«Сказкотерапевтическая песочница для дошкольников»
материал по психологии (старшая, подготовительная группа)

Маргарита Римовна Газизова

В последнее время все чаще специалисты педагоги, воспитатели, логопеды прибегают к использованию песочной терапии. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, развивается фантазия, тактильная чувствительность ребенка. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapevticheskaya_pesochnitsa.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтическая песочница как метод работы с детьми дошкольного возраста

Газизова Маргарита Римовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41ГО г. Нефтекамск РБ

В последнее время все чаще специалисты педагоги, воспитатели, логопеды прибегают к использованию песочной терапии. И это не случайно, ведь взаимодействуя с песком, развивается фантазия, тактильная чувствительность ребенка. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком и водой. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка и воды, ребенок освобождается от напряжения.

Игра в песок, особенно для малышей является, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии. С детьми младших групп можно использовать игры с песком в качестве писихопрофилактического средства в период их адаптации к жизни в детском саду. В дошкольных группах педагог через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем может осуществить психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучить его социально приемлемым способам нервной разрядки.

К.Д.Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние.

Мы рассматриваем песочницу как посредника в установлении контакта с ребенком. Особенно в ситуациях, когда психолог не знает, с чего начать, как установить контакт, он может предложить вместе построить в песочнице сказочную страну.

Играя в песок, создавая свой мир, свою сказку, ребенок  независимо от возраста чувствует себя настоящим волшебником. Ибо создается мир, подвластный ему, герои играют роли, какие он захочет, события приходят к развязке, необходимой ему.

Игры в песочнице позволяют преодолеть комплекс «плохого художника». Не все хорошо рисуют, но каждый может создать художественную композицию, выразив свои чувства в картине из песка при помощи готовых фигурок.

Игра в песочнице не имеет методических ограничений, только общечеловеческие. Ставка делается на таинство взаимоотношений между ребенком  и специалистом.

Песочная картина позволяет глубоко постичь внутренний мир другого. Причем, главное в процессе постижения, не когнитивный анализ символизма и расположения фигурок, а интуитивно-эмоциональное ощущение, которое возникает у специалиста, разглядывающего композицию в песочнице. В этот момент зритель (специалист, участник группы, член семьи автора песочной картины) соприкасается с ритмом, ценностями, мироощущением и трепетом души автора песочной композиции. Более того, зритель становится свидетелем уникального таинства внутренних изменений, когда автор картины что-либо меняет в композиции.

Сказочная инструкция, наделяющая ребенка  ролью Волшебника, позволяет не только перенести в песочницу свое эмоциональное состояние, но и найти созидательные пути его изменения. Ибо статус Волшебника предполагает наличие дополнительных возможностей.

На первых двух-трех занятиях ребенку не показывают весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10–15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Структура используемых в работе игр-занятий подбиралась с учетом возрастных особенностей детей, исходя из целей и задач, и рассчитана она на детей разного возраста. В ходе работы задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов детей. 

Структура:

- Введение в тему (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);

- Знакомство с правилами игр на песке;

- Формулировка темы, инструкции к играм;

- Содержание игры - занятия;

- Итог, ритуал выхода.

Подбирая материал, мы ориентировались на оптимальное сочетание игр и упражнений. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.

Применяются  и такие формы работы с детьми, как: 
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку серому волку (дом, заборчик)», «Норки для мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).

2. Игры-забавы –  «Откопай сюрприз для колобка», «Спрячь ты, а Машенька будет искать», «Необыкновенные следы».

3. Инсценирование: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».

4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку и сопровождаем рассказом.

5. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например, из цикла А.Барто «Игрушки».

6. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по готовому контуру картинку.

7. Конструирование – используем метод «наплыва» (полужидкий песок выливается постепенно в определенную форму «Замок из песка»).

8. Устраиваются дни погружения, например, «День песка»; тематические праздники: «Праздник песка», «Праздник новых формочек» и т.д. 

Итак, обсуждая сказкотерапевтическую песочную терапию, с одной стороны, мы имеет дело с прекрасной развивающей средой. С другой стороны, мы работаем с явлением «переноса», «проекции» внутреннего мира. Все это делает возможным использование сказкотерапевтическои песочной терапии в четырех аспектах:

♦ аспект проективной психодиагностики;

♦ аспект психокоррекции и психотерапии;

♦ аспект психопрофилактики;

♦ аспект обучения.

Все четыре аспекта проявляются как в индивидуальных занятиях, так и групповых, без ограничения возраста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по формированию сенсорных эталонов у младших дошкольников посредством игр в юнгианской песочнице

Кратко рассмотрена суть сенсорного развития ребенка от рождения до возраста младшего дошкольника, его необходимость, понятие сенсорных эталонов и воспитания сенсорной культуры ребенка. Указано предпол...

Сказкотерапевтические методы дошкольникам.

laquo;Сказочная» мама - это философия воспитания детей, в основе которой лежит терапевтическая сказка. Сказка учит, сказка лечит, сказка помогает жить!...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию познавательной активности дошкольников с использованием педагогической песочницы

Конспект коррекционно-развивающего занятия с использованием педагогической песочницы, для детей среднего дошкольного возраста с нарушениями зрения....

Использование интерактивной песочницы в деятельности педагога - психолога при работе с дошкольниками.

К.Д.Ушинский писал: " Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!" Первый контакт детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создаетс...

15.05.2021г. Интерактивная песочница как инновационный инструмент в познавательном развитии дошкольников.

Что же такое интерактивная песочница?Интерактивная песочница – это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей. В интерактивной песочнице, как и в обыч...