Консультация для педагогов "Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Актуальность проблемы: Мы живем в эпоху кризисов и стрессов. Экномическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Особое значение приобретает проблема сохранения психологического здоровья детей. Для решения данной проблемы необходимо создавать соответствующие условия, организовывать предметную среду - , для этой цели в группах ДОУ создаются психологические уголки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Значение психологического уголка в группе детей старшего
дошкольного возраста»
Актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников очевидна. Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувств, настроения и эмоций.
Исходя из вышесказанного, особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей дошкольного возраста, формирования их эмоционального благополучия. Очень важно научить дошкольников принимать себя такими, какими они являются в действительности, - признак душевного здоровья и показатель личностного роста. Ведь самопринятие во многом определяет характер взаимодействия с другими людьми.
Для решения данной проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовывать предметную среду. С этой целью в группах создаются психологические уголки.
Уголок психологической разгрузки применяется для достижения релаксации и отдыха. Он способствует умственному развитию детей, гармонизирует эмоциональный фон, возбуждает интерес к исследованию.
Умение полноценно и правильно расслабиться – важная составляющая в формировании психологического здоровья. Поэтому материал для уголка подбирается с учётом его основного назначения, а именно:
- для психологической разгрузки воспитанников;
- обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- обучение дошкольников умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции;
- обучение детей бесконфликтному общению;
- повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
- обучение дошкольников навыкам сотрудничества и согласованности.
"Полянка настроения”, которая каждое утро встречает детей в приёмной. У каждого ребенка фото на петельке, приходя в группу, дети вешают свою фотографию к соответствующему их настроению. Если настроение меняется, дети перевешивают свою фотографию. “Полянка настроения” привлекает детей и помогает им понимать собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствует овладению средствами эмоциональной выразительности.
Эту же задачу выполняет и зеркало эмоций, маски эмоций. Ребёнок видит себя и рассказывает о себе всё хорошее, с помощью мимики учится понимать состояние товарищей. Остальные дети подсказывают, учатся говорить друг другу комплименты, создают свой положительный образ. Для обучения детей бесконфликтному общению используются дидактические игры “Азбука настроений”, “Что такое хорошо, и что такое плохо” и др.
Наличие в группах мягкой мебели даёт возможность расслабиться, рассмотреть фотоальбом с групповыми и семейными фотографиями, что способствует снятию напряжения, поднятию настроения.
Разнообразные волшебные предметы: шляпа, колпачки, палочка, плащ и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с детьми сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время занятий, но и в свободной игровой деятельности.
Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме, используются мягкие подушки, куклы Бибабо.
Немаловажный атрибут психологического уголка, целью которого является научить детей разнообразным способам примирения после ссоры – подушка "Мирилка”, или кубик «Мирилка». Поссорившиеся дети берут с разных сторон руки, произнося разные стихи – мирилки. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
В уголке можно разместить корзинку с клубочками разноцветных ниток. Их цель: успокоить расшалившихся детей, научить их одному из приёмов саморегуляции. Сматывая яркую пряжу в клубки, ребёнок успокаивается. Ещё один вариант использования клубков – воспитание чувства принадлежности к группе, безопасности в коллективе. В этом случае в игре участвует и педагог. Наматывая нитку на большой палец правой руки, педагог начинает петь песенку (например, “Колобок”, “Теремок”). Затем передаёт клубок ребёнку, назвав его по имени, и тот продолжает песенку. К концу песенки все соединены одной ниточкой. Все снимают нитку с пальца и кладут на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе будут также дружить и помогать друг другу.
Дети, играя в уголке психологической разгрузки, чувствуют себя намного лучше, и, кроме того, это весело, забавно и полезно. Это не только помогает снимать напряжение и усталость, но для детей еще полезно тем, что благотворно влияет на развитие вестибулярного аппарата ребенка.
Созданная таким образом предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
В статье представлена модель деятельности педагога-психолога по формированию мотивационной готовности детей к школьному обучению....
Мастер-класс для воспитателей "Создание уголка психологической разгрузки в группе детей старшего дошкольного возраста"
Для современных дошкольников в эмоциональном плане характерным является, с одной стороны, понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений и как результат этого - снижени...
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.
В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...
Консультация для педагогов: «Мотивационная и психологическая готовность к школе детей старшего дошкольного возраста»
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Проблема готовности детей к обучению в школе – это не тольк...
Консультация для педагогов "Значение психологического уголка в группе детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проблемы: Мы живем в эпоху кризисов и стрессов. Экномическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Особое значение приобретает про...
Консультация для родителей "Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.Возраст 5-6 лет характеризуется ак...
Консультация. Психологические и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения....