Развитие воображения в дошкольном возрасте - одна из основ психологической готовности детей к школе.
консультация (подготовительная группа) на тему

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном

возрасте. Ведь именно у дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. Школа предъявляет уже особенные требования к памяти и

мышлению (и прежде всего к логическому мышлению) и нередко воображение ребенка не получив должного развития в дошкольном детстве постепенно тускнеет далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, воображение его может дать чудесные плоды в более старшем возрасте.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок

рождается с потенциальными творческими способностями. Но творческими

людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили

развить эти способности. Никакая творческая деятельность невозможна  без фантазии. Творчество - это сложный психологический процесс, связанный с

характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт получаемый личностью в творчестве может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя). У большинства детей мы видим продукты творчества второго рода.

Психическое развитие детей идет не плавно и прямолинейно

скачкообразно, определенными периодами. Каждый период возникает на основе другого. Если по каким-либо причинам развитие ребенка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого периода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет  испытывать серьезные трудности и его развитие будет идти искаженным путем.

Ребенок будет готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти  из детского сада в школу, от обучения в детском саду к специфическому школьному обучению, если будет иметь полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте с психологической точки зрения, полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием.

Для  дошкольника ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. Поэтому, если ребенок не доиграл и не дофантазировал, он не сможет легко обучаться в школе в силу психологической неподготовленности, т.к. воображение (как ведущий фактор развития дошкольника) не достигло соответствующего этапа развития. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяют характер этих действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей.

Между тем поведение взрослых также составляет элементы развивающей среды,  поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети, будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.

Родителям дома необходимо также создать условия для самостоятельных

занятий детей рисованием, музыкой, лепкой. Музыка, рисование и лепка, как и игра являются любимыми занятиями малышей. Дети рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно. Рисование предоставляет естественную возможность развития воображения, гибкости и пластичности мышления.

Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений.

Детям с художественными задатками, эмоциональным и впечатлительным

нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудительных занятий, включая компьютерные иrры и шахматы. Но, даже и при так называемой левополушарной ориентации, необходимо как можно больше разнообразия в играх и рисовании для расширения эмоций, творческого диапазона и мира воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon np_yanvar_18_konssultatsiya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие воображения в дошкольном возрасте - одна из

основ психологической готовности детей к школе.

    (Консультация для родителей).

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с-к/в №7

 Лисицина Людмила Владимировнна

Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном

возрасте. Ведь именно у дошкольника вся его жизнь пронизана фантазией и творчеством. Школа предъявляет уже особенные требования к памяти и

мышлению (и прежде всего к логическому мышлению) и нередко воображение ребенка не получив должного развития в дошкольном детстве постепенно тускнеет далеко не всегда проявляется у взрослых. Но в тех случаях, когда мы поддерживаем искру творчества и фантазии в ребенке, воображение его может дать чудесные плоды в более старшем возрасте.

Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок

рождается с потенциальными творческими способностями. Но творческими

людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых, позволили

развить эти способности. Никакая творческая деятельность невозможна  без фантазии. Творчество - это сложный психологический процесс, связанный с

характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Новый продукт получаемый личностью в творчестве может быть объективно новым (то есть социально значимым открытием) и субъективно новым (то есть открытием для себя). У большинства детей мы видим продукты творчества второго рода.

Психическое развитие детей идет не плавно и прямолинейно

скачкообразно, определенными периодами. Каждый период возникает на основе другого. Если по каким-либо причинам развитие ребенка на одном из этапов было неполноценным, он не освоил свойственной для этого периода деятельности, не получил специфических черт личности, то на следующем этапе он будет  испытывать серьезные трудности и его развитие будет идти искаженным путем.

Ребенок будет готов к школьному обучению и сможет безболезненно перейти  из детского сада в школу, от обучения в детском саду к специфическому школьному обучению, если будет иметь полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте с психологической точки зрения, полноценное психическое развитие обеспечивается ведущей деятельностью каждого этапа и его возрастным новообразованием.

Для  дошкольника ведущей деятельностью является игра, а возрастным психологическим новообразованием - воображение. Поэтому, если ребенок не доиграл и не дофантазировал, он не сможет легко обучаться в школе в силу психологической неподготовленности, т.к. воображение (как ведущий фактор развития дошкольника) не достигло соответствующего этапа развития. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяют характер этих действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей.

Между тем поведение взрослых также составляет элементы развивающей среды,  поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети, будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.

Родителям дома необходимо также создать условия для самостоятельных

занятий детей рисованием, музыкой, лепкой. Музыка, рисование и лепка, как и игра являются любимыми занятиями малышей. Дети рисуют, как и играют, искренне и самозабвенно. Рисование предоставляет естественную возможность развития воображения, гибкости и пластичности мышления.

Действительно, дети, которые любят рисовать, отличаются большой фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений.

Детям с художественными задатками, эмоциональным и впечатлительным

нужно больше игр и рисования. У детей более рациональных, склонных к аналитическому, абстрактному мышлению, возрастает удельный вес интеллектуально-рассудительных занятий, включая компьютерные иrры и шахматы. Но, даже и при так называемой левополушарной ориентации, необходимо как можно больше разнообразия в играх и рисовании для расширения эмоций, творческого диапазона и мира воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Психологическая готовность детей к школе старшего дошкольного возраста.

Надеюсь данная статья поможет Вам понять что такое в целом "психологическая готовность" и ее важность,актуальность....

Авторская рабочая программа по развитию психологической готовности детей к школе «Будущий первоклассник…»

     Задачи программы:1.                      Развитие психологической и ...

Памятка для родителей «Комплекс игр, направленных на развитие психологической готовности детей к школе»

Памятка для родителей«Комплекс игр, направленных на развитие психологической готовности детей к школе»...

Конспект встречи с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Психологическая готовность детей к школе"

Данный коснпект представляет собой вариант нетрадиционного роидтельского собрания, целью которого является формирование адекватной, конструктивной, уверенной позиции родителей будущих первоклассн...

Игры на развитие психологической готовности детей к школе

На пути формирования готовности к школе встают и личностные проблемы детей.  Неуверенные в себе дошкольники опасаются попасть в ситуацию, вкоторой небудет рядом с ним мамаы, ни воспитательницы. И...

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижаетс...