«Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы»
консультация по психологии

Демьянова Елена Михайловна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_2.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы»

Многие взрослые считают, что ребенок не слушается, когда проявляет излишнюю активность: бегает, прыгает, заливается смехом, кричит во все горло. На самом деле это неправильное видение и страхи взрослого человека, которые забыли, что значит радоваться и наслаждаться жизнью. Взрослые забывают свое детство и не могут понять своих собственных детей. Они требуют от детей осмысленности поступков, которую приобрели, становясь взрослыми. Очень часто взрослые пресекают активность и любознательность детей, что приводит их в дальнейшем к пассивности и безынициативности.

Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы, испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Их должен создать родитель. Ответственности обучить нельзя. Ей обучаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка, мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.

Мы думаем, что он маленький, беспомощный, хотим ему помочь. Одеваем, обуваем, наливаем, подсказываем слова, говорим и думаем за него.

Тревожимся: научится ли?

Опасаемся: успеем ли выполнить программу?

В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать и приобретать собственные умения и знания. А ребенку нужно самому учиться устанавливать отношения и общаться с разными людьми, высказывать свои суждения, мысли и чувства, начинать и совершать совместные действия, пробовать и ошибаться, делать по-своему.

Давайте попробуем разобраться в природе некоторых поступков детей и найдем демократичные способы воспитания, не лишая их инициативы.

В течение дня, дети много раз в разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них:

«Во что мне поиграть?», «Какую рубашку мне надеть?», «Каким цветом рисовать небо?» и т. д.

Что необходимо делать?

¬ Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.

Например, ребенок протягивает кубик и спрашивает: «Что это?» Ответственность можно вернуть, сказав: «Это может быть всем, чем ты захочешь»

¬ В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: «Реши сам», «Это ты можешь сделать/выбрать/придумать сам».

¬ Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, без посторонней помощи, можно сказать: «Покажи мне, что именно я должна сделать», «Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе»

Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.

¬ Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь? Подумать, чем вызвано желание помочь:

¬ потребностью ребенка или желание взрослого ускорить события (быстрее одеть),

¬ придать игре нужное русло (по сути, переключить),

¬ услышать желаемый ответ,

¬ увидеть ожидаемое действие (сделать за него).

Помогать следует тогда, когда ребенок просит о помощи.

А теперь – как…

Сначала спросите:

¬ что ты хотел сделать,

¬ что именно у тебя не получается,

¬ как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам,

¬ какая помощь тебе нужна,

¬ чем я могу помочь тебе,

¬ кто может помочь,

¬ к кому бы ты обратился за помощью.

Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.

После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить – какая помощь нужна:

¬ подсказка,

¬ поддержка,

¬ одобрение,

¬ подтверждение правильности действий,

¬ показ и т.п.

Если ребенок будет самостоятельно – оно будет приобретать собственный уникальный опыт.

Следовательно, мы будем способствовать развитию его компетентности и самостоятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы"

В данном материале представлена информация, являющаяся "шпаргалкой" для воспитателей по взаимодействию с детьми....

Ребенок говорит лишь часть слов.

Консультация для родителей....

Консультация психолога КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ

Дети  не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Отв...

"Голос ребенка" как поддержка детской инициативы и индивидуализация образования

Работа по реализации практики "Голос ребенка" в подготовительной группе детского сада. Через что и в каких формах проходила реализация. Результаты и выводы....

КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ

Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка -  мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу...

Консультация "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».

Косультация " Духовная жизнь ребёнка  полноценная лишь тогда, когда он живёт в мире  игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он зазушенный  цветок"....

Консультация для педагогов и родителей на тему "Как общаться с ребёнком, не лишая его инициативы".

Консультация о том, как и когда помогать ребёнку, способствуя развитию его компентенции и самостоятельности....