Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по коррекции и профилактике страхов «Когда я боюсь»
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)

Кочалидзе Ольга Владимировна

Страх - базовая эмоция всего живого.  Человеку присуща эта эмоция как защитная реакция на изменения обстановки, при попадании в новый коллектив, при знакомстве с новыми людьми и т.п.   Вынося страх и проявляя его мы можем с ним взаимодействовать: познакомиться, рассмотреть, прочувствовать. В период адаптации ребенку важно познакомиться со своими страхами, проявить их, присвоить , подружиться или отпустить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_tnr_v_period_adaptatsii.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста с ТНР по коррекции и профилактике страхов

 «Когда я боюсь»

Цели:

- укреплять чувство единства;

- развивать тактильное восприятие;

- повышать у детей уверенность в себе;

- развивать внимание и координацию движений.

Материалы:

Колокольчик, длинная атласная лента, бомбошки  - 1 шт, бусы крупные и 1 шнурок, аудиозапись спокойной музыки.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Звучит спокойная музыка, дети рассаживаются на ковре вокруг круга, выложенного с помощью атласной ленты.

Психолог: - Здравствуйте ребята! Давайте возьмемся за руки, нас много, и все мы вместе – одна группа. Давайте почувствуем, как мы связаны друг с другом, сидя в кругу на полу… А теперь давайте встанем, вместе, держась за руки, не нарушая эту связь.

Далее  дети, взявшись за руки, мы идут по кругу, психолог проговаривает: «Мы идем по кругу и чувствуем связь».

Потом дети идут по кругу один за другим, положив правую руку на левое плечо впереди идущего. Психолог помогает детям определить право – лево, скоординировать движения и проговаривает: «Мы идем по кругу и чувствуем связь». Далее дети меняют положение -  левая рука на правое плечо впереди идущего.

  1. Упражнение «Прикосновения»

Психолог: - А теперь садитесь в круг и закройте глаза. Сейчас я прикоснусь рукой к кому-то из вас к какой-либо части тела: ладони, руке, лицу, голове, плечам, спине. Кто почувствует прикосновение, должен, не открывая глаз, передать его (прикосновение)  своему соседу справа. Молодцы!

После того, как круг замкнется, психолог прикасасется по очереди к каждому ребенку мягким бомбошкой (пушистый мягкий шарик).

Психоло: - А теперь тот, кто почувствует прикосновение, может открыть глаза.

  1. Игра «Зеркало»

Теперь представьте себе, что мы с вами находимся в магазине, торгующем зеркалами. (Игра "Зеркало". Цель игры — развитие внимания, координация движений.) Все мы — зеркала, и должны точно отражать движения и выражение лица маленькой обезьянки, которая сюда прибежала. Кто хочет быть обезьянкой?..

У вас прекрасно получилось!

Следующее упражнение является заключительным. Гроздь винограда здесь символизирует единство. Когда дети передают ее по кругу, они должны почувствовать ее "весомость", а кроме того могут ощутить уникальность каждой отдельной ягодки.

Садитесь снова в круг. Давайте возьмемся за руки и замкнем наш круг. Закройте глаза. (В это время положите в центр круга гроздь винограда на тарелке.) Кто услышит колокольчик, может открыть глаза и опустить руки.

Сегодня я принесла вам виноград. Маша, осторожно возьми гроздь винограда, полюбуйся ей и передай своему соседу справа. (Так по очереди дети передают гроздь друг другу в руки.)

Сейчас, когда каждый из вас подержал гроздь в руках, ощутил ее тяжесть, мы будем передавать ее друг другу снова, но теперь каждый должен оторвать одну ягодку от грозди. Каждая ягодка должна что-то о себе сказать. Например: "Я круглая", "Я сладкая", "Я сочная" и т.д.

Затем дети съедают ягоды.

На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо!

Давайте жить дружно!

  1. Упражнение «Определи эмоцию»

Психолог говорит:

- Давайте вспомним, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих встречах (о радости, грусти, обиде, злости, гневе). Что помогало определять эти чувства? Верно! Выражение лица, интонация голоса, телесная поза. А теперь посмотрите на картинку и на пиктограмму. (детям предлагается карточка с изображением испуганного мальчика и пиктограмма «Страх»). Как вы думаете, какое чувство испытывает мальчик? У него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Правильно, это – страх.

  1. Упражнение «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение: «Я боюсь, когда…».

Затем обсуждаются события, наиболее часто вызывающие страх.

  1. Упражнение «Изобрази эмоцию»

Дети поочередно перед зеркалом изображают эмоцию страха с помощью мимики и пантомимики.

  1. Чтение и обсуждение рассказа «Когда я боюсь» из книги Е.Кес «Азбука чувств и эмоций»

Вопросы для обсуждения: Чего боялся Мартин? Как мама помогла ему справиться с чувством страха? Какие советы дала мама?

Дети вместе с психологом делают вывод: Страх иногда может быть полезен. Если боишься – обратись к близким людям. Можно нарисовать то, чего боишься и потом выбросить рисунок или дорисовать что-то смешное.

  1. Рисование на тему «Страх»

Каждый из детей передает в рисунке чувство страха или изображает соответствующую ситуацию. По окончании работы дети дают пояснения к свои рисункам.

Затем психолог предлагает детям добавить в рисунки то, что поможет справиться со страхом – сделать их смешными, дорисовать такие элементы, чтобы рисунок перестал быть страшным для ребенка.

  1. Прощание.

Детям предлагается закончить предложение: «Я не боюсь…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?».

Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они ...

Обобщение передового опыта работы педагога-психолога "Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр"

Цель работы — выявление эффективности дидактических игр для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, развитие свойств и произвольности внимания старших дошкольников через использование...

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие учителя – логопеда и педагога – психолога при сопровождении детей старшего дошкольного возраста...

Практический тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.- Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья&raqu...