Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»
консультация по коррекционной педагогике
Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_v_ramkah_gorodskoy_gostinoy.doc | 39 КБ |
zapusk_rechi_cherez_sensornye_igry.pptx | 827 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»
Коротышева С.Г. – учитель-логопед
Цель: ознакомление родителей с содержанием работы по запуску речи неговорящих детей, через сенсорные игры.
Ваш ребенок до сих пор не говорит? Переживаете, что он отстает от сверстников? Обычные занятия с логопедом не дали результата?
Восприятие и воспроизведение речи – очень сложные процессы, в которых задействованы разные отделы головного мозга. Основные причины отсутствия и недоразвития речи заключаются: в отсутствующей или «разорванной» связи между этими центрами; в том, что ребенок не может соотнести конкретный объект с каким-либо символом – это может быть и движение, и предмет, и зрительный, и слуховой знак.
Сегодня речь пойдет о методике по запуску речи Грузиновой Т., Гуриной Е. посредством простых сенсорных игр. Для того чтобы говорить, любой человек должен обладать тремя важными группами умений. Эти группы можно сравнить с тремя китами, на которых по легенде стоит Земля.
Первый кит – это способность ребенка управлять собственными артикуляционными движениями.
Второй кит – это способность ребенка присваивать каждому комплексу звучаний (слову) свой смысл.
Третий кит – это способность ребенка общаться: способность попросить, способность разделить наблюдение, понять, что партнеру нужна помощь и оказать ее.
Наш язык – это знаковая система, набор символов, имеющих определенный смысл. Для того чтобы речь «запустилась», необходимо развить у ребенка символическую функцию. Для этого предлагаю использовать игровую логопедию, когда все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен.
В результате регулярных занятий речь появляется относительно быстро и начинает развиваться в соответствии с возрастом.
Как происходит запуск речи?
Для удачного стимулирования речи еще на этапе диагностики необходимо определить:
-понимает ли малыш обращенную речь, команды;
-имеются ли у него произвольные и непроизвольные вокализации гласных звуков;
-может ли он подражать отдельным звукам, когда эмоционально увлечен игрой.
Непроизвольными являются те звуки, которые ребенок издает во время каких-либо действий, например, когда играет, но повторить осознанно по просьбе взрослого не может. Произвольные звуки появляются тогда, когда ребенок уже более-менее владеет собственным речевым аппаратом и может произнести тот или иной звук по своему желанию или в подражание взрослому. Наша задача перевести звук из непроизвольного в произвольный. Какой у нас есть путь? Это путь через игру, через эмоциональное вовлечение. Мы предлагаем взрослому выступить в качестве инициатора идеи для простых игр с очень простыми материалами. Предлагаем для игры, которую мы будем использовать и как мотивационный стимул, разные действия с очень простыми предметами. (пробками, кубиками, шариками, манкой или песком и др.)
Необходимо отметить, что занятия происходят большей частью не за столом логопеда, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него, ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке»
Стимулирование речи у неговорящих детей происходит в несколько этапов.
Первый этап
В начале занятия логопед создает игровую ситуацию, чтобы у ребенка появился положительный настрой на совместную работу. Упражнения направлены на вызов и закрепление согласных звуков, произношение которых ребенок контролировать не может.
Взрослый создает у ребенка ассоциацию на движение звучащей игрушки или другого предмета (например, музыкального инструмента) с конкретным жестом. Когда в процессе игры возникает звук, он сопровождается этим жестом, так происходит, пока ребенок не запомнит его и не сможет повторить по указанию взрослого. Движение предмета и жест должны соотноситься только с одним согласным.
По мере развития навыка обучаем малыша тем согласным, которых в его «речи» нет. Формируем звуки путем выдувания воздушного потока и создания естественных преград в виде речевых органов ребенка. Полученные согласные закрепляются в игре также через устойчивые ассоциации с жестом и движением игрушки.
Если какой-либо важный звук отсутствует, его формируют по тому же принципу, через подражание. Качество произносимого звука значения не имеет, успехом считается уже то, что он присутствует, и ребенок вообще способен его воспроизвести.
Как выбирают опоры для обучения звукам?
Главное условие – опора должна быть хорошо знакома ребенку и привлекательна для него. По мере автоматизации навыка опора уменьшается, и малыш перестает в ней нуждаться. Опора может быть, как предметом, так и действием.
Важно 2 момента
1. Игра должна начинаться на сенсорном уровне, потом ее можно переводить в более осмысленный, так как большинство неречевых детей интересуют сенсорные вещи и игровые навыки у них не на высоком уровне.
