Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов : "Работа с детьми группы риска"
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Жильцова Ирина Викторовна

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.

Тема: «Работа с детьми группы риска»

 

Цель:

1.      Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;

2.      Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;

 

Задачи:

1.      Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;

2.      Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;

3.      Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию;

4.      Составить индивидуальный план работы с детьми группы риска;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_gruppy_riska.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум педагога-психолога для педагогов.

Тема: «Работа с детьми группы риска»

Цель:

  1. Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;
  2. Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска;

Задачи:

  1. Актуализировать опыт педагогов в работе с детьми группы риска, заинтересовать их проблемой;
  2. Раскрыть понятие ребенок «группы риска», «трудные дети»;
  3. Познакомить с принципами индивидуального подхода к воспитанию;
  4. Составить индивидуальный план работы с детьми группы риска;

Ход семинара-практикума:

  1. Вводная часть. Сегодня много говорится о детях, нуждающихся в особом внимании педагогов. На прошлой нашей встрече мы вели разговор о принципах работы с детьми с ОВЗ. Сегодня мы поговорим о другой категории детей – дети группы риска.

Для начала давайте обратимся к нашему опыту и попытаемся дать определение понятию «Ребенок группы риска». Как вы понимаете, что это за категория детей? Ответы педагогов. 

  1. Основная часть. 

Теоретическая. Воспитанники «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

К ним относятся дети:

  • с нарушениями в аффективной сфере
  •  педагогически запущенные дети
  •  дети с задержкой психического развития
  •  дети с проблемами в развитии
  • дети с проблемами здоровья
  • дети с психопатоподобным поведением
  • леворукий ребенок

Трудность в воспитании детей обуславливается тремя основными факторами:

1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья.

В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.

Признаки, составляющие содержание понятия «трудные дети»:

  1. Наличие у детей отклоняющегося от нормы поведения.
  2. Нарушения поведения нелегко исправляются, корректируются. (В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию). 
  3. Особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. (Это не плохие, безнадежно испорченные дети, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих).

Мозговой штурм: Давайте дадим определение понятию «индивидуальный  подход в воспитании ребенка дошкольного возраста»

Индивидуальный подход в воспитании ребенка основан, прежде всего, на:

  1. Знание сильных и слабых сторон ребенка;
  2. На развитие положительных качеств, а не на купировании негативных проявления (Негативное проявление ребенка – это, прежде всего, не развитая позитивная возможность);

Игра «Скажи наоборот». Педагоги встают в круг. Один участник бросает мяч другому называет негативное проявление ребенка. Другой, поймав мяч, называет положительное качество, которое можно воспитать на основе названной характеристики.

  1. На теоретической базе;
  2. На способности педагога размышлять, умении анализировать и находить нестандартные решения проблемы.
  3. На понимании того, что ребенок есть единица социума. (То есть подход должен осуществляться без отрыва от процесса воспитания родителей и общения ребенка в коллективе сверстников.)

Практическая часть. Предлагаю вам разбиться на три группы и заполнить таблицу «Индивидуальный подход к ребенку» на ребенка с задержкой психического развития, на ребенка с ММД, на ребенка с поведенческими нарушениями.

  1. Заключительная часть.

Педагоги по кругу делятся своим мнением и впечатлением от семинара. Получают задание – составить индивидуальный план работы с детьми группы риска в своей группе.


План индивидуальной работы с ребенком группы риска

Ф.И. ребенка:

Возраст:

Группа:

Общая характеристика семьи:

полная (неполная), благополучная (неблагополучная), состав семьи (с кем проживает ребенок).

кто занимается воспитанием ребенка, стиль воспитания ребенка (либеральный, демократический, авторитарный;  наличие/ отсутствие в семье единого подхода  в воспитании ребенка; гиперопека, гипоопека и т.д.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика ребенка

Показатель

Факторы риска

Объект воспитания

Трудности в обучении

Трудности в поведении

Особенности ребенка

(привычки, яркие черты характера и т.д.)

Состояние здоровья ребенка

Уровень моих знаний в данной области:

  • Хорошо владею теоретической и практической информацией. Не нуждаюсь в дополнительных консультациях;
  • Владею не достаточным уровнем знаний. Нуждаюсь в дополнительных консультациях.
  • Столкнулся с данной проблемой впервые.

Что мне нужно сделать, чтобы повысить мою компетентность:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .

Воспитательно-образовательная стратегия.

Цель:

Основные направления

Мероприятия

Работа с ребенком

Работа с семьей

Работа с окружающим социумом

Работа со специалистами

Критерии эффективности выбранной стратегии:

  1. .
  2. .
  3. .
  4. .
  5. .

Динамика коррекционно-развивающей работы:

Показатель

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...

Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».

Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Семинар-практикум для педагогов. «Работа с детьми группы риска»

Цель:Знакомство педагогов с понятием «группа риска», основными стратегиями работы;Обучение педагогов применению индивидуального подхода в воспитании детей группы риска...