Консультация-практикум педагога-психолога для педагогов на тему: «Разрешение конфликтов между детьми».
консультация на тему

выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей

-Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;

-Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;

-Познакомить с эффективными стилями поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_pedagogov_pro_konflikty.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Провела и подготовила педагог-психолог Елена Александровна Горяева

Консультация-практикум педагога-психолога для педагогов на

тему: «Разрешение конфликтов между детьми».

Помогая детям преодолевать трудности,

мы всякий раз сотворяем своего рода чудо.

Это результат совместных усилий педагога

и детей, маленькое произведение искусства,

в создании, которого все принимают участие

подобно музыкантам одного оркестра.

К. Фопель. 

Цель: выработка эффективных способов решения конфликтов среди детей

Задачи:

-Познакомить с основными причинами конфликтов между детьми;

-Познакомить со способами воздействия детьми друг на друга во время конфликта;

-Познакомить с эффективными стилями поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

Предполагаемый результат:

-Формирование у педагогов представления о структуре, причинах детских конфликтов;

-Знание эффективных стилей поведения педагога в конфликтной ситуации между детьми;

-Практическое использование полученных знаний о межличностном конфликте среди детей;

Участники: педагоги детского сада

Время консультации: 40 мин

Форма и место проведения консультации: Консультация-практикум, проводится в музыкальном зале. Все участники садятся полукругом.

Содержание консультации:

 Сегодня мы с вами поговорим о конфликтах между детьми. О причинах этих конфликтов, о способах и приемах их решения.

Для начала давайте подумаем, в каком виде деятельности чаще всего дети конфликтуют друг с другом?

(Игровая). Педагоги отвечают

Так как игровая деятельность является ведущей у дошкольников и именно в ней происходит основной процент самостоятельного взаимодействия со сверстниками. Соответственно и основная часть конфликтов возникает именно в ходе данной деятельности.

Каковы на ваш взгляд основные причины конфликтов между детьми в игре. Другими слова из-за чего чаще всего ссорятся дети во время совместных игр?

Педагоги отвечают 

Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта.

Правила поведения педагога во время конфликта между детьми.

Правило 1. Не всегда следует  вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в “речевое” русло. То же относится к ситуации взаимодействия двоих ребят, один из которых традиционно оказывается побежденным в споре и вынужден все время уступать. В этом случае, если вы не вмешаетесь в течение спора, то у одного из детей может развиться робость и неуверенность в своих силах и даже в своих правах.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть “айсберга”, а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на “кто виноват?”, а на “что делать?”. Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки. То есть допустимо, когда ребенок жалуется на то, что другой наступил ему на ногу или грубо ответил, но старайтесь не допускать выражений типа: “Да он медведь косолапый!” или “Он всегда такой нервный и грубиян!”.                                              

Стратегия поведения в конфликте:

Шаг №1: Привлечь к себе внимание конфликтующих сторон (голосом, интонацией).

Шаг №2: Сохранять собственное эмоциональное равновесие в вопросах решения детских конфликтов.

Шаг №3: Прояснить конфликтную ситуацию, реальные проблемы и интересы обеих сторон.

Шаг №4: Оценить обстоятельства, мотивы детей, с помощью наводящих вопросов выяснить причину конфликта (что привело к конфликту).

Шаг №5: Работать с чувствами детей (техника активного слушания).

Шаг №6: Совместно с детьми сформулировать возможные пути решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон (техника позитивных сообщений). 

Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Техника активного слушания:

- обязательно повернитесь к ребенку лицом;

- если ребенок расстроен, не задавайте ему сразу вопросы;

- стройте ваши фразы в утвердительной форме, а не в форме вопроса, например, «что-то случилось… », «он тебя толкнул и тебе очень больно… », «ты на него обиделся и не хочешь с ним дружить… »;

- после утвердительного высказывания - держите паузу;

- обязательно выслушайте обе стороны участников конфликта;

- выслушивая переживания одного ребенка, дайте понять взглядом, прикосновением, кивком головы другому ребенку, что вы помните о нем и готовы будете выслушать и его.

Техника позитивных сообщений:

1) Кто хочет рассказать, что произошло? (или обращение к конкретному ребенку).

2) Когда ты… (описание произведенного действия ребенка) может случиться, что… (описание возможного результата).

3) Лучше… (предложение альтернативного варианта поведения каждого из участников конфликта).

4) Положительная оценка результата игры для участников (публичная или индивидуальная, сообразно ситуации).

Шаг №7: Объединить конфликтующие стороны в совместную игровую деятельность.

Шаг №8: Помочь детям выполнить решение, если нужно - осуществить проверку.

Разыгрывание педагогических ситуаций в стиле «активного слушания», «я-сообщения».  Педагоги делятся на три команды по два человека.

1. Проблема: ссора между детьми из-за оскорблений.

Описание ситуации. Ребенок жалуется, что его обзывают.

Высказывание ребенка: А Маша обзывается!

2. Проблема: ссора между детьми из-за лидерства.

Описание ситуации. Ребенок не умеет проигрывать.

Высказывание ребенка. Я – первый! (проигравший)

3. Проблема: ссора из-за игрушки между детьми.

Описание ситуации. Дети не могут уступить друг другу.

Высказывание ребенка: Моя игрушка!

В заключении мне хотелось бы пожелать всем коллегам, чтобы детские конфликты решались мирным путем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми...

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми

Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им вари­анты решения конфликта.Предлагаю Вам Ре...

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми

Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им вари­анты решения конфликта....

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны....

"ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГА О РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ДЕТЬМИ"

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.Конфликт — особое взаимодей...

Консультация для педагогов на тему: «педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста»

Во-первых, при разработке приемов коррекции необходимо:изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и род...

Консультация для педагогов на тему: «педагогические рекомендации по разрешению конфликтов между детьми дошкольного возраста»

Во-первых, при разработке приемов коррекции необходимо:изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и род...