Гендерное воспитание
статья по психологии

Минина Алена Сергеевна

Почему девочки выбирают машинки, а мальчики куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_sayt.docx25.13 КБ

Предварительный просмотр:

Мальчики играют в куклы, девочки в машинки – причины такого выбора детей дошкольного возраста.

Всем известно, что у девочек и мальчиков с раннего возраста формируются разные интересы, привычки и способы общения с окружающими.

С младшего дошкольного возраста дети уже осознают свой пол. Они внимательно наблюдают за взрослыми и стараются повторять за ними, знакомятся с ролевыми моделями, которые встречают в книгах, фильмах, телепрограммах.

Если рассматривать ребенка, как личность, то мы знаем, что каждый ребенок уникален. Существуют определенные нормы развития и поведения, свойственные большинству детей, но всегда есть место индивидуальности и персональным особенностям. Корректируя недостатки и исправляя погрешности, не забывайте принимать его таким, какой он есть.

В современном мире человеку важно совмещать и традиционные для своего пола качества, и лучшие свойства, характерные для противоположного пола.

 В девочках полезно воспитывать не только заботливость, чуткость, мягкость, но и инициативность, решимость и твердость в отстаивании своих прав и интересов.

В мальчиках наряду с исконно мужскими чертами необходимо также развивать отзывчивость, терпимость, сопереживание, сговорчивость.

Давайте разберемся, в чем разница между развитием мальчиков и девочек, как развиваются их полушария в чем отличия.

Речь и эмоции. Мальчики:

У мальчиков позже, чем у девочек, развивается левое полушарие и медленнее формируется связь между полушариями. Это влияет на становление речи. Мальчики позже девочек начинают говорить и приобретают навыки рационально-логического мышления.

Это значит, что мальчикам сложнее выражать свои мысли словами. Им нужна наглядность и образность. Они больше  ориентируются не на слова взрослого, а на его поступки.

СОВЕТ! Объясняя мальчику что-то, подкрепляйте слова либо картинкой, либо демонстрацией необходимых действий. Мальчики плохо разбираются в речевом потоке взрослых. Подавайте правильный пример своим поведением.

Не имеет смысла долго ругать мальчиков. Они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение и информация до их сознания не доходит. Ограничьте длину нотаций, но сделайте её более ёмкой по объёму

Речь и эмоции. Девочки:

У девочек обычно быстрее, чем у мальчиков, прогрессирует речь – за счет более активного левого полушария. Они хорошо воспринимают слова взрослого, особенно эмоции.

СОВЕТ!  Эмоционально  окрашенный разговор,  усиленные интонации, четкая мимика помогут девочке усвоить информацию быстрее. Улыбка, ласковый тон взрослого придадут уверенность в себе.

Девочки, как правило, лучше понимают настроение окружающих. Улыбающееся или хмурое лицо взрослого расскажет им не меньше, чем его слова. Они нуждаются в демонстрации заботы, ласковых признаниях и похвале за то, что они просто есть на свете.

СОВЕТ! Девочке особенно важны словесные подтверждения любви. Хвалите чаще. Ругать девочку можно только тихим спокойным голосом, чтобы сильные эмоции не заглушали смысл критики.

Как же это все влияет на игру?

Мальчикам свойственна активная поисковая и исследовательская деятельность, тяга к освоению новых пространств. Для мальчиков такое бурное проявление интереса к окружающему является нормой, это важный этап его развития. Желание всюду залезть и все потрогать -  признак проявляющейся самостоятельности будущего мужчины.

Игры активные. энергичные, соревновательные, порой агрессивные. Мальчишеским играм необходим простор, они по своей природе масштабны и во время них хорошо развивается дальнее зрение.

СОВЕТ! По возможности им необходимо просторное помещение для досуга.  Чтобы уберечь ребят от травм, необходимо следить. чтобы на их пути не попались опасные или не предназначенные для игр предметы. Отличный выбор – конструкторы, машинки, на улице - мячи.

Девочки принимают помощь с благодарностью, для них это проявление заботы и любви. Так же девочки отличаются большей послушностью и эмоциональной стабильностью: женский организм легче адаптируется к изменениям окружающей среды.

