Конспект НОД образовательная область : познавательное развитие
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)

Гнусарева Елена Федоровна

В представленном конспекте НОД осуществляется работа направленная на развитие познавательных процессов  у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала "Логические блоки" З.П. Дьенеша 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gnusareva_prakticheskoe_zanyatie_moe.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД образовательная область : познавательное развитие.(подготовительная группа)

Тема:  «Найди клад».

Цель: Создание условий для развития  познавательной активности детей посредством создания проблемной ситуации.

Задачи:

Обучающие

 - Создать условия для развития способности различения . Закреплять умения детей вычленять свойства предметов, анализировать , обобщать, обозначать их графическими символами. (познавательное развитие);

- Расширять словарь детей,  совершенствовать грамматический строй речи. (речевое развитие);

Развивающие

- Развивать логическое мышление, наглядно-схематическое мышление, внимание, память. Совершенствовать способности организации деятельности.  (познавательное развитие);

Воспитывающие 

-Создать условия для формирования морально-ценных черт характера и произвольного поведения. (социально-коммуникативное развитие);

-Способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений;

-Создать условия для развития навыков взаимодействия через работу в паре. (социально-коммуникативное развитие и речевое развитие

Организация детских видов деятельности:

Общение ребенка со взрослым;

Общение ребенка со сверстником;

Практическая самостоятельная деятельность.

Предварительная работа:

Дидактические игры с логическими блоками Дьенеша;  выполнение практических заданий «Лабиринты»; игры с правилами.

Словарная работа:

Схема,  лабиринт, блоки, символ, свойства, сходство, различие, условные обозначения, предлоги на, под, за, ).

Материалы и оборудование:

Логические блоки Дьенеша (полный комплект), кукла Би-Ба-Бо по имени Пуф, «чудесный мешочек», монетка из картона, карточки-символы,  бланки «Схематизация, простые карандаши, доска, маркер.

Ход НОД

Этап ОД

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Вводная часть

-Дети стоят полукругом у банкеток.

-Дети сидят полукругом, перед педагогом.  Рядом с педагогом небольшой стол и необходимые материалы в корзинке.

-Обращает внимание на гостей; представляет их, предлагает поздороваться; называет тему занятия, рассказывает, чем будут заниматься.

-Незаметно надевает на руку куклу Пуфа, который выбирается из мешочка и приветствует всех, предлагает сказать друг другу комплименты.

-Приветствуют гостей, присаживаются.

-Здороваются с Пуфом, говорят друг другу по цепочке добрые слова.

Условия для:

расширения словаря;

развития внимания, памяти;

совершенствования коммуникативных навыков

Основная часть

- Дети сидят полукругом, перед педагогом.  Рядом с педагогом на небольшом  столе лежат логические блоки Дьенеша и шкатулочка.

-Дети сидят за партами, у каждого простой карандаш и бланки к методике «Схематизация».

На доске маркером нарисована схема  леса с условными обозначениями (символами).

- Что это?

(вводит в образовательную ситуацию, организует рассматривание блоков с целью выявления  их свойств)

- Пуф высыпает из мешочка свои любимые игрушки-блоки, предлагает поиграть в них.

- Достает из шкатулки «монету», предлагает детям ее спрятать (зарыть клад), а искать по правилам: использовать в ответах только слова «да» и «нет».

- Затем – смена ролей – Пуф прячет.

- Пуфик потерял голос! Но он хочет еще поиграть. (Введение проблемной ситуации)

- при помощи вопросов подводит детей к выводу о возможности использовать символы. Достает из шкатулки символы.

Физкультминутка

«Найди и промолчи»

-Педагог прячет Пуфа в оговоренном пространстве.

-Пуф прощается, приглашает детей в гости, оставляет рисунок-схему как найти его дом.

- Уточняет и обобщает знания детей о символах и схемах, показывает способ решения пробной задачи на доске.

- Дети рассматривают, рассказывают своих наблюдениях.

- Прячут монету, отвечают на вопросы согласно правилам.

- Дети коллективно ищут, называя свойства.

- Игра в парах.

Высказывают свои идеи о том, как продолжить игру.

-Рассматривают символы (формы, цвета, размера, толщины).

-Играют в кладоискателей с использованием символов.

Дети ищут Пуфа, соблюдая правило – увидев,  сообщить шепотом место педагогу и молча присесть на скамейку.

-Когда игрушку находят все дети, вслух называют место его укрытия.

-Отвечают на вопросы, используя в речи пространственные понятия.

-Самостоятельно решают задачи на бланках.

Условия для:

развития способности различения;

развития речи;

проявления поисковой активности;

выражения детьми своего мнения;

самостоятельного выбора партнера по деятельности;

совершенствования навыков самоконтроля

развития самостоятельности способности организации деятельности;

закрепления пространственных представлений;

Заключтель

ная часть

- Вам понравилось играть с Пуфом?

-Каким играм он вас научил?

- Как можно обозначать слова?

-Что вам больше всего понравилось сегодня делать на занятии?

-Хотите научиться запоминать стихи при помощи символов? Мы этому поучимся на следующем занятии.

- Формулируют итоги познавательной деятельности: рассказывают о свойствах блоков и способах их условного обозначения;

объясняют как еще можно использовать символы – они помогают ориентироваться в пространстве.

- Откликаются на предложение осваивать кодирование стихов.

Условия для:

развития коммуникативных способностей;

поддержки индивидуальности и инициативы: выражения своих мыслей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки».

Цель: Расширение представлений детей о домашних животных.Задачи: - Закрепить знания детей о домашних животных, их особенностях и образе жизни;- Сформировать интерес к домашним животным;- Воспитыв...

Конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Образовательный компонент «Познание» по теме: «Моя страна – моя Россия».

«Моя страна – моя Россия».Программное содержание:Образовательные задачи. -Формировать представление детей  о России, как о родной стране. -Обогащать и углублять знания детей о стране, о...

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Конспект беседы «Наша армия»

План - конспект НОД образовательная область «Познавательное развитие»Тема: «Конспект беседы «Наша армия» Цель:  расширять знания о трудной, но почетной обязанно...

Конспект НОД образовательная область "Познавательное Развитие", раздел "Развитие математических представлений" для детей с ТНР "Зимние забавы"

Методическая разработка по разделу "Развитие математических представлений и азы финансовой грамотности" у детей старшего возраста (5-6 лет)...