ПРАКТИКУМЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
методическая разработка по психологии
Практикумы педагога-психолога для педагогов и родителей
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий детско-родительского клуба «Росточек»
тема «Мой дом - моя крепость».
Цель: Построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников через вовлечение семьи в единое образовательное пространство для полноценного развития ребёнка.
Задачи:
1. Повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области детско-родительских отношений.
2. Обогащение форм игрового взаимодействия родителей (законных представителей) с детьми.
3. Формирование у детей умения контролировать полученный результат, положительное отношение к себе, уверенность в своих силах и возможностях.
4. Повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и детском саду.
5. Развитие познавательных интересов, а также повышение самооценки и умение радоваться успеху в кругу сверстников и родителей (законных представителей).
6. Создание доброжелательной атмосферы, позитивного настроения у родителей и детей.
7. Воспитывать добрые чувства: сострадание, сочувствие.
8. Укрепление авторитета семьи.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал для игр: «Четвёртый лишний», «Собери сказку», «Запоминай-ка», «Собери пословицу», ножницы, клей, фломастеры, карандаши, ватманы, фотографии семьи, цветная бумага, прищепки, почтовый ящик «Навстречу друг другу», 2 планшета, мольберт, фонограммы песен «Вместе весело шагать», «Семья», Мой папа» и др.
Подготовительная работа: оформление музыкального зала; выставка рисунков на тему «Моя семья», выставка дидактических игр для совместного игрового досуга дома.
Предварительная работа с детьми: беседы о семье, повторение пословиц о семье, разгадывание ребусов о семье, рисунки на тему «Моя семья».
План занятия
I. Вводная часть
1.1. Упражнение-знакомство «Волшебный клубок».
II. Основная часть
2.1. Мини-лекция «Ребенок, как личность развивается в семье».
2.2. Игра «Собери пословицу о семье».
2.3. Игра «Четвертый лишний».
2.4. Игра «Я или не Я».
2.5. Упражнение «Запоминай-ка».
2.6. Упражнение «Собери сказку».
2.7. Творческая мастерская: Фотоколлаж «Мой дом - моя крепость».
2.8. Почтовый ящик «Навстречу друг-другу!».
III. Заключительная часть
3.1. Рефлексия «Разноцветные ладошки».
Ход мероприятия:
Дети и родители входят под музыку.
Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и ребята. Мы очень рады видеть всех собравшихся сегодня. Надеемся, что и Вы получите удовольствие от нашей встречи.
I. Вводная часть
1.1. Упражнение «Волшебный клубок».
Цель: знакомство между собой, установление дружелюбной атмосферы, активизация коммуникаций в семье. Создание работоспособности, позитивного настроения и сплоченности группы.
Педагог-психолог:
Давайте познакомимся! Посмотрите, у меня в руках волшебный клубок, у кого он будет в руках, должен представиться, взяться за ниточку, назвать положительное качество, которое ценит в себе на первую букву имени, взяться за ниточку и передать клубок соседу. И так по кругу. Когда клубок вернётся к ведущему, все оказываются «связаны» одной нитью. «Слегка потяните ниточку и почувствуйте, что мы - единое целое в этом мире». Какой прочный получился у нас круг, это потому что мы вместе. А теперь посмотрим, насколько хорошо мы запомнили друг друга. Наматываем ниточку на клубок, передаем его соседу и называем его имя.
Вот мы и познакомились!
Воспитатель: Существует несколько правил, которые мы должны соблюдать: (Слайд)
доброжелательный стиль общения;
уважение семейных традиций, жизненных позиций;
тактичность и объективность;
сотрудничество;
систематичность.
II. Основная часть
2.1. Мини-лекция «Ребенок, как личность развивается в семье».
Педагог-психолог: Первый опыт взаимодействия ребёнка с окружающим миром происходит в семье. Этот опыт закрепляется и на его основе формируется определённая модель поведения с социумом, которая передаётся из поколения в поколение. В современном мире в социальном окружении ребёнка очень часто наблюдается дефицит воспитанности, доброжелательности, доброты, внимания, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Положительный результат в успешной социализации ребёнка возможен при создании единого сообщества «семья-дети-педагоги», правилами которого являются взаимопомощь, сотрудничество друг с другом, учёт возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей.
Сегодня на нашей встрече, мы предлагаем вам поиграть вместе с нами, а потом использовать эти игры для совместного досуга дома, чтобы наши дети учились, играя! (Выставка игр)
2.2. Игра «Собери пословицу о семье!» (Слайд)
Цель: закрепление знания сказок, развитие речи, мышления, памяти, координации движения рук, мелкой моторики рук.
Педагог-психолог: Ваша задача - из двух частей собрать пословицу о семье.
Вся семья вместе и душа на месте.
Семья в куче - не страшна и туча.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Золото, серебро не стареет, отец и мать цены не имеют.
В дружной семье и в холод тепло.
Дерево держится корнями, а человек семьёй.
На что и клад, когда в семье лад.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
2.3. Игра «Четвёртый лишний»
Цель: развивать мышление, внимание, связную речь, правильное произношение, умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать, расширять словарный запас.
Воспитатель: Поиграем в игру «Четвёртый лишний». Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какой предмет лишний. Объясните почему!
2.4. Игра «Я или не Я»
Цель: развитие слухового внимания, логического мышления, создание веселого и жизнерадостного настроения, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Воспитатель: Я буду вам задавать вопросы в стихах, а вы должны слушать внимательно и на них ответить. Если ответ «Я» - громко кричите «Я!» и хлопайте в ладоши, а если ответ «Не Я» - громко кричите «Не Я!» и топайте ногами.
Воспитатель читает вопросы:
Кто здесь взрослых уважает?
Кто детей не обижает?
Кто хоть раз ходил в кино?
Кто мячом разбил окно?
Кто играть умеет в прятки?
Кто стреляет из рогатки?
Кто же скромный, кто молчит?
Кто все время «Я» кричит?
Молодцы, мы многое о вас узнали!
2.5. Игра «Запоминай-ка» (Слайд)
Цель: развитие зрительного внимания, укрепление доверительных детско-родительских отношений.
Педагог-психолог: Посмотрите внимательно на слайд, на нём изображены картинки, которые вам нужно запомнить (на запоминание даётся 1 минута). А теперь выложите на столе только те картинки, которые были на слайде. (Приложение 2)
Дети с помощью родителей выкладывают запомнившиеся картинки.
Вы ребята - молодцы!
Мамы, папы - молодцы!
Сразу видно воспитанье!
Тренировано вниманье!
2.6. Игра «Собери сказку». (Слайд)
Цель: закрепление знания сказок; развитие связной речи, мышления, памяти, координации движения рук, мелкой моторики пальцев рук.
Воспитатель: А сейчас следующее задание «Собери сказку». Необходимо быстро собрать разрезные картинки и произнести название сказки и её автора. («Три поросёнка». - С. Михалков, «Красная шапочка». - Ш. Перро, «По-щучьему веленью» - русская народная сказка, «Репка» - русская народная сказка, «Маша и медведь» - русская народная сказка). (Приложение 3)
Молодцы! Лучше всех справилась семья ...
2.7. Творческая мастерская «Фотоколлаж «Мой дом - моя крепость!»
Цель: Способствовать сплочению детско-родительского коллектива; закрепить знание о семье; развивать творчество, воображение, мелкую моторику рук.
Педагог-психолог: А сейчас у нас коллективно-творческое дело. Предлагаем вам всем вместе создать фотоколлаж на тему «Мой дом - моя крепость!».
2.8. Почтовый ящик «Навстречу друг к другу!»
