Проект "Семейная гостинная"
проект по психологии

Проект "Семейная гостинная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynaya_gostinnaya_23.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

«Принято»:

На заседании методического Совета

Протокол № 1 от 12.09.2023г.

Приложение №

«Утверждаю»

Заведующая

МБДОУ № 15 «Ромашка»

_________________ Е,АТопоева

Приказ № 135/х от 13.09.2023 г.

 

Проект

«Семейная гостиная» 

на 2023 – 2024 уч.год

        

 

Руководитель и разработчик:

Марьясова Г.А. - педагог – психолог

 Г. Шарыпово 2023г.

Пояснительная записка                       

Многие родители задумываются о том, какими будет их ребенок.

Психолого-педагогическое просвещение и сближение воспитательно-образовательных позиций и взглядов родительского коллектива и педагогов, способствует установлению партнерских отношений с семьями воспитанников. Это направление деятельности, было, есть и всегда будет актуально.

  Самой сложной проблемой остаётся привлечение родителей к образованию и развитию собственных детей. И, как следствие, возникает необходимость в организации просветительской работы с родителями. Решение обозначенной проблемы возможно при условии расширения взаимодействия системы образования с молодыми семьями.

Создание образовательного пространства для полноценного личностного развития каждого ребёнка побудило к необходимости разработки программы по формированию у молодых семей осознанного родительства. 

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка. Процесс взаимодействия семьи и ДОУ должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательную и досуговую деятельность.

Ребенок поступает в детский сад и становится равноправным членом социальной группы, а в семье – он объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье зачастую – стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада.

Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто не хватает элементарной психологической грамотности, что бы решить свои проблемы. Познакомить родителей с основными положениями, подходами в воспитании детей, открыто и честно осуществлять с ними взаимодействие - это главная миссия детского сада, а «гостинная» это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это – университет педагогической информации.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей» г. Шарыпово, обеспечивая обучение, воспитание и развитие детей предлагает молодым родителям обмениваться опытом воспитания и образования детей, слушать экспертное мнение специалистов и принимать верные решения в развитии детей дошкольного возраста с помощью «Семейной гостиной».          

Цель: создание условий для развития личностной зрелости, психолого-педагогической культуры родителей детей дошкольного возраста и привлечение их к участию в жизни детского сада.

Задачи:

• повышать информационную компетентность, уровень психолого-педагогических знаний и практических навыков молодых родителей в вопросах  воспитания и развития детей дошкольного возраста;

• обогащать педагогический опыт  родителей чрез применение современных методов и приемов в воспитании ребенка, сохранности его здоровья, с учетом  индивидуального темпа развития;

• оказывать педагогическую и коррекционную помощь родителям в процессе воспитания и развития детей;

• формировать у родителей собственный взгляд на воспитание ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей и мнения специалистов;

• пропагандировать положительный опыт семейного воспитания детей и здорового образа жизни;

• привлекать родителей совместно с ребенком,  участвовать в мероприятиях и конкурсах в ДОУ.

  В своей работе мы опираемся на принципы гуманистической педагогики:

- открытости и информированности;

- добровольности;

- сотрудничества;

- конфиденциальности в решении возникающих проблем семейного воспитания.
Основные направления деятельности гостиной:

  • Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям  в вопросах воспитания дошкольников.
  • Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения города Шарыпово.

Организация деятельности  «Семейной гостиной»

Проект состоит из 8 встреч с родителями воспитанников дошкольного возраста. На встречах рассматриваются вопросы, связанные с воспитанием,  развитием детей и сохранностью здоровья. Родителям представляется информация о целевых установках ДОУ в организации воспитательно-образовательной среды, их привлекают к активному участию в жизни детского сада.  Заседания  проходят в  музыкальном зале.

Срок реализации проекта – 1 год.

Периодичность заседания: 1 раз в месяц.

Время проведения: 17.30., продолжительность 45-60 минут.

Участниками школы являются: родители детей, посещающих ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед, другие специалисты и администрация ДОУ, воспитатели.

Данный проект работы с родителями является вариативным, так как  содержание может быть дополнено и изменено в ходе его реализации.

Ожидаемые результаты

Работа гостиной позволит:

- повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и образования;

- оптимизировать детско-родительские отношения;

- установить прочные партнерские взаимоотношений между ДОУ и семьей.

Результатом сотрудничества могут  стать практические материалы: альбомы советов для родителей, дидактические материалы по оздоровлению ребенка, дидактические пособия и рекомендаций по организации игровой, коммуникативной, познавательно – исследовательской и художественно - продуктивной деятельности детей.

Способы проверки ожидаемых результатов.

Эффективность реализации содержания проекта определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования (приложение №1).

Кроме того, об эффективности  реализации можно говорить по результатам численности посещения и активности  родителей на мероприятиях, уровня родительской удовлетворенности и эффективности используемых форм и методов работы, перспективных технологий в работе с семьей, анализа степени удовлетворенности педагогов работой по реализации проекта.

