Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
презентация на тему
Этапы полоролевого развития
Новорожденность. Настройка на определенный пол.
- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием
- Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие
- Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.
- Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.
Образовательные задачи гендерного воспитания в детском саду:
В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gendernoe_vospitanie.pptx | 956.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Новорожденность. Настройка на определенный пол . - Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие - Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку . - Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность. Этапы полоролевого развития
- воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру ; - воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям ; - развивать у дошкольника представление о себе и других людях со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями ; - развивать умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей ; - обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях ; - углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин ; - содействовать половой и гендерной идентификации, правильно и компетентно реагировать на проявление сексуального развития детей разных полов. Образовательные задачи гендерного воспитания в детском саду:
Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим и т.п.), но и решимости, инициативности, умение отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости , умение прийти на помощь. Но при этом нельзя допускать проявления мужественности в девочках и женственности в мальчиках. Как сделать так, чтобы из крошечной девочки выросла прекрасная Женщина, которая не только достигнет успеха в бизнесе, науке или искусстве, но станет нежной матерью, заботливой женой, рачительной хозяйкой? Как из мальчика вырастить Мужчину, способного защитить свой семейный очаг? Возможно, ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли?
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, причем начиная уже с дошкольного возраста. Так как половая идентификация ребенка происходит уже к трем-четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок уже усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике , но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе . Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру . Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Предметно - развивающая среда
Фото где играют мальчики и девочки (зоны)
– одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор ( потешки , пестушки , дразнилки поговорки, народные игры). Организуя занятия и развлечения в Комнате русского быта муз. руководители и воспитатели знакомят с традициями в воспитании мальчиков и девочек. Музыкальная деятельность:
Фото в муз зале (когда танцуют парами)
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек Игровая деятельность:
- «Моряки», «Военные», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, делается акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи , з ащищают Родину В группах создаются условия для игр мальчиков:
«Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона « Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства В группах создаются условия для игр девочек:
- Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе . Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам : - « Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения . - « Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения . - « Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье . - Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами Познавательная деятельность:
В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н . сказка «Крошечка- Хаврошечка », «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском , А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, м ягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага. Чтение художественной литературы
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.) Физическая деятельность:
в " Уголках для родителей " оформляется наглядная информация; - на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей ; - консультирование ; - совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; - проводятся выставки поделок; - совместно с родителями проводятся культурно – досуговые мероприятия. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в ДОУ
СПАСИБО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему: «Гендерные различия между мальчиками и девочками дошкольного возраста во время игр»
В любом человеческом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному, и в любом человеческом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения по-разному обращаются с ними. Мальчики стремя...
Проект для детей старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию "Я мальчик, я девочка"
Как известно в детстве происходит становление образа Я мальчика (девочки) и приобретения им (ею) полоролевого опыта как пространства, где ребенок открывает для себя свой пол (физический, социальный, п...
Проект по гендерному воспитанию "Я - мальчик, я - девочка"
Проект по гендерному воспитанию...
Презентация к проекту по гендерному воспитанию«Я – мальчик, Я- девочка»
Презентация из опыта работы по гендерному воспитанию....
Конспект НОД по гендерному воспитанию "Я-мальчик, я-девочка"
Тема НОД: « Я-мальчик, Я-девочка »Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Закрепление умения сравнивать внешний вид и одежду девочек и мальчиков.Задачи:1. Формировать у...
Гендерное воспитание. Воспитание мальчиков и девочек: в чем разница?
Особенности воспитания мальчиков и девочек в условиях детского дома ( гендерное воспитание)....
Конспект НОД по гендерному воспитанию "Мы- мальчики, мы -девочки"
конспект по гендерному воспитанию "Мы-мальчики, мы-девочки"...