Интеллектуальное развитие и психологическая готовность детей к школе
консультация по психологии
Интеллектуальное развитие и психологическая готовность детей к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.ppt | 796 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность . Одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе. В ДОУ ведется систематическая, целенаправленная работа по развитию мотивационной сферы и интереса старших дошкольников к учебе. Но педагоги сталкиваются с различными проблемами психологической готовности к школе. Эффективным школьное обучение может быть только в том случае, если сформирована «внутренняя позиция школьника» (Л. И. Божович). Д.Б.Эльконин отмечает - умение ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослых, работать по образцу , а А. В. Запорожец говорит, что психологическая готовность складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных процессов, способности к произвольной регуляции поведения, а также определенной социальной позиции ребенка. « Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Л.А. Венгер
Цель мастер-класса Цели: Повышение уровня информированности и образованности всех участников образовательного процесса в вопросах психологической готовности воспитанников к школе. Выработка стратегии по преодолению проблемы психологической готовности детей к обучению в школе и профилактике школьной дезадаптации.
Задачи Способствовать повышению педагогической компетентности в вопросах предшкольной подготовки. Раскрыть содержание понятий «Интеллектуальное развитие детей» и «Психологическая готовность к обучению в школе». Сформировать представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе. 4. Активизировать интерес участников педагогического процесса, взаимодействующих с детьми предшкольного возраста по развитию познавательной активности и познавательных процессов, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т.д.). и формированию у детей учебной мотивации и положительного отношения к обучению в школе. .
Составляющие психологической готовности ребенка к школе : Личностная готовность. Интеллектуальная готовность. Волевая готовность. Личностная готовность ребенка к школе Формирование готовности к принятию новой социальной позиции школьника. Социальную готовность (коммуникативные навыки ребёнка): умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и со взрослыми . Мотивационную готовность (наличие учебной мотивации): «внутренняя позиция школьника». Эмоциональная готовность к школе: позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам; достаточная эмоциональная зрелость, чтобы уметь чувствовать настроение другого человека, уметь сотрудничать . Волевая готовность ребенка к школе Умение управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным к длительному сосредоточению, преодолению желания отвлечься (произвольное поведение). Интеллектуальная готовность - это соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. Значение интеллектуальной готовности детей к школе обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим от детей умственного труда, активизации способностей и познавательной деятельности. Интеллектуальная готовность связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать и дифференцировать предметы и явления, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, включая фонематический слух, познавательная активность. Он хорошо ориентируется в окружающем, имеет определенный запас знаний; высокий уровень развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания и мышления). ,
Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, составляют фундамент школьной деятельности . Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Личностная и социальная готовность подразумевает отношение ребенка к школе , учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка. Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками, а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать) .
Познавательная готовность ребенка к школе означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе . Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет? 1) Внимание. • Заниматься не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут. • Находить сходства и отличия между предметами, картинками. • Уметь выполнять работу по образцу • Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила : если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками. 2) Математика. • Цифры от 0 до 10. • Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1. • Арифметические знаки : «» , «-«, «=» . • Деление круга, квадрата напополам, четыре части. • Ориентирование в пространстве и на листе бумаги : «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
3) Память. • Запоминание 10-12 картинок. • Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т. п. • Пересказ текста из 4-5 предложений. 4) Мышление. • Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…» , «Суп горячий, а компот…» и т. п. • Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло» , «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д. • Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом. • Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах. • Складывать пазлы без помощи взрослого. • Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет : лодочку, кораблик. 5) Мелкая моторика. • Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании. • Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур. • Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге. • Выполнять аппликации. 6) Речь. • Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть. • Понимать и объяснять смысл пословиц. • Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок. • Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией. • Различать в словах буквы и звуки .
7) Окружающий мир. • Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее. • Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии. Рекомендации родителям Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы 1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей? 4. Где они работают и кем? 5. Как называется город, в котором ты живёшь? 6. Какая река протекает в нашем городе? 7. Назови свой домашний адрес. 8. Есть ли у тебя сестра, брат? 9. Сколько ей (ему) лет? 10. На сколько она (он) младше (старше) тебя? 11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние? 12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают? 13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну? 14. Сколько времён года ты знаешь? 15. Сколько месяцев в году и как они называются? 16. Где правая (левая) рука? 17. Прочти стихотворение. 18. Знания математики: - счёт до 10 (20) и обратно - сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше) - решение задач на сложение и вычитание
1 Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы: 1. Хочешь ли ты пойти в школу? 2. Зачем нужно ходить в школу? 3. Чем ты будешь заниматься в школе? 4. Что такое уроки? Чем на них занимаются? 5. Как нужно вести себя на уроках в школе? 6. Что такое домашнее задание? 7. Зачем нужно выполнять домашнее задание? 8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы? Советы родителям по подготовке ребенка к школе: 1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую. 2.Уделяйте больше внимания развитию графо моторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке). 3.Уделяйте больше внимания чтению ребёнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребёнка умение слушать взрослого. 4. Развивайте у ребёнка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее. 5. Упражняйте ребёнка в делении слов на слоги (хлопки, отстукивание, шагание). 6. Особое внимание следует уделить развитию умения ребёнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ: О психологической готовности детей к школе.
Психологическая готовность это: необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в...
Авторская рабочая программа по развитию психологической готовности детей к школе «Будущий первоклассник…»
Задачи программы:1. Развитие психологической и ...
Развитие воображения в дошкольном возрасте - одна из основ психологической готовности детей к школе.
Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольномвозрасте. Ведь именно у дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. Школа предъявляет уже особенные требования к памяти имыш...
Памятка для родителей «Комплекс игр, направленных на развитие психологической готовности детей к школе»
Памятка для родителей«Комплекс игр, направленных на развитие психологической готовности детей к школе»...
Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"
Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...
Статья. Интеллектуальная и психологическая готовность детей к школе.
Интеллектуальная и психологическая готовность детей к школе. ...
Игры на развитие психологической готовности детей к школе
На пути формирования готовности к школе встают и личностные проблемы детей. Неуверенные в себе дошкольники опасаются попасть в ситуацию, вкоторой небудет рядом с ним мамаы, ни воспитательницы. И...