Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.
Тема: «Работа с детьми группы риска»
Цель:
1. Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;
2. Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;
Задачи:
1. Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;
2. Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;
3. Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию;
4. Составить индивидуальный план работы с детьми группы риска;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_gruppy_riska.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.
Тема: «Работа с детьми группы риска»
Цель:
- Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;
- Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;
Задачи:
- Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;
- Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;
- Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию;
- Составить индивидуальный план работы с детьми группы риска;
Ход семинара-практикума:
- Вводная часть. Сегодня много говорится о детях, нуждающихся в особом внимании педагогов. На прошлой нашей встрече мы вели разговор о принципах работы с детьми с ОВЗ. Сегодня мы поговорим о другой категории детей – дети группы риска.
Для начала давайте обратимся к нашему опыту и попытаемся дать определение понятию «Ребенок группы риска». Как вы понимаете, что это за категория детей? Ответы педагогов.
- Основная часть.
Теоретическая. Воспитанники «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
К ним относятся дети:
- с нарушениями в аффективной сфере
- педагогически запущенные дети
- дети с задержкой психического развития
- дети с проблемами в развитии
- дети с проблемами здоровья
- дети с психопатоподобным поведением
- леворукий ребенок
Трудность в воспитании детей обуславливается тремя основными факторами:
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Признаки, составляющие содержание понятия «трудные дети»:
- Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения.
- Нарушения поведения нелегко исправляются, корректируются. (В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию).
- Особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. (Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих).
Мозговой штурм: Давайте дадим определение понятию «индивидуальный подход в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Индивидуальный подход в воспитании ребенка основан, прежде всего, на:
- Знание сильных и слабых сторон ребенка;
- На развитие положительных качеств, а не на купировании негативных проявления (Негативное проявление ребенка – это, прежде всего, не развитая позитивная возможность);
Игра «Скажи наоборот». Педагоги встают в круг. Один участник бросает мяч другому называет негативное проявление ребенка. Другой, поймав мяч, называет положительное качество, которое можно воспитать на основе названной характеристики.
- На теоретической базе;
- На способности педагога размышлять, умении анализировать и находить нестандартные решения проблемы.
- На понимании того, что ребенок есть единица социума. (То есть подход должен осуществляться без отрыва от процесса воспитания родителей и общения ребенка в коллективе сверстников.)
Практическая часть. Предлагаю вам разбиться на три группы и заполнить таблицу «Индивидуальный подход к ребенку» на ребенка с задержкой психического развития, на ребенка с ММД, на ребенка с поведенческими нарушениями.
- Заключительная часть.
Педагоги по кругу делятся своим мнением и впечатлением от семинара. Получают задание – составить индивидуальный план работы с детьми группы риска в своей группе.
План индивидуальной работы с ребенком группы риска
Ф.И. ребенка:
Возраст:
Группа:
Общая характеристика семьи:
полная (неполная), благополучная (неблагополучная), состав семьи (с кем проживает ребенок).
кто занимается воспитанием ребенка, стиль воспитания ребенка (либеральный, демократический, авторитарный; наличие/ отсутствие в семье единого подхода в воспитании ребенка; гиперопека, гипоопека и т.д.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Характеристика ребенка
Показатель | Факторы риска | Объект воспитания |
Трудности в обучении | ||
Трудности в поведении | ||
Особенности ребенка (привычки, яркие черты характера и т.д.) | ||
Состояние здоровья ребенка |
Уровень моих знаний в данной области:
- Хорошо владею теоретической и практической информацией. Не нуждаюсь в дополнительных консультациях;
- Владею не достаточным уровнем знаний. Нуждаюсь в дополнительных консультациях.
- Столкнулся с данной проблемой впервые.
Что мне нужно сделать, чтобы повысить мою компетентность:
- .
- .
- .
- .
- .
Воспитательно-образовательная стратегия.
Цель:
Основные направления | Мероприятия |
Работа с ребенком | |
Работа с семьей | |
Работа с окружающим социумом | |
Работа со специалистами |
Критерии эффективности выбранной стратегии:
- .
- .
- .
- .
- .
Динамика коррекционно-развивающей работы:
Показатель | 1 месяц | 2 месяц | 3 месяц | 4 месяц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...
Семинар – практикум: «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей ТНР...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
Семинар - практикум "«Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми по профессиональному самоопределению»
Знакомство детей с профессиями....
Презентация для семинара с педагогами "Работа с детьми группы риска"
https://cloud.mail.ru/public/CQP4/J1uzdpR86...
Семинар-практикум для педагогов. «Работа с детьми группы риска»
Цель:Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска...