Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога "Добрым быть совсем не просто"
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Крючкова Гульшат Абулманиховна

Цель: формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желания совершать добрые дела.

 Образовательные:

  • совершенствовать знания детей о понятиях «добро», «зло»;
  • познакомить детей с качествами доброго человека;
  • способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки других различных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крючкова Гульшат Абулманиховна,

Педагог-психолог МАДОУ ЦРР – детский сад,

городской округ Красноуфимск

Технологическая карта  коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога

«Добрым быть совсем не просто»

 

Разработчик: Крючкова Гульшат Абулманиховна, педагог-психолог Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад». ГО Красноуфимск, Свердловской области.

Тема: «Добрым быть совсем не просто.»

Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Форма совместной деятельности: познавательная, игровая, продуктивная, коммуникативная деятельность.

Форма организации: подгрупповая

Цель: формирование внутренней потребности доброго отношения к окружающим и желания совершать добрые дела.

 Образовательные:

  • совершенствовать знания детей о понятиях «добро», «зло»;
  • познакомить детей с качествами доброго человека;
  • способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки других различных ситуациях.

Развивающие:

  • развивать эмоциональный интеллект, умение распознавать эмоции по мимике, жестам, по картинке;
  • развивать умение правильно оценивать поведение людей и персонажей произведений;  
  • развивать коммуникативные навыки и умения;
  • развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать свое.

Воспитательные:

  • воспитывать добрые чувства к окружающим людям, дружеские отношения при коллективной работе, детско-взрослом взаимодействии;
  • воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству;
  • приобщение детей к общепринятым нормам взаимодействия между   людьми.

Развивающие образовательные методики и технологии:

  • здоровьесберегающие технологии (технологии сохранения и стимулирования здоровья: пальчиковая гимнастика, физминутка);
  • игровые технологии (настольные, дидактические, словесные);
  • развивающие технологии;
  • деятельностные технологии;
  • словесные методы: беседа, вопросы, чтение худ. литературы,
  • наглядные методы: показ демонстрационных картинок, раздаточные картинки; 
  • практические методы: метод проб, соотнесение, действия.
  • сюрпризный момент.

Средства: 

  • наглядные: сундук с заданиями, конверт, смайлики    иллюстративный, демонстрационный материал по теме «Что такое хорошо, что такое плохо», иллюстрации сказочных героев, мольберт, книга «Добрые сказки»
  •  раздаточный материал: листы для рисования, цветные карандаши, краски. шаблоны сердечек, ножницы, сигнальные карточки (красные, зеленые)
  • литературные: Стихотворение Н. Тулуповой «Доброта». Предварительное чтение: В.В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».
  • музыкальные: музыкальная запись: «Что такое доброта?», группа «Барбарики».

Ход образовательной деятельности:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

Этапы совместной деятельности

Содержание деятельности

Деятельность детей

1.

Приветствие.

Цель: создание положительного эмоционального фона для дальнейшей деятельности.

Педагог-психолог: «Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами!  

Приглашаю вас в круг поприветствовать друг друга.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!» 

Доброе утро – солнцу и птицам!

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым! 

Пусть доброе утро – длится до вечера!

Дети встают в круг и повторяют за педагогом-психологом слова и движения.

Приветствуют друг друга и педагога.

 

2.

Организационный момент:

Цель: мотивация к дальнейшей деятельности.

Педагог-психолог: О чём мы будем говорить сегодня? (о доброте)

Педагог-психолог: Как вы думаете, что такое добро, что значит поступать по доброму?

Педагог-психолог: Ребята, я сейчас прочту вам стихотворение, а вы внимательно послушайте:

Добрым быть совсем непросто, не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета. доброта не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,

Надо только добрым быть И в беде друг друга не забыть.

Если доброта, как солнце светит. Радуются и взрослые, и дети.

Педагог-психолог: Какого человека можно назвать добрым?

Педагог-психолог: Посмотрите здесь у нас волшебный сундучок с различными задания, выполнив которые мы узнаем еще много интересного о доброте, добрых людях, сложно ли быть добрым человеком. Вы готовы их выполнять? За каждое правильно выполненное задание мы будем получать     смайлики -доброты.

  • Дети выражают различные эмоции,
  • выстраивают полный ответ, предложение. Вступают в диалог.

Выстраивают коммуникативное взаимодействие со взрослыми.