2. Игра должна включать взаимодействие. Взрослый предлагает множество идей, которые сам ребенок осуществить не может. Мы находим в результате ту игру, которая ребенка будет очень увлекать.
И мы этой игре даем название в один звук или слог.
Взлетающий шарик – это ШШШ
Винные пробки (или игрушка-поппер) – это П-П-П
Задувание чего-то – это ФФФ
Песочек сыпется –это ССС
Важный принцип:
Игра должна сочетаться со звуком. Звук С протяжный и соответственно игра должна быть такая же. Это может быть - «песочек сыпется», «струя воды» или «вытягивание веревочки».
А звук П наоборот взрывной, резкий и игра должна быть такая, когда что-то вылетает.
Например, вылетание пробки, пистолет или что-то стреляющее.
Что мы предпринимаем с этими играми? Мы проводим одну из них и одновременно с этим показываем ЖЕСТ.
П- жест «клювик», игра «вылетание пробки» Т – жест «ребро ладони», игра «пластичные гвоздики», В – жест «указательный палец к нижней губе», игра «запуск машинки» Ш-жест «раскрытая ладонь», игра «запуск шарика» … и т.д.
1 звук -1 жест-1 игра. Зачем нам эти жесты? Жест выполняет функцию подсказки.
Второй этап
Когда основные согласные и гласные звуки сформированы, логопед начинает учить ребенка завершать слово. Здесь малышу помогает ритмический рисунок слова, свойственный любому языку: безударный слог неизбежно тянет за собой ударный, открытый слог становится основой для закрытого слога. Постепенно ребенок овладевает произношением слов из двух-трех слогов различного характера.
Тренируем сразу с несколькими гласными. ВВВА ШШША ВВВО ШШШО ВВВУ ШШШУ…
Далее уже можно использовать эти жесты без вокального сопровождения. Начинаем с согласных звуков, так как они играют смыслообразующую роль. И уже потом как из конструктора собираем слова. Играли в кубики – это у нас был звук К, запускаем шарик - Ш.
Выкладываем цепочку этих предметов. И в конце цепочки- КА-ША! играли в машинку- звук В, строим дом- звук Д. В конце цепочки- ВО-ДА!
Третий этап
Коррекцию завершают занятия, во время которых ребенок учится произносить фразы с опорой на ее ритмический рисунок, жестовую речь, картинки, предметов, которые обозначают какое-либо слово.
Данная методика позволяет заинтересовать ребенка, вовлекая его в игру, добиться результата. Неговорящие дети начинают говорить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Строим мост Эмоции Механическая помощь Произвольный звук Непроизвольный звук
Телесные игры Шла большая черепаха Хозяин дома Обнимашки Щикоталки и т.д.
Согласный звук Это воздушная струя, которая проходит через препятствие , образованное из артикуляционных органов
Вызывание воздушной струи
Последовательность вызывания звука Работа с простыми согласными и гласными- Ф, У, Х, П, С,Т,К, М,Н Работа с звонкими согласными- В, Б, Г, Д, З Работа с сложными согласными- Ш, Ж,Р, Л и другие звуки
Прием вызывания звука ИГРА + ЖЕСТ = ЗВУК
Звук Ф Игра «Задуем свечу» - ф-ф-ф + жест
Работа с гласными
Речь как конструктор
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов
Рекомендации родителям, имеющим детей-инвалидов...
Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.
В данном материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Рассказано как начинать работу с неговорящими детьми....
Городская гостиная "Развиваемся вместе" для родителей, воспитывающих детей с овз.
В материале говорится о методике Т.Н. Новиковой-Иванцовой, как вызывать звуки у неговорящих детей, этапы работы....
Выступление на семинаре для логопедов по теме «Запуск речи через сенсорные игры у детей с алалией»
Цель: ознакомление логопедов с содержанием работы по запуску речи неговорящих детей, через сенсорные игры....
" В гостях у зайчишки"- выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе»
Конспект занятия, целью которого является создание условий для речедвигательной активности детей раннего возраста, развитие эмоционального общения ребёнка с взрослым, налаживание контакта....
"Рекомендации и советы родителям, имеющим детей – инвалидов" представлены в рамках консультационного пункта
Вместо того чтобы искать повсюду недостатки, мы можем искать во всем любовь&helli...
Городская гостиная «Развиваемся вместе». Сказка « Репка» на фартуке с использованием элементов логоритмики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики.
Городская гостиная «Развиваемся вместе». Сказка « Репка» на фартуке с использованием элементов логоритмики, артикуляционной и пальчиковой гимнастики....