Как помочь семье, воспитывающей ребѐнка с ОВЗ
консультация по психологии

Цыренова Эржена Бато-Мункуена

Рекомендации для родителей детей-инвалидов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь семье, воспитывающей ребѐнка с ОВЗ

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность.

На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с

деятельностью по уходу за больным ребѐнком и ответственностью за его жизнь.

Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории

детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды,

находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Всѐ это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна

быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию

спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку.

Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны.

Действительно, слово «инвалид» ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет

детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды.

Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков.

Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и

постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше

внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей – не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может

послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными. Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим.

Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто

даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребѐнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своѐм горе, не замыкаются в нѐм, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете

удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку.

Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов:

Примите ситуацию как данность, не думайте о том, как и почему это случилось,

размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и

ребенок чувствует на интуитивном уровне.

 Ради успешного будущего Вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с

оптимизмом смотреть в будущее.

 Никогда не жалейте ребѐнка из-за того, что он не такой, как все.

 Дарите ребѐнку свою любовь и внимание, но помните, что есть и другие

члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

 Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни. Помните, ребенку с первых месяцев жизни

важно ощущать стабильность и спокойствие своего окружения.

 Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

 Не ограждайте ребѐнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка

позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь

научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

 Предоставьте ребѐнку самостоятельность в действиях и принятии решений.

Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих

скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

 Следите за своей внешностью и поведением. Ребѐнок должен гордиться вами.

 Учитесь отказывать ребѐнку в чѐм-либо, если считаете его требования

чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми

сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

 Чаще разговаривайте с ребѐнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер

не заменят вас.

 Создавайте условия для общения ребѐнка со сверстниками.

 Стремитесь к встречам и общению с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

 Чаще прибегайте к рекомендациям педагогов. Каждое определенное заболевание ребенка-инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.

 Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

 Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и

перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни. Помогая друг другу, вы, прежде всего, помогаете себе!

 Находите в себе силы и сохраняйте душевное равновесие. Не изводите себя

упрѐками. В противном случае велика вероятность того, что ребенок вырастет

психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребѐнок, вы не виноваты.

 Воспитывайте в себе новые качества, прежде всего наблюдательность,

терпение, самообладание.

 Ведите дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его

состоянии. Дневник с одной стороны, помогает, успокаивая Вас, с другой –

способствует правильной организации всей лечебно-коррекционной работы.

 Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько

он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он

привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.

 Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком-инвалидом на

людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны

посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут.

 Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем

раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он

сможет вести себя как все.

 Помните, что ребѐнок повзрослеет и ему придѐтся жить самостоятельно.

Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологические проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями. Православные традиции, как путь решения данной проблемы»

«Родителям, имеющим  недоразвитых детей, не следует расстраиваться из-за этого, потому что они – спасены. Даже радоваться нужно, ибо без особого труда идут в рай. Чего же   другого роди...

Консультация для родителей «Психолого-педагогическая помощь семье, воспитывающего «особого» ребенка»

Психолого-педагогическая помощь семье, осуществляемая специалистами должна быть направлена на обучение родителей (или законных представителей) методами  игрового взаимодействия с детьми, ко...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

«Как помочь семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ»

Дети ОВЗ остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. В консультации да...

Статья "СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ "в сборник материалов II научно-практической конференции с международным участием «Семья особого ребенка» (19 ноября 2020 г., г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Степина Ирина Юрьевна (МБДОУ детский сад №469 г. Екатеринбург) Аннотация. Целью статьи является и...

Выступление на РМО на тему: «Как помочь семье, воспитывающей ребёнка с ОВЗ».

Поделилась опытом работы с коллегами. Рассказала, как я общаюсь с родителями. воспитываюших детей с ОВЗ....