Педагог-психолог: Цель: обеспечение обратной связи между педагогами и родителями (законными представителями).
Наш почтовый ящик называется «Навстречу друг другу». Почтовый ящик будет находиться у вас в группе. Если у вас возникают вопросы по развитию, воспитанию, обучению вашего ребёнка, вы задаете свой вопрос и опускаете в почтовый ящик, а мы, получив ваше послание, отвечаем вам.
Воспитатель: Уважаемые мамы и папы, дорогие дети! Все вы были дружными, внимательными друг к другу и старательно выполняли задания.
Вам понравилось сегодняшнее мероприятие? Какое задание понравилось больше всего? Теперь вы знаете больше игр, в которые можно поиграть вместе со своей семьей. Не забывайте, уделять больше внимания друг другу!
III. Заключительная часть.
3.1.Рефлексия. Упражнение «Разноцветные ладошки».
Педагог-психолог: Разноцветные ладошки обвести и вырезать, написать на них пожелания нашему клубу «Росточек» и в произвольной форме наклеить на ватман в виде солнышка, сердечка, цветочка и т. д.
Воспитатель:
Семья - это счастье, любовь и удача,
Семья - это летом поездки на дачу.
Соц. педагог:
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья - это труд, друг о друге забота
Семья - это много домашней работы.
Вместе:
Хотим, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая эта семья!»
Литература.
1. Антипина Г.А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ// Воспитатель ДОУ. 2011г. №12
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. - М.: «Просвещение», 1991.
3. Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия. Волгоград: Учитель, 2009г.
4. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьёй. – Москва: «Белый ветер», 2011г.
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
«Использование телесно-ориентированных игр и упражнений в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет с ОВЗ»
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети, у которых наблюдается нарушение психофизического развития (речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др.), и им чаще всего требуется специальное корректирующее обучение и воспитание.
Психологическая коррекция имеющихся нарушений требует комплексного подхода. Одним из таких является телесно-ориентированный подход. В основе телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР лежит принцип психофизического сопряжения, суть которого заключается в том, что применяемые средства двигательной активности позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере, которые, в свою очередь, способствуют изменениям в психической сфере.
Использование телесно-ориентированных упражнений дают возможность ребенку почувствовать себя, понять свои настоящие ощущения, распознать и выразить полноту своих чувств. Это помогает ребенку не только развить свою эмоционально-волевую сферу, а так же отреагировать негативные эмоции и переживания, научится справляться со стрессовыми состояниями. С помощью телесно-ориентированных игр и упражнений, эмоциональная сфера ребенка приходит в стабильное, гармоничное состояние.
Так же телесно-ориентированные упражнения помогают смоделировать практически любые отношения к людям, явлениям, а так же пространственно-временные отношения. Телесные взаимодействия являются способом поддержания контакта и выхода из него, учит ребенка понимать другого человека, то есть развивать чувство эмпатии, а значит, повышает уровень развития коммуникативных навыков ребенка.
Таким образом, с помощью телесно-ориентированного подхода можно решить задачи развития психических функций, коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей с ОНР.
В рамках телесно-ориентированного подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми активно используются подвижные и малоподвижные игры, элементы психогимнастики, приёмы массажа и самомассажа, дыхательные упражнения, растяжки, релаксационные упражнения и др.
Остановимся на использовании релаксационных техник в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР.
Немного терминологии. Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Цель релаксационных игр и упражнений с детьми:
- снятие психоэмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального фона.
Существует множество релаксационных техник. Одна из них - релаксационная техника «напряжение-расслабление» - это хороший способ научить ребенка распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Правила проведения релаксационных игр и упражнений с дошкольниками:
1.Необходимо первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение детям.
2.Комментировать выполнение упражнений с детьми.
3. Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд.
4.Желательно закрыть глаза во время выполнения упражнений.
5. Фаза покоя длится минимум 30 секунд - в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы педагог продолжает комментировать.
6. Все упражнения с напряжением выполняются на вдохе, а все упражнения на расслабление выполняются на выдохе.
7.Повторяйте каждое упражнения не более 2 - 3 раз.
8.Разучивать с детьми новые релаксационные упражнения следует планомерно.
Начинаем разучивание с детьми простых релаксационных упражнений. Например, упражнение «Драгоценность» где осознания своих телесных ощущений используется игрушка или другие реальные предметы камешки, ракушки, грецкие орехи и др.
Постепенно упражнения усложняются. Дети выполняют игры и упражнения по представлению. Это игры «Снежные комочки», «Лимон» др.
Уважаемые коллеги предлагаю вам выполнить одно из таких упражнений.
Опустите руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука. Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку. Возьмем лимон в левую руку.
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он.
Я его слегка сжимаю –
Сок лимонный выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю, руку расслабляю.
Релаксационная игра «На лесной полянке». Дети подражают зверям «Зайчик боится, дрожит, потому что близко бродит лиса. А лисонька сегодня добрая лапки у нее ласковые, расслабленные»
Предлагаю вашему вниманию релаксацию по представлению. Дети ложатся на спину на ковер, руки вытягивают вдоль туловища, ноги выпрямляют, слегка раздвигают. Педагог включает музыку и проговаривает текст, способствующий более глубокому и активному расслаблению детей. В тексте даются различные позитивные установки: «Вам хорошо, спокойно, тепло, приятно. Когда вы встанете, вы будете здоровы, веселы, полны сил и энергии..» На начальном этапе для детей с повышенным мышечным тонусом необходим тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, сгибание и разгибание рук в локтевом и ног в коленном суставах). Возможна дополнительная мотивационная поддержка. Например, педагог говорит, что котенок посмотрит, как они будут отдыхать, подойдет и погладит тех, кто будет это правильно делать («котенок» должен обязательно подойти ко всем детям). По окончании релаксации дети медленно садятся, затем встают и выполняют 3 – 4 упражнения с соблюдением ритма дыхания. Продолжительность полной релаксации – от 2 до 7 минут.
Как известно, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым надо помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или для них детскими эмоциями. Наша задача состоит не в том, чтоб подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Хочу познакомить еще с одним телесно-ориентированным упражнением. Я его называю по-разному в зависимости о ситуации или сюжета «Куча мала», «Бутерброд», «Сэндвич».
Дети по очереди укладываются сверху друг на друга. Ребёнок, который находится внизу необходимо выбраться (освободится). Игра продолжается пока внизу не побудет каждый участник. Девочки и мальчики выполняют это упражнение отдельно.
Более подробно познакомимся с техникой проведения телесно-ориентированных игр и упражнений с детьми в процессе проведения практикума.
Занятие по мотивам русской народной сказки «Снегурочка»
Вхождение в сказку Психолог: «Сегодня я приглашаю Вас в сказку «Снегурочка». Только тот попадет в сказку, кто сможет выполнить фигуры и постоять неподвижно, будто это фигуры из снега»
Упражнение «Крюки Деннисона»
Упражнение состоит из двух частей.
Часть 1. Встать, скрестив ноги. Ступни должны опираться на пол. Вес тела распределен на обе ступни.
Вытянуть руки вперед на уровне груди ладонями наружу. Скрестить их, образуя замок ладонями.
Сгибая локти, вывернуть этот «замок» вовнутрь и прижать к груди.
Язык должен быть прижат к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Взгляд направлен вверх, но голова при этом не поднимается. При желании глаза можно закрыть. Дыхание и тело расслаблены.
Часть 2. Поставить ноги параллельно на небольшом расстоянии друг от друга.
Разомкнуть замок из ладошек и соединить кончики пальцев одной руки с кончиками пальцев другой. Пальцы смотрят вниз чуть ниже пупка. Взгляд направлен вниз, язык остается по-прежнему на нёбе. Постоять.
