ПРОЕКТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Цветик Семицветик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Цветик-Семицветик" подготовка детей к школьному обучению | 159.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект составлен на основе «Программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик - Семицветик»
«Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой
педагог – психолог: Макаренко Наталья Владимировна
г. Ачинск
2022-2023 учебный год
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.
3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
6. Формирование позитивной мотивации к обучению.
7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.
Концептуальная основа
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.
Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.
Возраст | Количество детей в группе | Время занятия |
3-4 года | 5-6 человек | 20 минут |
4-5 лет | 6-7 человек | 20 минут |
5-6 лет | 7-8 человек | 25 минут |
6-7 лет | 8-10 человек | 25 минут |
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.
Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.
В частности:
3 – 4 года – восприятие;
4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;
5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий
- Аудио – видеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно – печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
Принципы проведения занятий
- Системность подачи материала
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.
Этапы:
1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;
упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;
2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;
задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,
мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.
Работа с родителями детей:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов.
Психологический курс
«Цветик-семицветик» для детей 6-7 лет
Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.
На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.
В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.
Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.
Цель и задачи психологического курса для детей 6-7 лет
Цель: Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
Задачи:
- Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка во всех видах деятельности.
- Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
- Формировать этические представления.
- Способствовать развитию полоролевой идентификации.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Ведущая потребность — общение.
Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция — воображение.
Особенности возраста:
- Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
- Переход к младшему школьному возрасту.
- Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
- Повышенная чувствительность.
- Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
- Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
- Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
- Способствовать развитию мышления.
- Формировать произвольность всех психических процессов.
- Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
- Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
- Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
- Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
- Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
- Внутренний план действий.
- Развитие произвольности всех психических процессов.
- Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
- Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
- Возникновение первой целостной картины мира.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 7 годам (критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе.
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память.
Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.
Слуховая образная – 7 звуков.
Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.
Тактильная - 7 предметов.
Словесно – логическая.
Произвольность памяти.
Внимание.
Объем - 7 – 8 предметов.
Устойчивость – 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение.
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы.
Анализ.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
Волевая сфера.
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера.
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
Основные формы работы. Подгрупповые занятия, включающие сказкотерапию, игровые упражнения (развивающие, релаксационные, графические, пальчиковые и др.), рефлексивно – дидактические игры и творческие задания.
Примечание: сценарии занятий могут варьироваться, ориентируясь на актуальное состояние группы.
Количество занятий: общее 20; занятия проводятся 1 раз в неделю. Длительность одного занятия – 30 мин. Начало занятий – ноябрь; окончание – апрель.
Критерии оценки выполнения программы. Первичное психологическое обследование проводится в октябре по результатам мониторинга психологической готовности к школе, наблюдения за детьми в ходе НОД и других режимных моментах. Повторное обследование проводится после завершения цикла занятий (апрель) на основе тех же методик.
Сроки реализации. 6 месяцев.
Тематическое планирование
№ п/п | Месяц | Тема | Цели | Дидактический материал, оборудование |
1. | Ноябрь | Занятие 1. Создание «Лесной школы» | 1.Знакомство детей друг с другом. 2.Развитие навыков вербального и невербального общения. 3.Снятие телесного и эмоционального напряжения. 4.Создание эмоционально положительного климата в группе. | 1.Цветные полоски. 2. Фломастеры. 3.Ширма для сказки 4.Цветные карандаши 5. Музыкальное сопровождение 6.Бланки с заданиями для детей |
2. | Ноябрь | Занятие 2 Смешные страхи | 1.Сплочение группы, развитие умения выступать публично. 2.Развитие навыков вербального и невербального общения. 3. Снятие телесного и эмоционального напряжения. 4.Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «страх» по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 5.Развитие памяти, внимания, воображения. 6. Развитие произвольности психических процессов. | 1.Ширма для сказки, 2.персонажи сказки, 3.цветные карандаши, 4.пиктограмма «Страх», 5.разрезные картинки с пиктограммой «Страх» для каждого ребенка, 6.фотографии людей, испытывающих страх, 7.бланки с заданиями для детей, 8. игрушка Заяц-бибабо, 9.разрезная картинка с изображением автобуса. |
3. | Ноябрь | Занятие 3 Игры в школе | 1.Развитие коммуникативных навыков 2. развитие внимания, воображения, памяти, 3.развитие умения выступать публично 4. развитие мелкой мускулатуры рук, 5.развитие произвольности психических процессов | 1.Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. настольно-печатная игра «Времена года» 6.«волшебная» палочка 7.Набор маленьких звездочек для каждого ребенка из картона. |
4. | Ноябрь | Занятие 4 Школьные правила | 1. Развитие навыков культурного общения 2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию, 3.Развитие внимания, мышления, памяти 4.Развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1. Ширма для сказки 2. персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. настольно-печатная игра «Что хорошо, что плохо» 6.игрушка еж-бибабо 7.сундучок |