Девочки как-то инстинктивно влекутся к играм мирным, тихим, не требующим очень большого напряжения сил и отличающихся хозяйственным и воспитательным содержанием.

Игры спокойные менее активные, более коллективные. Девочки чувствуют себя комфортно в небольших группах единомышленниц. В своих играх девочка чаще задействуют ближние зрение: рассматривают предметы, интересуются мелкими деталями.

СОВЕТ! В отличие от мальчиков, девочкам для досуга необходимо небольшое уютное пространство с богатым наполнением: игровыми наборами, маленькими аксессуарами и конечно куклами.

Гендерная социализация включает в себя три аспекта:

  • когнитивный (ребёнок рано начинает относить себя к определённому полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения)
  •  эмоциональный (поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций)
  •  поведенческий (усвоение типичной для пола модели поведения.

Плюсы и минусы выбора игр противоположного пола

Вопрос о том, почему девочка предпочитает мальчиковые игрушки, а мальчик девчачьи, можно рассматривать с двух сторон.

С одной стороны – это влияние генов, наследуемых от родителей, а с другой стороны – это главенство одного из родителей в процессе воспитания.

Так, например, в семье талантливых конструкторов ребенок будет выбирать наиболее сложно устроенные игрушки, такие как автомобили, самолеты, пистолеты, независимо от своего пола.

Мальчик выбирает игры для девочек:

Положительные моменты:

  1. Любознательность. На примере куклы сын познает человеческое тело, а значит, и себя.
  2. Богатое воображение. Возможно, у вашего сына отменно работает фантазия, и в его душе живет актер: ему интересно перевоплощаться и пробовать себя в новых ролях. Из такого мальчика со временем может вырасти не по годам развитый, артистичный и очень коммуникабельный мужчина, душа компании и любимец женщин.
  3. Художественный вкус. Если мальчику нравится рассматривать женские вещи или даже примерять их на себя, не делайте поспешных выводов. Такое поведение вполне может оказаться своеобразным способом познать мир и женщин. Может быть, ваш сын – будущий великий кутюрье или стилист.
  4. Потребность в уюте и спокойствии. Не все мальчики — хулиганы, задиры и сорвиголовы. Не исключено, что ваш сын отличается уравновешенностью и миролюбием. Именно поэтому он может подсознательно тянуться к нежности и уюту – а значит, к вещам, предназначенным женщинам.
  5. Тонкий ценитель красоты. Велика вероятность, что у вашего сына наступил период восхищения женщиной и ее внешностью. А красивые вещи и девичьи игрушки как ничто другое передают эту красоту маленькому мальчику.

Отрицательные моменты:

  1. Нехватка женской ласки. Не исключено, что вашему сыну не хватает материнского внимания и нежности, поэтому он ищет это среди игрушек и вещей с женским началом.
  2. Протест против агрессии. Возможно, отец ребенка чересчур требователен ко всем членам семьи (в некоторых случаях речь может идти даже о деспотизме). Ребенок чувствует, что женщины мягче в своем обращении и поведении, поэтому он пытается скрыться от мужской агрессии и может инстинктивно тянуться ко всему девичьему.
  3. Плохой мужской пример. Если кто-то из близких мужчин позволяет себе оскорбления, грубость и неуместные шутки, женскую часть семьи это, мягко говоря, не устраивает. Поэтому мальчик может вот таким своеобразным способом стать на сторону матери, бабушки, сестер, демонстрирую свою «верность».
  4. Отсутствие мужского воспитания. А может, в воспитании ребенка не участвуют родственники-мужчины, и этим занимается только женская половина: мамы, бабушки, сестры. Отсюда и «девичьи» интересы, потому что с «мужскими» развлечениями он попросту незнаком.
  5. «Зависимость» от авторитетной женщины. Если бабушка норовит всучить внуку нитки и спицы, а игрушки для мальчиков вдруг забросила куда-то на шкаф, обосновывая это тем, что «с такими занятиями мальчик вырастет более спокойным», то неудивительно, что у сына такие вкусы.

