки, называет их и определяет последний звук в слове.

  • Отгадать загадку, назвать последний звук в отгадке:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кот)

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели. (Лук)

Под крышей четыре ножки,

А на крыше суп да ложки. (Стол)

  • «Звуковое дерево»

Сначала логопед предъявляет ребенку две картинки с изображением дерева. На одной картинке листочки дерева раскрашены синим цветом, на другом – красным. Затем логопед показывает ребенку картинки, на которых изображены утка, ухо, оса, лопата, лейка, груша, игла (оканчиваются на гласный звук), жук, укроп, кот, зонт, гриб, дом, мост (оканчиваются на согласный звук). Логопед просит ребенка разложить картинки на оба дерева. На дерево с красными листиками – картинки, оканчивающиеся на гласный звук, на дерево с синими листиками – картинки, оканчивающиеся на согласный звук.    

  • «Подумай, не торопись».

Логопед предлагает ребенку выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова.

3. Выделение первого согласного из слова.

Вычленение первого согласного звука из слова детям гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове «шапка», он вместо Ш называет ША, а первым звуком в слове «муха» называет слог МУ. Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов.

  • Звуковой анализ прямых слогов: МА, МИ, МУ.
  • выделение первого согласного;
  • выделение последнего гласного;
  • полный анализ слога.
  • Синтез прямого слога (договаривание). Например,

М + А (О) → МА (О)

К + У(А) → КУ (А)

С + О (Ы) → СО (Ы), т.д.

  • Упражнение «Слушай и складывай» проводится по аналогии (см. пункт 1 и 2), только на материале прямых слогов.
  • Упражнение «Послушай и назови», игры «Чудесный мешочек» и «Рыболовы» проводятся по аналогии (см. пункт 1, 2), только определяется первый звук в слове.
  • Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк)

  • Игра «Лото».

Ребенку предлагаются карточки с изображением 4-6 предметов и цветные кружки. Логопед дает задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.

  • Игра «Четвертый лишний».

Из четырех слов, четко произнесенных логопедом, ребенок должен выбрать и назвать то слово, которое отличается от остальных. Объяснить свой выбор. Например,

ком – том – ком – ком

мак – мак – рак – мак

винт – винт – бинт – винт

дудка – будка – будка – будка

бочка – бочка – бочка – почка

4. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед уточняет, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска «светофор», разделенная на три части: красная левая часть – начало слова, средняя часть желтого цвета – середина слова, правая зеленая часть полоски – конец слова.

Сначала предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.

  • Игра «Утенок гуляет».

Перед ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Ребенок получает маленького пластмассового утенка. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а ребенок будут ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук И в произнесенном слове: три, лист, иглы, ножи, бинт, ива.

В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

  • Определить местоположение звука в слове.

Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук С, и предлагает ребенку определить местоположение этого звука в слове.

  • Упражнение «Покажи на светофоре».

У ребенка – полоска «светофор» и фишка. Ребенок кладет фишку на первую, вторую или третью часть полоски в зависимости от того, в начале, середине или конце слова находится звук К. Слова: акула, камбала, кальмар, скат, щука, пескарь, карп.

  • Упражнение «Подумай и разложи».

Логопед предлагает ребенку разложить картинки с заданным звуком (например, со звуком С) в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

Предметные картинки: сыр, сахар, стул, сапоги, стакан, нос, лес, троллейбус, ананас, абрикос, лиса, посуда, миска, редиска, носки.

  • Игра «Веселый поезд».

На магнитной доске поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры (например, волк, корова, коза, собака, белка, цыпленок), каждый в своем вагоне. В первом – те, в названии которых заданный звук (например, звук К) находится в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце.

  • Игры «Чудесный мешочек» и «Рыболовы» проводятся по аналогии (см. пункт 1, 2), только ребенок определяется местоположение заданного звука в слове (начало, середина, конец).

 

  • Игра «Разноцветные корзинки».

На наборном полотне – коричневая и желтая корзинки и комплект картинок со звуком Д в названиях: дом, дуб, дрова, удочка, дым, ведро, сковорода, медведь, дудочка, дверь.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и поместить в коричневую корзинку только те картинки, названия которых начинаются со звука Д, а в желтую корзинку – те картинки, в названиях которых звук Д в середине. Ребенок молча раскладывает картинки. В заключение логопед подчеркивает, что звук Д никогда не стоит в конце слова, потому что он звонкий, поэтому не было картинок, названия которых заканчивается звуком Д. Обязательно подчеркнуть, что картинку с изображением дудочки можно положить и в ту, и в другую корзинку. Почему?

5. Развитие последовательного, количественного и позиционного анализа.

Логопедическая работа по определению последовательности, количества, места звука в слове по отношению к другим звукам проводится в тесной связи с обучением чтению и письму.

Обучение письменной речи начинается со знакомства ребенка со звуковой материей языка: распознаванием звуков, выделением их из слова, со звуковой структурой слов как основных единиц языка.