5. | Декабрь | Занятие 5 Жадность | 1.развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2.развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления 3. развитие мелкой мускулатуры рук | 1.Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. разрезная картинка для коллективной работы (любая) 6. карточки с изображением животных 7. игрушка еж-бибабо 8.мешочек с игрушечными фруктами и овощами из двух половинок. |
6. | Декабрь | Занятие 6 Волшебное яблоко (стыд) | 1. развитие навыков общения, умения выступать публично, высказывать свое мнение 2.развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 3.развитие внимания, мышления 4. развитие мелкой мускулатуры рук | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. пиктограмма «Стыд», 6.разрезные картинки с пиктограммой «Стыд» для каждого ребенка 7. мяч, 8.конверт 9. разрезанная картинка «яблоко» |
7. | Декабрь | Занятие 7 Школьные оценки | 1.Развитие навыков общения детей 2.Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 3.Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 4. Развитие мелкой мускулатуры руки 5. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. парные картинки из двух наборов детского лото 6. мяч 7. музыкальное сопровождение |
8. | Декабрь | Занятие 8 Ленивец | 1.Развитие навыков общения детей 2. Развитие мышления (анализ, логическое мышление 3. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 4. Развитие ориентировки в пространстве 5. Развитие мелкой мускулатуры руки 6. Развитие произвольности психических процессов. | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4. бланки с заданиями для детей 5. ладошки, вырезанные из синего, красного, желтого картона 6.игрушка медведь бибабо 7.конверт со схемой |
9. | Январь | Занятие 9 Списывание | 1.развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2.развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления 3. развитие мелкой мускулатуры рук | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. колокольчик 6. предметные картинки |
10. | Январь | Занятие 10 Обманный отдых | 1. развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2.развитие зрительной памяти, внимания, мышления, памяти 3.развитие мелкой мускулатуры рук 4. развитие произвольности психических процессов | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. мяч 6. картинки с изображением различных действий |
11. | Январь | Занятие 11 Бабушкин помощник | 1. развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2.развитие волевой сферы детей, зрительной памяти, внимания, мышления 3. развитие мелкой мускулатуры рук | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. бубен 6. аудиозапись с веселой и спокойной музыки |
12. | Февраль | Занятие 12 Больной друг | 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3.Развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1. ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5.аудиозапись с веселой и спокойной музыки 6. песня «Настоящий друг» |
13. | Февраль | Занятие 13 Ябеда | 1.развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. развитие внимания, мышления, воображения 3.развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1.ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. игрушка бибабо-Еж 6.пиктограмма «Брезгливость» 7.разрезанные картинки с изображением пиктограммы «Самодовольство» для каждого ребенка» 8.музыкальное сопровождение 9. шляпа |
14. | Февраль | Занятие 14 Шапка неведимка | 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3.Развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. пиктограмма «Самодовольство» 6.разрезанные картинки с изображением пиктограммы «Брезгливость» для каждого ребенка» |
15. | Февраль | Занятие 15 Спорщик | 1.Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3.Развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. книга с загадками |
16. | Март | Занятие 16 Обида | 1.Развитие эмоциональной сферы детей 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3.Развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1.Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. послание 6.зеркало |
17. | Март | Занятие 17 Хвосты | 1. Развитие эмоциональной сферы детей 2.Развитие внимания, быстроты реакции 3.Развитие логического мышления, восприятия. 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. стихотворения С.Я.Маршака «О мальчиках и девочках» 6. кольцо |
18. | Март | Занятие 18 Драки | 1. Развитие эмоциональной сферы детей 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3.Развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов 6. цветные карандаши | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3. игрушка бибабо-Еж 4.бланки с заданиями для детей |
19. | Март | Занятие 20 Дружная страна | 1. Развитие эмоциональной сферы детей 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3.Развитие навыки вербального и невербального общения 4.развитие мелкой мускулатуры рук 5. развитие произвольности психических процессов | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.бланки с заданиями для детей 5. полоса препятствий |
20 | Апрель | Занятие 20 До свидания, Лесная школа! | 1. Закрепление полученного материала. | 1. Ширма для сказки 2.персонажи сказки 3.цветные карандаши 4.листы белой бумаги |
Составлен на основе «Программы психологических занятий для дошкольников 6-7 лет «Цветик - семицветик». «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю.Куражевой .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект педагога-психолога Гайнутдиновой Лейсан Рафиковны и воспитателя Бакиевой Ольги Владимировны на тему: "Какую роль играет собака в жизни человека"
Авторы педагог-психолог Гайнутдинова Лейсан Рафиковна, воспитатель Бакиева Ольга ВладимировнаИсследовательский проект «Какую роль играет собака в жизни человека?»Тема нашего проекта «О роли собаки в ж...
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОУО Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе «Тренировка начинающих футболистов» совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФИЗО .
Занятие было показано в рамках окружного семинара для инструкторов по физической культуре ВАО...
Совместный проект педагога - психолога и воспитателей "Детский сад-территория самостоятельности, инициативности и здоровья!"
Проект основан и разработан в рамках преемственности детского сада и школы, как одной из наиболее актуальных тем в условиях ФГОС. Воспитание важных для первоклассника качеств: самостоятельности , иниц...
Проект педагога-психолога в детском саду "Письмо Деду Морозу"
Новый год один из самых веселых и волшебных праздников, который любят, ждут, готовят и отмечают как дети, так и взрослые. Новый год принято считать семейным праздником. Добрая традиция празднования Но...
Экологический проект ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Королевой А.Г. Краткосрочный проект (1 год) Формирование представления у дошкольников о животном мире Краснодарского края.
Экологический проект...
"Развитие социально-личностных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста через подвижные игры соревновательной направленности" - долгосрочный совместный проект педагога-психолога и инструктора по ФК.
Развитие социально-личностной компетентности — важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Создание условий для...
Творческий проект педагога-психолога МБДОУ д\с «Рябинушка» Хилай С.Н. «Лечение радостью»
Проект направлен на создание здоровьесберегающих условий в ДОУ, обеспечение эмоционального благополучия детей и гармонизацию детско-родительских отношений.Предложенный проект способствует решению проб...