Настраиваются на дальнейшую деятельность.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Дидактическое игра «Что такое хорошо, что такое плохо» 

Цель: формировать представления у детей о доброте, развивать эмоционально – волевую сферу дошкольника, развивать эмоциональный интеллект, умение распознавать эмоции по мимике, жестам, по картинке.

Педагог-психолог: Посмотрите в нашем волшебном сундучке каждому задание. Я предлагаю вам внимательное посмотреть на картины и объяснить «Что такое хорошо, что такое плохо?»

- Какие поступки хорошие, а какие не очень.

-Почему?

- А как правильно надо поступить?

- Сложно совершать добрые поступки?

 Педагог-психолог: Молодцы, теперь мы знаем, что хорошие поступки совершают добрые люди. А тем, кто совершил плохие поступки мы объяснили, как надо поступать. Вы справились с заданием посмотрите, а нам с вами в подарок смайлик доброты.   Перед каждым поступком надо подумать, как поступить. Мы возьмем этот смайлик в нашу копилку.

Дети выполняют задание каждый на своей карточке.

Проявляют интерес к заданию.

Оценивают ситуацию, изображенную на картине.

Высказывают свои мысли.

Предлагают варианты решения проблемы.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: способствовать усвоению детьми

умений оценивать

 чувства и поступки в

 других людей в  различных ситуациях приобщение

 детей к общепринятым нормам 

взаимодействия 

между    людьми.

Педагог-психолог: Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его. Будьте внимательны.

Ребёнок умный и развитый при встрече говорит –(здравствуйте).

Зазеленеет старый пень, когда услышит –(добрый день).

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого – (спасибо).

Если мама бранит за шалости, надо сказать – (прости пожалуйста).

Пожелать всегда будьте готовы

Тому, кто приболел: будьте… (здоровы)

Если провинились где-то, то скажите:

«Я виноват, уж вы меня…(простите!)»

Почаще радуйте свою семью

Словами: «Я вас всех … (люблю)»

Всегда держите, дети, во внимании:

Когда уходите, скажите: (до свидания).

Педагог-психолог: Вы правильно оценили высказывание и закончили все предложения, получите в награду еще один добрый смайлик. Если ведешь себя правильно и вежливо, то и настроение хорошее у тебя и близких людей.

Дети проявляют интерес к заданию.

Высказывают свои мысли.

Анализируют высказывания.

Предлагают свои варианты ответов.

Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Дидактическое упражнение «Герои сказок».

Цель: развивать умение правильно оценивать поведение людей и персонажей произведений, развивать коммуникативные навыки и умения.

Педагог-психолог: В следующем задании из сундучка вам нужно вспомнить героев сказок, (на столе лежат картинки с сказочными персонажами). Про каких героев вы можете сказать, что они добрые и почему, а какие не очень? (Дети раскладывают добрых и злых героев по соответствующим смайликам (добрый, злой), поясняя свой выбор)

Добрые герои: Кот в сапогах, Золушка, Наф-Наф, Петух, Красная шапочка.

Злые герои: Карабас Барабас, Волк, Мачеха, Бармалей.

 Педагог-психолог: замечательно у нас получилось, мы с вами поняли какие поступки совершали добрые, хорошие герои сказок, и какие злые герои, у нас есть еще один добрый смайлик. Люди, поступающие, по справедливости, помогающие другим всегда добрые.

Дети определяют сказочных героев, объясняют свой выбор. Выполняют задание под руководством взрослого. Использует речь для выражения своих мыслей. Проявляют познавательную активность, при пояснении выбора. Вспоминают сюжеты сказок.

Выстраивают речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Физминутка: «Будь внимательным»

Цель: развивать крупную моторику, соотносить движения и текст, развивать слуховое восприятие.

Педагог-психолог: поиграем в игру "Будь внимательным". Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Встаньте, пожалуйста. Поднимите руки.
Поднимите, пожалуйста, руки.
Будьте добры опустите руки.
Поднимите, пожалуйста, правую руку.
Опустите, пожалуйста, правую руку.

Попрыгайте, пожалуйста.
Похлопайте. Будьте добры, хлопните 3 раза.
Тихонько сядьте. Тихонько сядьте, пожалуйста.

Дети внимательно слушают и выполняют движение в соответствии с текстом.

Игра "Стоп - красный свет"

Цель: продолжать знакомить детей с качествами доброго человека, способствовать усвоению детьми умений оценивать чувства и поступки в других различных ситуациях. Развивать слуховое восприятие.

