КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ
консультация
Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка - мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_obshchatsya_s_rebyonkom_ne_lishaya_ego_initsiativy.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Ответственности научаются только на собственном опыте. Когда мы принимаем решения за ребенка - мы лишаем его возможности самореализовываться, проявлять инициативу и творческие способности, приобретать автономность.
Дети тысячи раз в день, в самых разнообразных ситуациях провоцируют нас на принятие решений за них: « Во что мне поиграть», « Какую рубашку мне надеть», « Каким цветом рисовать небо « и т.д.
Как быть?
Использовать ответы, возвращающие ребенку ответственность, тем самым помогая ему обрести внутреннюю мотивацию и чувствовать себя хозяином ситуации.
Например: ребенок протягивает воспитателю кубик и спрашивает: « Что это?»
Невероятное удовольствие слышать вопросы детей.
Вот уже где простор для педагогической самореализации – понять вопрос, сделать мгновенный вывод о любознательности и уме ребенка, о сфере его интересов, вывернуться самой наизнанку и показать свою осведомленность и, мало ли чего еще. Случается – вопрос короткий и конкретный. Ответ пространный и многозначительный.
Смысл этого вопроса не в познании. Назвать игрушку - значить подавить креативность ребенка, структурировать его деятельность или удержать инициативу в собственных руках. Ответственность можно вернуть, сказав:
« Это может быть всем, чем ты захочешь”.
В зависимости от вопроса ответ может звучать иначе: « Реши сам», « Это ты можешь сделать (выбрать) придумать сам».
Если ребенку нужна помощь, чтобы справиться с работой, которую он не может закончить сам, можно сказать : « Покажи мне, что именно я должна сделать», « Скажи мне, что сделать, чтобы помочь тебе».Когда ответственность возвращается к ребенку, он начинает думать и придумывает такие варианты действий, которые не пришли бы на ум взрослому.
КОГДА И КАК ПОМОГАТЬ РЕБЕНКУ?
Маленький, беспомощный – как ему не помочь.
Одеваем, обуваем, наливаем, водим рукой , подсказываем слова, говорим и думаем за него.
Возмущаемся: какой несамостоятельный.
Тревожимся: научится ли? Опасаемся: успеем ли выполнить программу? В результате перестраховываемся и лишаем ребенка возможности реализовывать свои компетенции и приобретать компетентности.
На что ребенок имеет право, т.е. что в его компетенции : устанавливать отношения и общаться с разными людьми , высказывать свои суждения , мысли и чувства , начинать и совершать совместные действия , пробовать и ошибаться , делать по – своему , а не по образу и многое другое.
КАК БЫТЬ?
Прежде чем помогать, следует понаблюдать, а требуется ли помощь?
Подумать , чем вызвано желание помочь : потребностью ребенка или желание взрослого ускорить события ( быстрее одеть) , придать игре нужное русло ( по сути , переключить), услышать желаемый ответ , увидеть ожидаемое действие ( сделать за него).Помогать следует тогда , когда ребенок просит о помощи.А теперь – как…
Сначала спросите : что ты хотел сделать, что именно у тебя не получается, как бы ты хотел это сделать, если бы умел сам. Какая помощь тебе нужна, чем я могу помочь тебе, кто может помочь, к кому бы ты обратился за помощью.
Таким образом, вы поможете ребенку осознать затруднение и оформить его словами.
После того, как затруднение будет обозначено, можно правильно определить – какая помощь нужна – подсказка , поддержка , одобрение , подтверждение правильности действий , показ и т.п.
Если ребенок будет иметь возможность действовать осознано и самостоятельно – оно будет приобретать собственный уникальный опыт. Таким образом, мы будем способствовать развитию его компетентности и самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы"
В данном материале представлена информация, являющаяся "шпаргалкой" для воспитателей по взаимодействию с детьми....
Ребенок говорит лишь часть слов.
Консультация для родителей....
Консультация психолога КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ, НЕ ЛИШАЯ ЕГО ИНИЦИАТИВЫ
Дети не смогут обнаружить и использовать свои внутренние ресурсы и испытать силу своих потенциальных возможностей, если для этого нет соответствующих условий. Ответственности нельзя обучить. Отв...
"Голос ребенка" как поддержка детской инициативы и индивидуализация образования
Работа по реализации практики "Голос ребенка" в подготовительной группе детского сада. Через что и в каких формах проходила реализация. Результаты и выводы....
«Как общаться с ребенком, не лишая его инициативы»
Консультация для педагогов...
Консультация "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок».
Косультация " Духовная жизнь ребёнка полноценная лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он зазушенный цветок"....
Консультация для педагогов и родителей на тему "Как общаться с ребёнком, не лишая его инициативы".
Консультация о том, как и когда помогать ребёнку, способствуя развитию его компентенции и самостоятельности....