Психолог: «Вы все замечательно выполнили задание. Раз, два повернись в сказке окажись. Займите удобную для вас позу, сказка начинается.
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса.
- А что, старуха, — говорит старик, — давай мы себе из снега дочку сделаем.
- Давай, — говорит старуха.
Вышли они на улицу и принялись дочку из снега лепить»
Упражнение «Снежные комочки»
Участники «загребают снег и лепят комочки».
Психолог: «Посильнее нажимайте, чтобы комочки стали тугими, упругими. Наблюдайте, в каком месте руки устают больше всего. А теперь отложите «комочек», потрясите кистями... Хорошо... Вылепим следующий комочек. А теперь из маленьких комочков надо скатать большие. Катим комочки по снегу, напрягается спина. Остановились, отдохнули стоя, расслабили все тело. Ох, какие большие комки получились! Покачаем комки, чтобы они стали крепкими».
Упражнение «Катание комочков» Участники разбиваются на пары. Один в паре — «снежный ком», другой — «дед» или «баба». «Ком» садится так, чтобы опорой были седалищное бугры, подтягивает ноги к животу, а голову к груди. «Дед» качает «ком». Затем участники меняются ролями.
Психолог: «Скатали снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепил старик носик, рот, подбородок. Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала головой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег — и вышла из сугроба.
Упражнение «Снегурочка»
Участники превращаются в Снегурочку, стоят не двигаясь с закрытыми глазами, слушают ощущения в теле. По сигналу ведущего сначала чуть-чуть моргают ресничками, затем открывают глаза, медленно поводят глазами вправо, влево (только глазами!). Делают глубокий вдох носом, ощущая, как входит в ноздри воздух, наблюдают за своим дыханием, за тем, как воздух мягко входит и выходит... входит и выходит...
Затем «Снегурочка» гримасничает, улыбается, медленно поворачивают голову в одну сторону, в другую; плавно и медленно разводят в стороны руки и делают шаг вперед.
Психолог: «Обрадовались старики, привели Снегурочку в избу. Глядят на
нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам: что ни день, то все краше становится. Кончилась зима. Начало пригревать весеннее солнышко. А Снегурочка вдруг запечалилась. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше — дождик»
Упражнение «Солнце и дождик»
На слово «солнышко» участники приседают и сжимаются в комочек, накрыв голову руками. На слово «дождик» все встают, улыбаются, прыгают по «лужам», танцуют, выражают радость.
Психолог: «Так проходили день за днем. Однажды Снегурочке приснился сказочный сон»
Упражнение. Релаксация «Сказочный сон Снегурочки»
Участники ложатся на ковер на спину.
Психолог: Руки положите вдоль туловища, расслабьтесь. Снится Снегурочке сон, что она путешествует по небу на легком белом облаке, а вокруг в вальсе кружатся разноцветные снежинки. Она чувствует как это пушистое и нежное облако нежно её обнимает… Снегурочка легкая, воздушная… Ей хорошо и приятно… Снегурочка расслаблена и спокойна… Но вот облачко опустило ее на землю. Снегурочка улыбнулась облачку, потянулась и открыла глаза»
Участники встают и занимают свое место в кругу
Психолог: «Как то весною надвинулась черная туча, с неба посыпался град.»
Упражнение «Град»
Участники барабанят пальцами по жесткой поверхности до усталости в пальцах рук. Затем потряхивают кистями, расслабляют руки и слушают ощущения в кончиках пальцев. Ведущий спрашивает, на что похожи эти ощущения. Какие они?
Ведущий рассыпает по полу «град» (бусины белого цвета). Участники собирают бусины в ладонь, рассматривают их, любуются, пересыпают из одной ладони в другую.
Психолог: «Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному.
За весной и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу и Снегурочку с собой позвали. Стали в лесу цветы собирать, песни петь да хороводы водить.
Упражнение «Хоровод»
Участники вместе с ведущим водят хоровод, выполняют движения в соответствии со словами. В хоровод включены движения телесно-ориентированного упражнения «Рулет».
Психолог: «Поводили хороводы и стали в игры играть»
Игра «Куча мала»
Участники по очереди укладываются сверху друг на друга. Участнику, который находится внизу необходимо выбраться (освободится). Игра продолжается пока внизу не побудет каждый участник.
Психолог: «А как свечерело, набрали девушки хворосту, разложили костер и давай все друг за дружкой через огонь прыгать»
Упражнение «Костер»
Ведущий кладет на пол красный шарф, и участники прыгают через «костер».
Психолог: «Позади всех и Снегурочка встала. А теперь через костер будет прыгать Снегурочка. Как вы думаете, страшно ей было? Почувствуйте ее состояние, ее страх, печаль... Покажите ее печаль, ее страх. Справилась Снегурочка со страхом?
Побежала она в свой черед за подружками. Прыгнула над огнем и вдруг растаяла, обратилась в облачко. Поднялось облачко высоко-высоко и поплыло по небу.
Упражнение «Облачко»
Участники по одному прыгают через «костер». Сразу после прыжка ведущий набрасывает на участника газовый платок, и «Снегурочка» превращается в «облачко». «Облачка» мягко, плавно плывет по небу.
Заключение
Психолог: «Закончилось наше путешествие по сказке «Снегурочка». Пора нам возвращаться»
Участники снимают платки.
Психолог: «Раз, два повернись, в зале окажись»
Психолог: «Каким показался вам конец сказки: грустным, радостным или спокойным? Вы порадовались за Снегурочку или пожалели ее? Почему порадовались? Почему пожалели? Хорошо или плохо превратиться в облачко? Почему хорошо? Почему плохо? Что интересного может увидеть облачко? Что хорошего может сделать облачко? Вам понравилось путешествовать по сказке Снегурочка?» (участники отвечают на вопросы ведущего)
Психолог: «А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, сделаем глубокий вдох и на выдохе скажем до свидания»
Предварительный просмотр:
Конспекты релаксационных занятий с педагогами
для профилактики профессионального выгорания
Занятия построены в форме "погружения в ситуацию". Педагог-психолог "рисует" в воображении участников путь, а участники "путешествуют", отрываясь от реальности. Практически полное отсутствие открытого диалога способствует снятию мышечных и эмоциональных зажимов, беспокойства, тревожности, дает отдых от общения – основы педагогической профессии.
Релаксационные занятия используются как самостоятельные мероприятия. На них приглашаются все желающие, оптимальной является группа из 12–14 человек. Как правило, встречи проводятся во время тихого часа, в течение 45–60 минут.
Занятия рекомендуется проводить после очередных праздников, плановой или неплановой проверки.
Конспект группового занятия "Я – капитан"
Цели: развитие веры в себя и способности управлять своей жизнью; профилактика профессионального выгорания.
Материалы: крупные ракушки, карандаши, бумага, камушки, изображение мандалы на ватмане.
Музыкальное сопровождение: звуки моря.
Примечание. Занятие проводится в просторной комнате с запирающейся дверью. Необходимы стулья, столы, поставленные кругом.
Ход занятия
1. Погружение в ситуацию
Слово педагога-психолога: "Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас приветствовать. Сегодня я приглашаю вас в необычное путешествие. Представьте…
(Погружение в ситуацию.) Море... Каждое мгновение разное, таинственное, непостоянное, необъятное – волнует душу, не оставляет равнодушным сердце. Сегодня море тихое и спокойное, как будто большое зеркало – холодное и прозрачное. Солнечные лучи, пронизывают соленую воду, достигают дна, затрагивают золотистый песок и яркие сияющие ракушки, гладенькие камешки и зеленоватые водоросли, ловят маленьких ловких рыбок, которые стайками весело забавляются возле берега.