Педагоги будут использовать в работе новые технологии, учитывая запрос, интересы и заинтересованность родителей.

Формы взаимодействия с родителями:

  • информационные стенды,  раскрывающие содержание основных вопросов  развития и воспитания детей и знакомство  родителей  с  содержанием заседания следующей гостиной, дата её проведения;
  • дни открытых дверей, родительские собрания, лекции, семинары, проекты, направленные на знакомство с условиями  реализации программы ДОУ;
  • опрос с целью определения уровня осведомленности родителей в области воспитания и образования дошкольников.

 

 

Тематическое планирование «Семейная гостиная» на 2023 – 2024уч.год

№ п/п

Тематика

Форма проведения

Месяц

Кол-во часов

1.

Готовимся в школу вместе

Круглый стол

Сентябрь

1

2.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Беседа

Октябрь

1

3.

Зачем человеку детство?

Круглый стол

Ноябрь

1

4.

Мастерим елочные украшения.

Практикум

Декабрь

1

5.

Всё начинается с семьи!

Круглый стол с элементами тренинга

Февраль

1

6.

Поиграй со мной!

Круглый стол с элементами тренинга

Март

1

7.

Я родитель, а это значит…

Интеллектуальные соревнования «Права и обязанности»

Апрель

1

8

Ничего не убеждает лучше примера!

Круглый стол

Май

1

ИТОГО:

8

 

Используемая литература:

  1. Горб Р.А., Исанченкова И.М. Воспитание детей в условиях семьи и детского сада.- СПб.: Детство – Пресс. – 2003.
  2. Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина. – М.: Глобус, 2007.
  3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия / Авт.-сост. Глебова С.В.– Воронеж, 2007.
  4.  Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений М., 2002.
  5.  Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  6. Единое образовательное пространство детского сада, семьи и социума /Авторы и составители: Т.П. Колодяжная и др. – Ростов-на-Дону, 2002. – 119 с.
  7.  Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. 2009.
  8. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи / И.О. Пастухова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

 

 

 

Приложение №1

Тест - опросник родительского отношения (ОРО) А. Варяги, В. В. Столина на выявление родительской компетентности

Тест-опросник родительского отношения (ОРО), авторы А.Я.Варга, В.В.Столин, представляет собой методику для диагностики родительского отношения у матерей, отцов, опекунов и т.д., обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Результаты опросника выражаются в пяти шкалах: принятие-отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз (отсутствие дистанции между родителем и ребенком), авторитарный контроль, отношение к неудачам ребенка.

В тесте-опроснике 61 вопроса, на которые следует отвечать согласием или несогласием. Методика предназначена для родителей детей 3-10 лет.

Тест-опросник родительского отношения А.Я.Варга, В.В.Столин. Методика ОРО: Инструкция.

Отвечая на вопросы методики, выразите свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «Да» или «Нет».

Вопросы теста.

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку "липнет" все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка. За каждый ответ «да» тестируемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» — 0 баллов.

Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы — о том, что они сравнительно слабо развиты.

Ключ.

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

«Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Интерпретация.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

- отвержение,

- кооперация,

- симбиоз,

- контроль,

- инфантилизация (инвалидизация).

Высокие баллы по шкале принятие—отвержение — от 24 до 33 — говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация — 7—8 баллов — признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале — 1—2 балла — говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз — 6—7 баллов — позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребностипо этой шкале — 1—2 балла — признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.        

Высокие баллы по шкале контроль — 6—7 баллов — показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале — 1—2 балла, — напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка — 7—8 баллов — признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале — 1—2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Встречи в музыкальной гостиной"

Занятие проходит в форме "Музыкальной гостиной". Соответсвующая обстановка настраивает детей на восприятие классической музыки. Цель занятия - дать детям знания о 2-х и 3-х частной форме музыкальных п...

Родительская гостиная "Клуб веселых и находчивых родителей"

Предлагаем вашему вниманию конспект мероприятия с родителями. Проходит в интересной, дружеской, творческой обстановке. В качестве заданий можно придумать свои вопросы, исходя из годовых задач вашего д...

Встречи в музыкальной гостиной Интегрированное занятие "Осенние мотивы" для детей старшего дошкольного возраста

Это занятие было представлено на аттестацию по теме: "Интеграция музыкальной, изобразительной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста как сре...

"Зимний вечер" . Музыкальная гостиная.

Задачи: Воспитывать в детях чувство красоты  природы, музыки, поэтического слова....

Музыкальная гостиная: перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»

Перспективный годовой план работы музыкальной поэтической гостиной «Лира»...

Музыкальная гостиная: как я формирую основы музыкальной культуры детей в музыкально-поэтической гостиной

В материале кратко рассмотрены основные методы формирования музыкальной культуры у детей....

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...