Как помочь семье, воспитывающей ребѐнка с ОВЗ
консультация по психологии
Рекомендации для родителей детей-инвалидов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рекомендации для родителей детей-инвалидов | 53.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь семье, воспитывающей ребѐнка с ОВЗ
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.
На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с
деятельностью по уходу за больным ребѐнком и ответственностью за его жизнь.
Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории
детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,
находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.
Всѐ это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна
быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию
спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.
Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку.
Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.
Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.
Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет
детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.
Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков.
Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и
постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше
внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.
Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может
послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим.
Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.
Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто
даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребѐнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своѐм горе, не замыкаются в нѐм, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.
Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.
Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете
удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:
Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось,
размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и
ребенок чувствует на интуитивном уровне.
Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с
оптимизмом смотреть в будущее.
Никогда не жалейте ребѐнка из-за того, что он не такой, как все.
Дарите ребѐнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие
члены семьи, которые в них тоже нуждаются.
Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни
важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.
Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.
Не ограждайте ребѐнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка
позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь
научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
Предоставьте ребѐнку самостоятельность в действиях и принятии решений.
Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих
скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
Следите за своей внешностью и поведением. Ребѐнок должен гордиться вами.
Учитесь отказывать ребѐнку в чѐм-либо, если считаете его требования
чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми
сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
Чаще разговаривайте с ребѐнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер
не заменят вас.
Создавайте условия для общения ребѐнка со сверстниками.
Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
Чаще прибегайте к рекомендациям педагогов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.
Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и
перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!
Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя
упрѐками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет
психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребѐнок, вы не виноваты.
Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность,
терпение, самообладание.
Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его
состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой –
способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.
Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько
он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он
привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на
людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны
посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.
Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем
раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он
сможет вести себя как все.
Помните, что ребѐнок повзрослеет и ему придѐтся жить самостоятельно.
Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»
«Родителям, имеющим недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же другого роди...
Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»
Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами игрового взаимодействия с детьми, ко...
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"
Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десяти...
«Как помочь семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ»
Дети ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. В консультации да...
Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...
Выступление на РМО на тему: «Как помочь семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ».
Поделилась опытом работы с коллегами. Рассказала, как я общаюсь с родителями. воспитываюших детей с ОВЗ....