Посмотрите на ракушки, которые я принесла. Они появились не случайно. Ракушки подарят нам волшебную силу для начала путешествия. Приложите ракушку к уху, послушайте шепот волн, зовущих вас, почувствуйте, как ваше тело наполняется силой моря.
Что вы чувствовали?.. Что представляли себе, когда слушали?.. Море приятно шумело или устрашающе?.. Вам было грустно, радостно, страшно?.. Почему, как вы думаете?.. (Включается аудиозапись звуков моря.)
А теперь сядьте удобнее, закройте глаза. Вдохните глубоко и медленно выдохните. Ваше тело полностью расслаблено. Включите свое воображение и представьте себе, что стоите на берегу моря. Волны плещутся у ваших ног, накатывают на берег и отступают обратно в море. Вы вдыхаете морской воздух, кожей чувствуете дыхание моря. Море спокойное, бесконечное, уходит вдаль и сливается с горизонтом. Слушая, как шумит прибой, наблюдая за волнами, набегающими на берег, вдыхая свежий соленый воздух, вы чувствуете, как уходит напряжение, все неприятности остаются где-то далеко. Ваша душа наполняется спокойствием и умиротворением. Вы снимаете обувь и босиком идете по песку, ощущая его тепло и мягкость. Вот вы останавливаетесь у самой воды, волны омывают ваши ноги, вода теплая и нежная.
Попытайтесь представить море, постоянно меняющееся, в полноте красок. Вдохните морской воздух, окиньте внутренним взором бескрайнюю синеву волн до самого горизонта. Войдите в море. Сделайте еще шаг. Почувствуйте живительную влагу. Идите дальше. Вода доходит до уровня бедра, до пояса, до груди. Оттолкнитесь от дна и плывите. Почувствуйте каждое движение рук и ног. Почувствуйте, как тело ловит ощущение моря, его чистоту и прозрачность. Волны несут вас на себе, вы расслабляетесь и позволяете волне покатать вас. Ваше тело полностью расслаблено, невесомо в волне. Вода держит вас, лаская своими упругими движениями волн. Почувствуйте, как в вас рождается любовь к морю, заполняет вас изнутри, переполняет желанием слиться с морской стихией, раствориться в воде. Ваша телесная оболочка тает, вы растворяетесь, сливаетесь с морем.
Вы и море – едины. Вы – это море. Море – это вы. Вы в море. Море в вас. Вы и море едины. Вы огромны, как море. Вы ощущаете свою глубину, ширину, мощь и силу. Мысленно качнулись от берега к берегу. Мысленно прошлись по дну волной из конца в конец и вернулись обратно по поверхности воды. Вы – это море. Растворившись в море, вы стали им. Вы слитны и неразрывны. Вы, слившись с морем, познаете его сущность, жизнь моря, радость и силу. (Пауза.) Теперь сконцентрируетесь. Представьте свое тело и соберите, сформируйте его. Вынырните на поверхность быстро и мгновенно. Плывите к берегу. Выходите из воды. Вы – снова вы".
2. Упражнение-визуализация "Я капитан"
Слово педагога-психолога: "На берегу вас ждет матрос. Он приглашает вас в плавание на чудесном корабле. Представьте перед собой белый прекрасный корабль. Вдохните свежий лак на его деревянных частях... Вступите на палубу этого корабля, почувствуйте, как он раскачивается на волнах... На корабле две или три мачты. Посмотрите на них, взгляните на паруса, наполненные ветром. Корабль чистый и красивый.
Интересно, кто же ведет этот корабль?.. Вы идете в рубку и видите капитана в белой фуражке, стоящего у руля. Подойдите к нему. И вдруг… Происходит что-то удивительное…Капитан снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и... прыгает в воду, машет вам рукой, и вы слышите его голос: ″Корабль – твой... Я оставляю его тебе...″. Это ваш корабль... Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку, надеваете ее на голову... Вы становитесь за штурвал... Вы – капитан этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм и бурю навстречу солнцу и людям... Берите на себя ответственность за свой курс! Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля – жизнь...
Вы спокойны. А когда вы спокойны – вы красивы, когда вы красивы – вас любят... Когда вас любят – вы счастливы... Вы спокойны... Вы уверены... Вы свободны... Вы – хозяин своей жизни. Глубоко вдохните. Откройте глаза. Медленно выдохните. Поделитесь, получилось ли вам представить море и свой корабль?.. Прошу вас, нарисуйте свой корабль, плывущий по волнам. (На рисование отводиться примерно 15–20 мин.)
Посмотрите на свой рисунок. Обратите внимание на морские волны. Ваш корабль плывет по легким, гармоничным волнам или преодолевает штормовые валы?.. Поверхность вашего моря изображена слабыми, прерывистыми линиями или острыми, резкими штрихами?.. Морские волны – это вода, а вода – символ душевных переживаний. Большие волны выражают сильные аффекты, гармонично колеблющиеся волны – легкую проявляющуюся в общении эмоциональность. Слабые, не связанные друг с другом волны бывают при апатии и депрессии. Прямоугольные, острые волны позволяют сделать вывод о длительном и интенсивном характере переживаний. Робкие, как бы рассыпающиеся волны – о неуверенной в своих чувствах личности. Волны, застывшие в форме зубцов, указывают на душевное оцепенение. Если рисуются гребни пены, то всегда налицо переживания актуального конфликта.
Посмотрите на свой корабль. Это место вашего обитания в жизни. Насколько четко вы видите детали корабля?.. Прорисовка деталей показывает, как точно вы представляете себе, чего хотите. Если это пиратский корабль – тоже ничего, романтика. Если судно изображается терпящим крушение или идущим ко дну, то это может символизировать ощущение бесприютности, а также разбитые надежды. Корабль можно рассматривать как символ авантюрного путешествия в неведомые дали или как благополучную переправу".
3. Упражнение с камешками для якорения на важных моментах
Слово педагога-психолога: "Продолжим наше путешествие. Вы видите прекрасный остров. Вы будете единственным человеком на этом острове. Кроме вас, там только звери, птицы и цветы. Какие звуки вы слышите?.. Какие запахи чувствуете?.. (Пауза.)
Вы выходите на чистый берег. (Педагог-психолог показывает камешки.) Он усыпан бессчетным количеством камешков, которые море выбросило на берег и так отшлифовало, что они сделались круглыми и гладкими. Вода мягче рук, но она обкатывает даже острые камни, делая их гладкими, потому что вода не знает усталости. Волны неутомимо катятся один за другим.
Выберите себе камешек, посмотрите на него, полюбуйтесь им, расскажите о нем. Какой он, крупный или мелкий, тяжелый или легкий, каков он по форме, цвету, прозрачности и т. д.?.. Давно ли ваш камешек лежит на берегу, что он видел, о чем мог бы рассказать?.. Возьмите камешек себе, он станет вам напоминать о нашем путешествии".
4. Упражнение "Поиск ресурсного состояния"
Слово педагога-психолога: "Отправимся вглубь острова. Закройте глаза. Вы идете по лесу. Вокруг растут деревья и поют птицы. Солнечные лучи проходят сквозь листву. Приятно идти по такому лесу. Вы вдыхаете запах цветов, смотрите на облака, которые медленно проплывают мимо, чувствуете тепло солнца.