Педагог-психолог: У нас следующее задание из сундучка. Вы знаете, что, когда горит красный свет светофора, идти опасно. Вот и по отношению к людям надо помнить о таком сигнале. Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое, неправильное поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку. Карточки у вас на столе.

  • Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться. (Красная.)
  • На прогулке у двери два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми выбежали на улицу. (Красная.)
  • Две девочки   громко болтают за столом во время еды. (Красная.)
  • Мальчишки нашего двора бросают камни в собак, кошек, птиц. (Красная.)
  • По утрам убираем свою постель. (Зеленая.)
  • После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши. (Зеленая.)
  • Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишки и девчонки не будут нечего делать. (Красная.)
  • Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду. (Зеленая.)

Педагог-психолог: У нас все здорово получилось, теперь мы знаем, что добрым быть не так уже и сложно, получаем очередной смайлик.

Дети выполняют задание.

Анализируют и выражают собственные суждения, делают умозаключения, отражая в речи обобщенные понятия.

 Сосредотачивают внимание, доказывают свою точку зрения. Обсуждают ошибки.

Пальчиковая гимнастика.

Цель: развитие мелкой моторики в речевом сопровождении.

Если пальчики грустят – доброты они хотят. (пальцы плотно прижимаем к ладони)

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит. (трясем кистями)

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем. (дышим на них)

К себе ладошки мы прижмем, (поочередно, кверху, книзу).

Гладить ласково начнем. (гладим ладонь другой ладонью)

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко. (скрестить пальцы, ладони прижать пальцы двух рук быстро легко стучат)

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать. (каждый палец зажимаем в кулачок)

Педагог-психолог: Вы были внимательны, получите еще один смайлик.

Дети выполняют движения по тексту.

Изобразительная деятельность.

Цель: отражать в рисунках   добрые 

чувства к окружающим

людям, дружеские отношения, воспитывать коммуникативные навыки.

Педагог-психолог: А как вы думаете, можно ли изобразить доброту -сердечками доброты? Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «Сердечки доброты».

Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.

(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение «Что такое доброта»)

Педагог-психолог: Ребята, вы можете подарить свои сердечки самым близким и любимым людям, подарить своей добротой. Посмотрите на свои добрые и ласковые сердечки и скажите, какие добрые дела вы можете сделать для своих родителей, друзей или близких?  

Педагог-психолог: Молодцы, получаем за ваши сердечки - смайлик.

Дети подходят к столу, вырезают и раскрашивают сердечки. Организуют рабочее место.  Выстраивают порядок и последовательность действий. Выбирают материалы для выполнения задания.

Самостоятельно решают

поставленную задачу.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Сюрпризный момент.

Цель: создании ситуации эмоционального комфорта от правильно решённых задач.

Педагог-психолог: Ребята, в сундучке закончились задания! А заначит мы справились со всеми заданиями. Давайте прикрепим все наши смайлики на мольберт. Посмотрите, как они нам улыбаются и радуются вместе с нами. А если их перевернуть, там увидим буквы. Давайте соберем слово: СЮРПРИЗ.

Для вас в сундучке должен быть сюрприз.  

Дети находят сюрприз книгу «Добрые сказки»

Педагог-психолог: оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта — это качество, без которого мир не может существовать. Давайте совершать добрые поступки, никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлее.

Демонстрируют и обобщают результаты занятия, подводят итоги, радуются полученным результатам.

Упражнение «Пирамида радости».

Цель: рефлексия, стабилизация психоэмоционального состояния

Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам построить снова «Пирамиду радости» из наших рук и поделиться своею радостью со всеми вокруг. Вы согласны. (Ответы детей). 

-Я назову что- то радостное то, что вам больше всего понравилось на нашем занятии и положу руку, затем каждый из вас будет называть что ему больше понравилось и класть руку поверх моей по очереди.

Педагог-психолог вытягивает руку и говорит: «Я рада видеть всех ребят в этой комнате, мне больше всего понравилось ….». (Дети поочерёдно кладут руки и называют интересные моменты)

Педагог-психолог: Замечательно ребята, делитесь своей радостью со всеми окружающими и дарите им хорошее настроение.

Звучит песня «Что такое доброта?»

Дети, по очереди, кладут свою ладошку на ладонь педагога- психолога, объясняя, от чего они испытывали чувство радости, совместно оценивают свою работу.  Затем все вместе резко кидают руки вверх, расцепляя и отдавая свою радость окружающим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по познавательному развитию "Вежливым быть совсем не просто..."

формирование представлений о нравственных нормах отношений с окружающими...

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...