Практический тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

- Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

- Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Практический тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста

«Тропинка родительской любви»

      Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.

     Задачи:

- повысить осведомленность родителей по особенностям воспитания детей дошкольного возраста;

- расширить представления родителей об общении с ребенком; познакомить со стилями общения в семье;

- способствовать установлению и развитию отношений партнерства, пониманию и сотрудничеству между родителями и ребенком.

Ход тренинга

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада вас видеть на нашем сегодняшнем тренинге «Тропинка родительской любви». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.

                                                         Разминка

Упражнение  «Улыбнитесь»

Цель: создание доброжелательной атмосферы, снятие эмоционального напряжения.

«Поднимите, пожалуйста, руку те, кто сегодня смотрелся утром в зеркало?»

«А теперь, поднимите, пожалуйста, руку те, кто не только посмотрелся в зеркало, но и улыбнулся своему отражению?».  И поскольку не все это сделали, я предлагаю сейчас  посмотреть друг на друга, улыбнуться своему соседу и подарить свой позитивный настрой.  

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому немного поближе познакомиться друг с другом.

Упражнение «Никто не знает, что я …»

Цель: знакомство участников друг с другом, создание атмосферы доверия в группе. 

Участники, передавая мячик, друг другу по кругу, называют свое имя и  заканчивают фразу: «Никто не знает, что я…»    

                     Вступительное слово педагога-психолога

Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека – о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Все вы действительно обожаете своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что вы чувствуете в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно – как мы проявляем это чувство.

Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.

- Уважаемые родители! Какие ассоциации у вас вызывает слово «семья»?

- Какую роль, функцию выполняет семья для ребенка?

Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.

Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте.  Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером. Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.

Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она  проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.

Упражнение «Мозговой штурм»

 Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 
      Кто может вспомнить пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании?

Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.

Что учат дома дети, то знают и соседи.

Умел дитя родить, умей и научить.

Яблоко от яблони далеко не падает.

                                            Основная часть

Сегодня мы будем обсуждать секреты эффективного общения родителей с детьми. И прежде чем перейти к основному содержанию занятия, отмечу три важных момента, которые стоит помнить.

Во-первых, идеальных родителей не бывает. Родители не боги, а живые люди со своими слабостями, настроениями, интересами.

Во-вторых, какой бы выдающийся психолог и педагог не работал с нами, положительные изменения наступят лишь тогда, когда мы начнем действовать, использовать теорию на практике.

В-третьих, наше занятие не случайно так называется, ведь без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным.

Упражнение «Чему я могу научить своего ребенка…»

Сидя в кругу, участники называют, рассказывают о том, чему бы он мог научить своего ребенка, в чем он чувствует себя специалистом, что он умеет делать мастерски (семья, дом, воспитание).

Упражнение «Душа ребенка»

Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка? Какими чертами характера вы хотели бы, чтобы он обладал? Какими качествами вы хотели бы наделить своего ребенка?

Задача: родители на «сердцах» должны написать качества, которыми бы хотели наделить своего ребенка, затем кладут их в чашу.

Посмотрите, какую красочную, многогранную душу, мы хотим видеть в ребенке.

Рефлексия. Какие ощущения у вас вызвало это упражнение?

Упражнение «Правила для ребенка»
Цель: установление ограничений для детей. 
Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения. 
Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например: 
- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора. 
- Не спеши во время еды /Будем есть не торопясь. 
- Не кричи так громко /Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене /Рисуй на бумаге. 
Обсуждение:
 
- Сложно было выполнить задание? 
Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей (памятки для родителей)

Подведение итогов

Вопросы для обсуждения

Как вы чувствовали себя во время занятий?

Что понравилось, что не понравилось?

Что было сложным для вас?

Что было для вас важным?

Какой опыт вы приобрели?

Как новый опыт повлияет на вашу жизнь?

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

                                  Притча «Ладная семья»

«Жила-была на свете семья, Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как люди села добились такого лада. Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: сто раз ЛЮБОВЬ, сто раз ПРОЩЕНИЕ, сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: «И это все?» - «Да» - ответил старик, - «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.» И, подумав, добавил: - «И мира тоже».

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Наша встреча завершается. Но путь по тропинке родительской любви не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами. Счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект бинарного занятия педагога-психолога и воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Экскурсия в музей волшебных вещей"

Взаимодействие педагога-психолога с воспитателем в решении следующих задач: - учить анализировать свое эмоциональное состояние, вербализировать собственные переживания;- закреплять знание правил добро...

Волшебные игры в помощь педагогу – психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении осуществляется по направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы раб...

Использование песочной терапии педагога-психолога в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общатьс...

Музыкотерапия, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми младшего и старшего дошкольного возраста

Использование Музыкотерапии, как эффективный метод в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста...

Волшебные игры в помощь педагогу – психологу для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении осуществляется по направлениям: просвещение, диагностика, коррекция, профилактика, консультирование. Но, как креативный человек, я стараюсь, чтобы раб...

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Игровой тренинг педагога-психолога с родителями детей старшего дошкольного возраста...

Практический тренинг воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста «Тропинка родительской любви»

Практический тренинг воспитателя с родителями детей старшего дошкольного возраста«Тропинка родительской любви»...