Насладитесь чувством покоя, расслабления, безопасности. Вы чувствуете себя уверенно, спокойно и расслабленно. Это место, куда вы всегда можете вернуться, когда захотите, когда вы почувствуйте потребность в покое. Это место дает вам силу, уверенность, безопасность. Природа дает вам силы. Побудьте в этом состоянии некоторое время. В несмолкаемом лесном шепоте еле различим говор ручья. Идемте к нему. Вы выходите на небольшую поляну и видите родник. Это источник ваших жизненных сил. Приблизьтесь к нему. Что вы ощущаете?.. Какие чувства вы испытываете?.. Повзаимодействуйте с ним. Отметьте свои чувства, ощущения, мысли, которые вы при этом испытываете. Прислушайтесь к своему настроению. Что вам сейчас хочется сделать?.. Вы у источника своих жизненных сил. Почувствуйте, как вы наполняетесь этой жизненной силой, прочувствуйте, ее во всем теле. Побудьте в этом состоянии столько, сколько хочется. Помните, каждый имеет достаточно личной силы для чего угодно".
5. Рисование мандалы
Слово педагога-психолога: "Теперь возвращайтесь на берег. (Пауза.) Подул попутный ветер, он взял вас, как перышко, и тихонько перенес с острова в нашу комнату. Сожмите руки, сильно потянитесь, откройте глаза. (В это время подготавливается изображение мандалы на ватмане и карандаши.) Давайте вспомним путешествие и запечатлеем его в общем рисунке.
6. Рефлексия
Слово педагога-психолога: "Надеюсь, наша встреча останется в нашей памяти надолго. Прошу вас, расскажите, что вы хотите взять с собой?.. Что вам больше всего запомнилось?..
Путешествие окончено. Надеюсь, вы отдохнули и набрались сил для нового дня и новых открытий. Впереди радость и удача. Помните: все будет хорошо!".
Конспект группового занятия "Новый год"
Цели: снятие эмоционального и физического напряжения, ослабление проявлений утомления; повышение общего тонуса; создание ресурсного состояния на основе детских воспоминаний; создание атмосферы волшебства и праздника; развитие коммуникативных навыков.
Материалы и оборудование: ручки, листы бумаги, карандаши, фломастеры, лист ватмана, скотч, клей, ленточки, столы, стулья, аудиоаппаратура.
Музыкальное сопровождение: "Музыкальная табакерка" (композитор А. Лядов), мелодия для релаксации.
Ход занятия
- Погружение в ситуацию
Слово педагога-психолога: "Добрый день, дорогие коллеги! Очень скоро мы будем провожать старый год и встречать новый. Так сложилось, что в это время люди мысленно оборачиваются назад, окидывая взглядом события уходящего года. Это время подведения итогов и планирования на будущее. Хочется оставить в старом году неприятности, огорчения, снять груз обид и вины. И с новыми надеждами шагнуть в неизведанный год.
Сейчас у вас появится возможность заглянуть внутрь себя. Сядьте удобнее. Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Представьте поздний зимний вечер. Вы медленно подходите к окну и видите, как старательно мороз разрисовал стекла. Вы вглядываетесь в рисунок и ощущаете, что вы уже в зимнем лесу. Ночь. Земля и деревья укутаны снегом. Снег мягкий, пушистый и совсем не холодный. Лунный свет с неба льется на деревья, серебрит их верхушки. В лесу тишина, он спит, только иногда, во сне, вздрогнет сосновая ветка, и тогда сотни искорок взметаются в морозный воздух и с тихим, неуловимым звоном опускаются на белое покрывало снега. Вы идете дальше, пробираясь между деревьями, и выходите на освещенную луной поляну. На мгновение вы останавливаетесь пораженные красотой спящей природы. Мягкий лунный свет заливает поляну. Кажется, вся она усыпана серебром. Полотно снега кое-где пересекают следы: там заяц петлял, а здесь протянулась цепочка лисьих следов, а чуть подальше – у деревьев – сидела стайка снегирей".
2. Упражнение "Дом прощения"
Слово педагога-психолога: "На заснеженной поляне вы видите красивый дом. В его маленьких окошках горит уютный свет. Здесь ждут вас. Вы входите в дом. (Пауза.) В нем есть комната прощения. Вы входите в нее. Посмотрите, какого цвета в ней стены, есть ли мебель… (Пауза.) Мы приглашаем в эту комнату всех, кого обидели когда-то, и всех, кто нас обидел. Постепенно комната заполняется людьми. Посмотрите в их лица. (Пауза.) Кто они?.. Подходят новые люди. Вспомните, вы никого не забыли?.. (Пауза.) Нет, все здесь. Можно начинать.
Мысленно попросите у них прощения за все, чем вы обидели их. Простите их, себя. Отдайте им ваши долги. Попросите их взять в вашем мире то, что принадлежит им. Попросите их отдать то, что принадлежит вам. (Пауза.) Теперь поблагодарите их, себя за то, что смогли добраться до этой комнаты.
Мы уходим из этого дома и знаем, что в любой момент можно вернуться в это место и прощение ждет нас. Прощение ждет, когда мы разрешим ему свершиться.
Уходя, еще раз осмотрите все в комнате и с легким сердцем возвращайтесь. Сейчас я сосчитаю до пяти, и вы откроете глаза для того, чтобы продолжить работу на нашем занятии.
Как вы чувствовали себя в комнате прощения?.. Что вас удивило, понравилось?.. Что было вам неприятным?.. Как вы думаете, с чем это связано?.. Почему так важно прощать и быть прощенным?..".
3. Визуализация "Праздник"
(Включается пьеса А. Лядова "Музыкальная табакерка".)
Слово педагога-психолога: "А теперь, пожалуйста, вспомните свое детство. Я думаю, вы согласитесь, что одним из самых приятных воспоминаний детства для нас является встреча Нового года. Вспомните, как вы, еще нежась в тепле уютной и мягкой постели, услышали стук в дверь. Слышны голоса: ″Елка, елка″. Из прихожей сразу же повеяло морозной свежестью и запахом. Вас пронизывает счастливая мысль – это елка! В дом наконец-то принесли зеленую красавицу! Вам очень хочется взглянуть на незнакомку. Нетерпение переполняет вас. Вы бежите босиком в прихожую. Здесь царит запах смолы и свежей хвои. Вам очень хочется потрогать ″гостью″ за колкие иголочки... Ура! Сегодня праздник! Новый год! Будем наряжать елку!
Елку ставят посередине комнаты. Потом ее наряжают всей семьей: сначала вешают электрическую гирлянду из множества разноцветных лампочек. Огоньки вспыхивают на елке и угасают, потом вновь вспыхивают... Вы с родителями украшаете елку игрушками, блестящими гирляндами и конфетами. На верхушку елочки надевают яркую звезду или мерцающий шпиль.
Запах праздника! Вдохните его! Он был тогда во всем: в улыбках и смехе ваших близких, в запахе мандаринов, имбирных пряников, он наполнял комнаты дома, был на улице и внутри вас. Он переполнял вас счастьем! Вспомните это чувство радости. Пусть в вашем сердце возникнет вновь и останется эта радость".
4. Упражнение "Праздничный стол"
Слово педагога-психолога: "Накануне Нового года готовится праздничный стол. Представьте, что и мы с вами оказались на кухне. Не удивляйтесь, что перед вами всего лишь большой лист бумаги и цветные карандаши. Для того чтобы приготовить различные блюда, нам достаточно нарисовать их. Возьмите фломастеры или карандаши и нарисуйте блюда на вашем столе. (Участники все вместе ″готовят″ стол с угощением.)
А теперь встаньте вокруг стола, возьмитесь за руки, вытяните их вперед, дуньте на угощение, внесите в него доброту здоровье, свою энергию, жизненные силы, вдохните в него заряд бодрости и удачи. Не отпуская рук, сделайте три шага влево, опять вытяните руки и дуньте на блюдо, три шага вправо и опять дуньте. ″Возьмите″ себе часть нашего чудесного общего угощения. Оно подкрепит ваши силы. Для этого с помощью ножниц отрежьте себе часть общего праздничного стола… Прошу вас, на обратной стороне вашего ″кусочка″ напишите друг другу благопожелания к Новому году… Сложите кусочки разрезанного угощения пожеланиями вниз, чтобы получился целый стол. Возьмитесь за руки, образуйте круг, сделайте три шага влево. А теперь разберите кусочки с пожеланиями. Возьмите их собой, пусть они станут вашей путеводной звездой на жизненном пути в новом году".
5. Упражнение "Волшебная палочка"
Слово педагога-психолога: "Дорогие друзья, вы знаете, что Новый год – это время волшебства и загадывания желаний. Вспомните сказку ″Золушка″, где у феи была волшебная палочка, которая исполняла самые заветные желания. Думаю, что каждый из вас мечтал получить точно такую же. Но ведь всё в наших руках, и сегодня каждый из вас сделает волшебную палочку сам. А для начала послушайте одну историю.
В одном очень красивом сказочном лесу стоял дом, в котором жила фея. Она занималась тем, что делала волшебные палочки. Люди, живущие в том лесу, постоянно говорили волшебнице: ″Фея, перестань делать свои палочки. Это бесполезный труд. Ты их делаешь, а люди используют их как дрова″. На что волшебница отвечала: ″Я делаю палочки с чистым сердцем и раздаю их людям, но волшебными они становятся в руках тех, кто верит″.
Вспомните, когда Золушка была на балу, то встретила принца, а потом вышла замуж за него. А теперь закройте глаза и расслабьтесь. Сядьте, как вам будет удобно. (Включается тихая мелодия для релаксации.) Представьте, что вы находитесь на том самом балу, где когда-то была Золушка. Настал момент, и придворный волшебник отправляет вас в то место, где вам хорошо, в то место, о котором вы мечтали.
Может с вами рядом окажется тот, кого вы любите, или те люди, которые вам близки и важны для вас. Осмотритесь внимательно вокруг. Представьте себе то, о чем вы давно мечтали. Если кто-то мечтает о том, чтобы съездить куда-нибудь отдохнуть, то пусть вообразит себе это место. Оглядитесь, посмотрите, во что вы одеты, как вам хорошо! Вы счастливы! (Пауза.)
Постепенно вы возвращаетесь сюда, из своего сказочного путешествия. Откройте медленно глаза, глубоко вдохните и выдохните. У каждого из вас в руках есть листочек бумаги и ручка. Возьмите их. Тщательно продумайте и сформулируйте одно самое заветное желание. Пусть оно будет простым и конкретным. Определите конкретный срок реализации желания. Представьте где, когда и с кем ваше желание исполняется. Взвесьте ваши ресурсы для исполнения желания. Подумайте, как вы узнаете, что желание исполнилось? Что вы при этом почувствуете? К каким последствиям приведет исполнение вашего желания? Взвесьте, как исполнение желания скажется на ваших близких? От чего вам придется отказаться? Проверьте, соответствует ли ваше желание представлению о самом себе. Запишите ваше желание, вспомнив всю процедуру подготовки… А теперь прикажите своей палочке его исполнить. Затем сверните листок в трубочку. Закрепите бумагу скотчем, клеем или просто перевяжите ленточкой. Носите его с собой повсюду. Ваше желание обязательно сбудется. Ведь мы с вами сами творим чудеса".
6. Рефлексия
Слово педагога-психолога: "Поделитесь, пожалуйста, своими чувствами и мыслями по поводу нашей встречи...
В заключение нашей встречи мне хочется, немного перефразировав слова пажа феи из пьесы Евгения Шварца ″Золушка″, сказать всем нам: ″Я не волшебник, я только учусь, но вера в волшебство помогает мне творить чудеса!″. Желаю вас всего доброго и светлого в будущем году!".
Конспект группового занятия "Маленький дворик"
Цели: снятие эмоционального и физического напряжения; ослабление проявлений утомления; повышение общего тонуса; создание ресурсного состояния на основе детских воспоминаний.
Материалы и оборудование: листы наждачной бумаги, наборы цветных мелков (по числу участников), песочница с набором маленьких игрушек, ковер, стулья, расставленные кругом; аудиоаппаратура.
Музыкальное сопровождение: лирическая мелодия.
Ход занятия
1. Погружение в ситуацию
Слово педагога-психолога: "Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас видеть. Поприветствовать вас сегодня я хочу слова моей коллеги Екатерины Горбуновой:
Найти себя в себе самом,
Увидеть свет в конце тоннеля,
Наполнить светом мыслей дом
И сердцем стать чуть-чуть светлее.
Сегодня у нас необычная встреча. Мы вспомним детство.
Прошу вас, сядьте поудобней, поставьте ноги на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной почувствуйте спинку стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните и медленно выдохните. Еще раз вдохните и медленно выдохните. Прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах.
Представьте свое детство, то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день. Воздух терпкий, пряный, пахнет смолянистыми тополиными почками и первыми цветами мать-и-мачехи. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вы идете по улице. Как вы выглядите?.. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда… Получилось ли у вас представить себя ребенком?.. Расскажите, что вы чувствуете, о чем подумали?.. (Педагог-психолог просит участников вспомнить свои детские игры, любимые занятия. Участники делятся воспоминаниями.)
Произнося слово ″детство″, кто-то вспоминает двор и песочницу. Каждый раз, с приходом теплых деньков, с журчанием веселых ручейков, дети появляются во дворах и начинают хлопотливо заниматься ″кулинарными делами″. Проходя мимо, мы невольно вспоминаем детство и первые игрушки – ведерко, совочек и формочки. Какое удовольствие мы получали, выпекая куличики и пирожки! Помните, в песочнице строится первый дом, сажается дерево, создается семья. Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищенным, где ему комфортно, все понятно и близко.
Кому-то приходят воспоминания об игре в ″Старики-Разбойники″. Кто-то вспоминает о том, как делал ″секретики″ в земле. Для этого специально собирались разноцветные стеклышки, яркие фантики, кусочки ткани, бусинки, цветочки. Помните?..
В землю стеклышко зарою,
Сверху листик положу.
Про сокровище такое
Никому не расскажу.
Кто-то вспоминает о том, как прыгал через резинку, кто-то – о том, как строил штаб, как у Тимура и его команды. Кто-то играл в ″Магазин″, кто-то – в ″Больничку″, кто-то – в пиратов".
- Рисование на наждачной бумаге
Слово педагога-психолога: "Сегодня, мои дорогие друзья, мы вспомним то, как в детстве рисовали на асфальте. Закройте глаза, обратите внутренний взор в свое детство. Вспомните свои рисунки на асфальте. (Пауза. В это время в центре круга раскладываются листы наждачной бумаги.)
Откройте глаза. Посмотрите, у нас появился небольшой асфальтированный дворик. Возьмите себе кусочек нашего дворика. Изобразите мелками на своем "кусочке асфальта все, что сами захотите. Обратите внимание на то, что штрих мелка получается нежным и бархатистым. Бумага чуть просвечивает под рисунком, создавая ощущение легкости… Расскажите о том, что вы нарисовали... Вы сами присутствуете на этом рисунке?.. Что означает для вас то, что вы нарисовали?..
Давайте выложим наши рисунки таким образом, чтобы вновь получился общий дворик. Расскажите, что вы увидели на рисунках других?.. Поделитесь своими впечатлениями… Представьте, что вы выбираете себе картину. Какой рисунок вы бы взяли?.. Почему?..".