В процессе чтения осуществляется воссоздание звуковой структуры слова по его графической модели, а в процессе письма – наоборот, воспроизведение буквенной модели слова по его звуковой структуре. В связи с этим одной из важных предпосылок успешного формирования процессов чтения и письма является не только умение выделять и различать звуки в речи, но и производить более сложные операции с ними: определять звуковой состав слова, последовательность звуков в слове, место каждого звука по отношению к другим звукам. Написанное слово моделирует звуковую структуру слова, трансформируя временную последовательность звуков речи в последовательность букв в пространстве. Поэтому воспроизведение буквенной модели невозможно без четкого представления о звуковой структуре слова.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы формирования: составление предварительного представления о задании (ориентировочная основа будущего действия), освоение действия с предметами, далее выполнения действия в плане громкой речи, перенос действия во внутренний план, окончательное становление внутреннего действия (переход на уровень интеллектуальных умений и навыков).

В связи с этим, опираясь на исследования П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., выделили следующие этапы формирования функции фонематического анализа (6).

Первый этап – формирование фонематического анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия.

Работа проводится следующим образом. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа «мак», «кот», «дом», «лук», «сом».

По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ребенка являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение фонематическим анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец). Так, последовательность и место звуков в слове «лук» определяется следующим образом. Предлагается картинка, на которой нарисован лук, под ней – схема, состоящая из трех клеточек, по количеству звуков в слове. Логопед задает следующие вопросы: «Какой первый звук в слове лук?» (Звук Л). Фишкой закрывается первая клеточка. Слово повторяется детьми и логопедом. «Какой звук слышится в слове после Л?» (Звук У.) Предлагается еще раз произнести слово и послушать, какой звук слышится после У в слове лук. Ребенок определяет, что после звука У слышится звук К, и закрывает фишкой последнюю клеточку. Затем по схеме повторяется последовательность звуков в слове «лук» (первый, второй, третий звуки).

Использование картинки на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ребенку, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ребенок понимает, что он выполнил действие неправильно.

Второй этап – формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается, и проведение фонематического анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Ребенок называет слово, определяет первый, второй, третий звук, уточняет количество звуков.

Третий этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

На этом этапе ребенок определяет количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, он отбирает картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

В процессе формирования фонематического анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

- односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, мак, сыр, нос, сок и т.д.;

- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, лапа, луна, козы, каша, Маша, Шура, рука, розы и т.д.;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, гамак, лужок, дубок, повар и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, мишка, марка, санки, полка, сумка, утка, окна, арбуз, ослик, карман, барбос и т.д.;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, стул, крот, грач, врач, шкаф и т.д.;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова: трава, брови, крыша, крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка, крошка и т.д.;

- трехсложные слова: паровоз, канава, ромашка, кастрюля и т.д.

Примерные упражнения, предлагаемые детям.

  • Работа со звуковой линейкой.

Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.

  • «Каждому звуку – свою комнату».

Ребенок получает два домика с 3 и 4 окошками (на последующих этапах можно увеличить количество окошек до 5). В домики должны поселиться жильцы – «слова», причем каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Ребенок подсчитывает количество окон в домиках и делает вывод, сколько звуков должно быть в слове. Затем логопед произносит слово, а ребенок называет каждый звук отдельно и выкладывает фишки на окошки домиков - «заселяет звуки».

Примечание. В начале обучения логопед называет только подходящие для заселения слова, то есть такие, в которых будет столько звуков, сколько окошек в домике. На последующих этапах можно назвать слово, не подлежащее «заселению» в данный домик, и ребенок путем анализа убеждается в ошибке. Такого жильца отправляют жить на другую улицу, где живут слова с другим количеством звуков.

  • Упражнение «Цифровой ряд».

Перед ребенком ряд цифр (1 – 5). Услышав слово, ребенок ведет пальцем от цифры к цифре, произнося последовательно все звуки. Цифру, обозначающую последний звук слова, выдвигает из ряда, говоря, например: «В этом слове 4 звука». Затем ребенок определяет место заданного звука, указывает предыдущий и последующий звуки.

  • Игра «Пирамида».

Перед ребенком рисунок пирамиды. В основании пирамиды – пять квадратов, выше – четыре, потом – три. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой. Логопед раздает ребенку предметные картинки и предлагает их разложить в пирамиде соответственно количеству звуков в слове: в основании пирамиды должны быть картинки, названия которых состоят из пяти звуков, выше – из четырех и, наконец, - из трех.

Предметные картинки: миска, носок, сумка, каска, слива; лиса, весы, мост, стул; сыр, нос, суп.

Аналогично проводится игра «Новоселье».

  • Игра «Угадай-ка».

а) Угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сыр, осы, носок – сон; ключ, обруч, топор – кот)

б) Угадать, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: автобус, пальто, дом – сом; кенгуру, самолет, носок, игла – утка).

Коррекционный процесс требует длительных упражнений с многократным повторением.

Не рекомендуется переходить к следующим занятиям, пока не освоен материал предыдущих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Воспитателям обясняются основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза, предлагаются игры для развития фонематических процессов...

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию фонематических представлений у детей с нарушениями речи

В статье освещается содержание коррекционной работы по развитию фонематических представлений у детей  нарушениями речи...

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи

В статье раскрывается понятие фонематической системы языка, важность формирования всех ее компонентов.Отражены основные направления по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза. Приведены...

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи.

Фонематическая система является основой устной и письменной речи и представляет собой систему фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных приз...

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

Использование авторской методики Т.А. Ткаченко по развитию фонематических процессов с детьми с нарушениями речи

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи. Особенности работы по формированию фонематических процессов в условиях логопедической комбинированной группы детского сада....