Девочка выбирает игры для мальчиков:

Причины такого выбора кроются в следующих аспектах:

  1. Девочка растет в окружении братьев. Бывает, что в семье рождаются только мальчишки — и, наконец, долгожданная дочка. Большую часть времени девочка находится в компании братьев и их друзей. Только сыновья могут не принимать в свою компанию девчонку, и тогда она получает особенный статус — например, «брателла» — и должна следовать правилам, чтобы соответствовать компании.
  2. Маленькая защитница. Случается и такое, что поведение девочки появляется вследствие неблагоприятной обстановки в семье. Скажем, мать слабая, идущая на поводу у отца женщина, страдающая от его упреков и грубости. Дочь берет на себя функцию защитницы: все ее манеры и поведение становятся мужскими, чтобы сказать: «Я сильная, я могу дать отпор».
  3. Недостаток материнского участия. Если между мамой и дочкой отсутствует нормальное душевное общение, девочке будут неведомы многие девичьи интересы.
  4. Образец для подражания. Присмотритесь, есть ли в окружении девочки авторитетные для нее родственницы, от которых она могла бы перенять манеру поведения. Кстати, звезды или любимые персонажи из мультфильмов тоже оказывают свое влияние.
  5.  Папина радость. А бывает и так, что папа очень ждал сына. Поэтому поход в магазин игрушек может закончиться покупкой крутой машинки на пульте или радиоуправляемого самолета, о котором так мечтал… ваш супруг. Игрушка от любимого папы.

Страхи и опасения родителей

Если девочка выбирает игры для мальчиков, в основном, у мамы или воспитателя детского сада, возникают такие опасения:

  1. Она не станет женственной;
  2. Она не будет маминой помощницей;
  3. Она носится так, что сломает шею;
  4. Она ввяжется в плохую компанию.

На что стоит обратить внимание родителям:

  • Мальчик сторонится мужских компаний или чувствует там себя чужаком? Девочка предпочитает общество мальчиков и ей не комфортно в компании девочек?
  • В играх постоянно выбирает себе «немужские» роли? Девочка берет на себя «мужскую» роль?
  • На вашу просьбу нарисовать своей автопортрет мальчик изображает себя девочкой, а девочка изображает себя в виде мальчика?
  • Мальчик не признает игрушек для мальчишек, а девочка выбирает только мальчишеские игрушки?
  • Мальчик постоянно примеряет женские наряды, а девочка не любит платья/юбки и предпочитает исключительно шорты и брюки?
  • Мальчик испытывает дискомфорт при общении с отцом, а девочка с матерью?

Если они ответили утвердительно на большинство этих вопросов, пора взять ситуацию под свой контроль. Однако необходимо помнить, что как бы, на ваш взгляд, пугающе ни выглядела ситуация, не нужно поддаваться панике.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Не ругать ребенка за его выбор, даже если он не соответствует полу и сложившимся стереотипам.
  2. Не паниковать раньше времени. Увлечение игрушками для мальчиков/девочек могут пройти. Вы можете мягко направлять своего ребенка в сторону увлечений, которые понравятся вашей дочери/сына. Откройте им мир других игрушек, помогите подружиться с девочками/мальчиками из садика или с детской площадки. 
  3. Откажитесь от стереотипов. Не всегда мальчики сильны от рождения, а девочки любят платья и все женственное. Позвольте ребенку найти себя, со временем даже самая ярая пацанка может пересмотреть свои взгляды и интересы.
  4. Больше общайтесь с ребенком, чтобы понять его увлечения и желания. Такие разговоры приоткроют вам ответы на некоторые вопросы. Иногда нежелание принимать себя как девочку/мальчика связаны со страхами, переживаниями, детскими травмами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"

Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.

 Так случилось, что один из выпусков был  практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и  всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание. ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК

Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале

Агибалова (Лазарева) Е.А. студент  группА ЗДО-5-12,  факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

Проект «Современные культуросообразные технологии полоролевого воспитания дошкольников (гендерное воспитание)» в подготовительной группе

Цель проекта:  Формирование гендерной идентичности у детей в условиях ДОО.Задачи: 1. Сформировать у детей представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к опр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...