3. Упражнение "Поиск ресурсного состояния"
Слово педагога-психолога: "А теперь я прошу вас закрыть глаза. Сядьте удобнее. (Включается лиричная мелодия.) Солнце близится к полудню. Слегка припекает. Вы идете по длинной тенистой аллее. На асфальтовой дорожке мелькают причудливые узоры. На асфальт падают тени от листвы деревьев и солнечные лучи. Порывы ветерка слегка трогают ветви деревьев, поэтому рисунок на дорожке время от времени меняется. Всмотритесь в этот рисунок. Удивительно, но он покрывает всю вашу одежду, обувь, тело…
Да перед вами кружевное полотно! Его узоры удивительны и сказочны. Прикройте глаза, слегка зажмурьтесь…и вы окажетесь в царстве бликов и переплетений.
Сверху, сквозь просветы листвы, на дорожку как золотистые нити льются солнечные лучи. Кажется, что воздух не движется. Но это ощущение обманчиво. Приглядитесь. Миллионы мельчайших пылинок ведут вокруг вас свой хоровод, переливаясь и играя на солнце. Нас овладевает чувство чарующего, удивительного волшебства. И вы тоже включаетесь в хоровод радости. Вы начинаете кружиться. Вас захватывает неумолимое движение жизни. И вы кружитесь, кружитесь, кружитесь…
Вас наполняет своей энергией солнце! Эта энергия живительна! Она питает и восстанавливает каждую клеточку вашего тела! Вы как никогда сильны и счастливы! Это музыка счастья! Это движение радости! Счастье находится внутри вас! Вы прекрасны! (Пауза. В это время подготавливается песочница.) Откройте глаза".
4. Создание картины в песочнице
Слово педагога-психолога: "Какой дворик – без песочницы? Прошу, подойдите к песочнице. Создайте в ней дворик – место света, дружбы и первых открытий. Возьмите любые предметы, которые покажутся вам необходимыми. Помните, независимо от того, что вы делаете, нет никакого правильного или неправильного действия.
Расскажите о том, что у вас получилось создать в песочнице… Что это значит для вас?.. Что вы сейчас чувствуете?.. Расскажите о ваших впечатлениях... Изменилось ли ваше внутреннее состояние?.. Каким образом?.. Что было самым приятным в работе?..".
5. Рефлексия
Слово педагога-психолога: "Начинает пустеть наш дворик. Кого-то позвала мама, высунувшись из форточки. Кто-то увидел идущего с работы отца и зашел домой, увлеченный рассказом о ярко-красном жуке. Кому-то пора делать уроки. И наша встреча подходит к концу. Мы расстаемся, но детство остается в наших воспоминаниях. Прошу вас, расскажите, что вы хотите взять с собой из детства в настоящую жизнь?..
Я надеюсь, взятое вами воспоминание или настроение из детства поможет вам, поддержит в трудной ситуации, утешит, когда вы будете печальны, придаст силы. Удачи вам!"
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Взаимодействие педагогов с агрессивным ребенком»
Агрессия – это симптом того, что человеку плохо,
что-то не так, что-то с ним происходит не то.
Из этого "не то" он начинает агрессивно себя вести.
Карл Густав Юнг
(швейцарский психиатр)
Цель: настроить группу на рабочий лад, сформировать оптимистическое настроение у всех участников группы; показать взрослым особенности поведения агрессивных детей, причины такого поведения; научить взрослых способам взаимодействия с агрессивными детьми.
Материал: воздушный шарик, кубик, шашечка, колючий шарик, звездочка, приложение.
Ход :
1. Приветствие «Мы вместе»
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей.
ЗДРАВСТВУЙТЕ!
2. Упражнение «Все дети разные»
Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку). А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик, есть и такие дети). А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать шашечку). А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик), а может ему очень плохо с этими колючками? Все дети разные, они не похожи друг на друга. Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Что я смогу сделать, чтобы он был счастлив? ».
3. Мини-лекция «Что такое агрессивность? ». (кувшин)
Всем участникам группы предлагается продолжить фразы «Агрессия - это… ». Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям. Рассмотреть основные признаки агрессивных детей по схеме упражнения «Портрет особого ребенка» (приложение № 1)
Причины агрессии.
Почему ребенок проявляет агрессию, что он чувствует? Какие эмоции вызывают агрессивное поведение?
Давайте представим «кувшин» наших эмоций.
В самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, злость, раздражение. Подумайте, а отчего возникают эти негативные чувства?
(Высказывания педагогов)
Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно…
Гнев, злость, раздражение – это чувства вторичные, а происходят они от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть кувшина) боль, обида, страх.
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.
Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Часто именно обида, страх, боль являются причиной агрессии ребенка. А возникают эти чувства ((открывается 3 часть кувшина) от неудовлетворенных потребностей в любви, внимании, ласке, успехе, понимании, уважении.
Потому что у любого человека есть базисные стремления «Я - хороший. Я- любим. Я – могу! Я-ЕСТЬ» (открывает 4 часть кувшина).
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности – проявлять к ребенку любовь и внимание. Любить его безусловно, потому что он есть, а не за то, какой он. Обычно свою досаду, раздражение мы взрослые выражаем более убедительно, нежели любовь.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
4. Упражнение «Воздушный шарик». Предлагаю вам игру «Воздушный шарик»
Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы с вами будем надувать шарики. Только это не простые шарики. Представьте, что шарики - это дети, а наши вдохи негативные воздействия на ребенка со стороны сверстников, родителей, педагога. Первый вдох - мама утром накричала на ребенка, потому что опаздывает на работу, второй-сверстник в детском саду не дал поиграть новой игрушкой, три- нечаянно толкнул девочку, не удержал равновесие, потому что его толкнули самого, а воспитатель поругал его, четыре- и так далее. Что в итоге станет с шариком? Правильно-лопнет! Это вариант ребенка, который знает, что нужно вести себя хорошо всегда и со всеми. Другой вариант-мы отпустим наши пальцы (отпускайте, шарик начал метаться из стороны в сторону, выплескивая воздух (негативное воздействие) на окружающих. Это вариант ребенка, который не может справиться с внешними раздражителями. В итоге, шарик-ребенок как в первом, так и во втором случае не может приобрести свою правильную и красивую форму.
Чего же не хватает?
-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжите свои шарики ленточками и посмотрите, какие красивые они у вас!
Наша с вами основная задача, как педагогов заключается в том, чтобы научить дошкольника правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка разряжаться – избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии.
5. Мини - лекция «Как помочь агрессивному ребенку».
Работа воспитателей должна проводиться в трех направлениях:
1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение умению владеть собой.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т. д.
Первое направление. Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. Психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать гнев, поскольку, таким образом, мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его. Но уже не на того, кто вызвал это чувство, а на того, кто слабее и не сможет дать отпор. От гнева нужно освобождаться. Это не означает, что всем дозволено драться и кусаться. Просто мы должны научиться сами и научить детей выражать гнев неразрушительными способами:
- Например: в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника, и обзывает его, можно вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в которой хочется «оскорбленному». Подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения соперника.
- Способ выразить вербальную агрессию - поиграть с ними в игру «Обзывалки». У детей, услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
-. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а педагогам – беспрепятственно проводить занятие поможет игра «Мешочек для криков». Перед занятием каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и покричать как можно громче. Таким образом, он «избавляется» от своего крика на время занятия.
-"Час "тишины" и час "можно" - оговаривается время, когда нужно вести себя очень тихо, а когда можно шуметь, кричать и т.д.,
- Слепить фигуру своего обидчика, разбить, смять, расплющить между ладошками, а затем при желании восстановить.
-. Игры с песком. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью используют игрушки из «Киндер-сюрпризов». Закапывая – раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается.
Отработка навыков общения
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача взрослого – научить их выходить их конфликтных ситуаций приемлемыми способами. С этой целью можно в группе обсудить с детьми, наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Например, как поступить, если ребёнку нужна игрушка, в которую кто-то уже играет. Иногда дети поступают так или иначе не потому, что им это нравится, а из-за того, что не знают, как можно сделать по-другому.
Одним из приемов работы с агрессивными детьми может стать ролевая игра. Например, в группе можно разыграть ситуацию: в гости в детский сад пришли два игрушечных Медвежонка. На глазах у детей они поссорились, потому что один из них хотел играть с новой большой машиной, которой уже играл его товарищ. Пока Медвежата ссорились, воспитатель позвал всех на прогулку. Так ни один из драчунов не успел поиграть с машиной. Из-за этого они поссорились ещё больше. Воспитатель просит ребят, которые наблюдали эту сцену, помирить медвежат.
Каждый желающий ребенок предлагает свое решение. Затем несколько из предложенных вариантов разыгрывается парами детей, которые выступают в роли упрямых Медвежат. По окончании игры дети обсуждают, насколько удачным был тот или иной способ примирения и разрешения конфликта.
Третье направление. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии: это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных детей не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее.
Одной из форм такой работы может стать ролевая игра, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Например, если в группе произошла ссора или драка, можно в кругу разобрать эту ситуацию, пригласив в гости известных детям литературных героев, похожую на ту, которая произошла в группе, а затем просят детей помирить их. Дети предлагают различные способы выхода из конфликта. Можно разделить ребят на две группы, одна из которых говорит от имени Тигренка, другая от - имени Котенка. Можно дать детям возможность самим выбрать, на чью позицию им хотелось бы встать и чьи интересы защищать.
Можно разыгрывать ситуации, которые чаще все вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную те игрушку, что делать, если тебя дразнят, как поступить, если тебя толкнули и ты упал и др. Целенаправленная работа помогает ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему.
Взрослым тоже не помешает избавиться от привычки обвинять агрессивного ребенка во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно, сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы». Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». В таком случае полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки? », можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Вы говорите о чувствах, о своих ощущениях.
5. Игра «Обзывалки».
Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг дуга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты… ». Например: «А ты – морковка! »
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость. »
Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
Вывод: данная игра способствует решению не только поведенческих проблем, но и может быть использована на занятиях по классификации.
6. Упражнение «Работа с гневом». Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева (см. приложение № 2). Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми (воспитатели выбирают те, которые можно использовать в детском саду). Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.
7. Упражнение «Способы саморегуляции». У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, поэтому важно обучить приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
Введение правила для агрессивного ребенка:
-Прежде чем перейдешь к действию, скажи себе «СТОП».
-Всякий раз, когда захочется ударить или толкнуть кого-либо или проявить активную вербальную агрессию, нужно дотронуться до кармашка, где лежит знак «Стоп» или просто его представить. Кайму кружка следует раскрасить в спокойные цвета (синий, голубой, зеленый, оранжевый) и подобрать соответствующий цвет к слову «Стоп». Например, к синей кайме подойдет «Стоп» оранжевого или золотого цвета, к голубой - зеленого.
-Прежде чем перейдешь к действию, глубоко вдохни и посчитай до 10
-Прежде чем перейти к действию, сильно сожми кулаки и разожми их. Так можно делать до 10 раз.
-Прежде, чем перейдёшь к действию, остановись и подумай, что ты хочешь сделать.
-Как только почувствуешь, что хочется кого-то стукнуть: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека.
Агрессивным детям свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории важно, чтобы дети освоили релаксационные техники.
Упражнения на релаксацию:
«Апельсин» Цель: расслабление мышц верхнего плечевого пояса. Дети лежат на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 сек.). «Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая, мягкая, отдыхает». Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно, делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями - достаточно одного раза (с левой и правой рукой)
«Драка» Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.
«Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко- накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько минут. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура. Неприятности позади! ».
«Штанга» Цель: расслабить мышцы спины.
«Сейчас мы с вами будем спортсменами - тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».
«Шалтай- Болтай» Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай- Болтай
Сидел на стене.
Шалтай- Болтай
Свалился во сне.
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне»- резко наклоняем корпус тела вниз».
8. Рефлексия: что чувствовали на протяжении всего занятия? что нового узнали?
Приложение 1. Портрет «Особого ребенка»
Характерные особенности ребенка
Слишком говорлив
Продуктивно работает с пооперационными картами.
Отказывается от коллективной игры.
Чрезмерно подвижен
Имеет высокие требования к себе
Не понимает чувств и переживаний других людей
Ощущает себя отверженным
Любит ритуалы
Имеет низкую самооценку
Часто ругается с взрослыми
Создает конфликтные ситуации
Отстает в развитии речи
Чрезмерно подозрителен
Вертится на месте
Совершает стереотипные механические движения
Постоянно контролирует свое поведение
Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий
Сваливает вину на других
Беспокоен в движениях
Имеет соматические проблемы боли в животе, в горле, головные боли
Часто спорит со взрослыми
Суетлив
Кажется отрешенным, безразличным к окружающему
Любит заниматься головоломками, мозаиками
Часто теряет контроль над собой
Отказывается выполнять просьбы
Импульсивен
Плохо ориентируется в пространстве
Часто дерется
Имеет отсутствующий взгляд
Часто предчувствует «плохое»
Самокритичен
Имеет мускульное напряжение
Имеет плохую координацию движений
Опасается вступать в новую деятельность
Часто специально раздражает взрослых
Робко здоровается
Годами играет в одну и ту же игру
Мало и беспокойно спит
Толкает, ломает, рушит все кругом
Чувствует себя беспомощным
Приложение 2
Способы выражения гнева
1. Громко спеть любимую песню.
2. Пометать дротики и мишень.
3. Попрыгать на скакалке.
4. Используя «стаканчик для криков», высказать все свои отрицательные эмоции.
5. Подраться с братом или сестрой.
6. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их каучуковым мячом.
7. Пускать мыльные пузыри.
8. Устроить «бой» с боксерской грушей.
9. Пробежать по коридору детского сада.
10. Полить цветы.
11. Быстрыми движениями руки стереть с доски.
12. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно.
13. Погоняться за кошкой.
14. Пробежать несколько кругов вокруг дома.
15. Передвинуть в квартире мебель.
16. Поиграть в «настольный футбол».
17. Постирать белье.
18. Отжаться от пола максимальное количество раз.
19. Сломать несколько игрушек.
20. Устроит соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
21. Стучать карандашом по парте.
22. Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
23. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачирикать его.
24. Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация-практикум педагога-психолога для педагогов на тему: «Разрешение конфликтов между детьми».
выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей-Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;-Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;-П...
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.Тема: «Работа с детьми группы риска» Цель: 1. Знакомство педагогов с понятием «группа риска&raqu...
Буклет для родителей к семинару-практикуму педагога-психолога: "Всё начинается с семьи".
Буклет для родителей к семинару-практикуму педагога-психолога: "Всё начинается с семьи"....
Семинар - практикум педагога-психолога для родителей: «Всё начинается с семьи»
Семинар-практикум педагога-психолога для родителей: «Всё начинается с семьи». Может быть применён для начала работы с родителями....
Семинар-практикум педагога- психолога
Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их....
Семинар-практикум педагога -психолога: «Детские страхи»
Повышение психологической компетентности родителей по вопросам профилактики детских страхов в дошкольном возрасте....
Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»
Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию....