ДОКЛАД на тему: «Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Стратегия работы педагога-психолога с гиперактивными, агрессивными детьми» | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Улыбка» х.Долгий
ДОКЛАД
на тему:
«Стратегия работы педагога-психолога
с гиперактивными, агрессивными детьми»
Подготовил педагог-психолог: Марченко Л.А.
Февраль 2018 г.
Цель: повышение уровня компетенций и психологической культуры педагогов-психологов в работе с гиперактивными, агрессивными детьми дошкольного возраста.
Портрет гиперактивного ребенка
(синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ)
Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся, избыточная моторная активность часто не соответствует требованиям конкретной обстановки.
Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, с трудом ожидает своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.
Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.
Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.
Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Такие дети все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр, отвлекаемости и импульсивности.
Поведенческие расстройства. Возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Они могут мешать вожатым проводить мероприятие, отвлекать других детей.
Правила работы с гиперактивными детьми:
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Быть драматичным и экспрессивным.
- Снизить требования в аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время мероприятий рядом с собой.
- Использовать тактильный контакт.
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать четкие, короткие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества.
Портрет агрессивного ребенка
Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.
Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения и физический ущерб людям.
5 видов агрессии:
- Физическая (физические действия против кого-либо);
- Вербальная (угрозы, крики, ругань);
- Косвенная: направленная (сплетни, злобные шутки);ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.);
- Раздражение (вспыльчивость, грубость);
- Негативизм (оппозиционная манера поведения).
Направления работы:
- Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение навыкам саморегуляции;
- Формирование доверия к людям и эмпатии.
Стратегия работы с гиперактивными, агрессивными детьми
Общие направления стратегии работы с гиперактивными, агрессивными детьми состоят в следующем:
- Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания;
- Отработка навыков общения
- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям).
Параллельно проводится работа с родителями и воспитателями гиперактивного, агрессивного ребенка. Работа с родителями проводится в 2-х направлениях:
- информирование родителей о механизмах и факторах формирования агрессивного поведения ребенка;
- обучение эффективным способам общения с ребенком.
С детьми дошкольного возраста коррекционная работа проводится в основном с использованием методов игровой терапии.А.Романовым предложено несколько вариантов стратегий работы с агрессивными детьми.
Стратегия, как ее определяет А.Романов, это метод работы, направленный на уменьшение агрессивных реакций ребенка, снижение мотивации агрессии, обучению выбору других форм выражения чувств и эмоциональных состояний.
Существуют различные стратегии работы с агрессивностью, их выбор зависит от:
- особенностей агрессивных проявлений у ребенка (их виды, частота, формы выражения);
- внешних условий работы (групповая или индивидуальная работа с ребенком).
Среди стратегий выделяют игровые и неигровые.
Игровые стратегии – включают игровые задачи-приемы (продолжительность – 10-15 минут и более; содержат цели, игровые действия и варианты их выполнения)
Неигровые стратегии – это словесные примы взаимодействия, включение в деятельность вне создания игровых ситуаций.
Варианты стратегий.
Стратегия | Краткое описание |
1. Стратегия на стимуляцию гуманных чувств | Обращение к чувствам ребенка по отношению к жертве агрессии |
2. Стратегия на осознание | Выяснение взрослым причин и мотивов агрессии, их проговаривание с ребенком |
3. Стратегия ориентации на состояние | Привлечение внимания ребенка к состоянию другого (объекту агрессии, свидетелей агрессивного акта) |
4. Стратегия на отреагирование | Отреагирование ребенком негативных чувств «здесь и сейчас» |
5. Стратегия на провока-цию ситуационно-личностных состояний | Провоцирование личностных эмоциональных реакций ребенка |
6. Стратегия на переключение | Переключение ребенка на иную деятельность, состояние или поведение |
7. Стратегия на положительное подкрепление, похвалу | Похвала в ситуации самостоятельного овладения ребенком своими чувствами; в ситуации правильных ответных действий на агрессию |
8. Стратегия на игнорирование | Взрослый не замечает проявлений агрессии ребенком |
9. Стратегия на отрицательное подкрепление | Оценка действий агрессора как отрицательных, неприемлемых, их называние как негативных. |
10. Стратегия на стимуляцию чувства удивления | Через необычность, неожиданность, новизну действий и реакций |
11. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Вызвать эмоции радости, удивления у обидчика и жертвы (неожиданным действием) |
12. Стратегия на стимуляцию положительных эмоций | Юмористическая оценка действий агрессора и ответа «жертвы» |
13. Стратегия «стимуляция телесного контакта» | Телесное соприкосновение с агрессором и жертвой; предметная игровая деятельность (контакт с предметом) |
14. Стимуляция соревнования, соперни-чества. | Создание игровых ситуаций соперничества. |
Вот они вечные истины эти:
Поздно заметили… Мимо прошли…
Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
С.Давидович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в ш...
Доклад на тему:"Словарная работа с детьми дошкольного возраста"
"Словарная работа с детьми дошкольного возраста...
Особенности работы педагога ДОО с агрессивными детьми.
В статье представлена система педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста в ДОУ и семье.Дано теоретическое обоснование данной те...
доклад по теме: «Особенности работы с детьми ОНР в условиях логогруппы».
доклад по теме: «Особенности работы с детьми ОНР в условиях логогруппы»....
Работа педагога-психолога с агрессивными детьми
Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели.Проблема агрессии и агрессивности в...
Доклад на тему: « Особенности работы с аутичными детьми».
В настоящее время слово «аутизм» часто можно слышать из уст родителей и учителей. Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать спе...
Выступление с докладом на тему: "Особенности работы инструктора по физической культуре в ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС"
Необходимым условием эффективного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является их физическое развитие. Основной целью проведения физкультурных занятий с детьми с ОВЗ является фо...