Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»
план-конспект занятия по психологии

Лысенко Ксения Дмитриевна

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ,

• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.

• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_mir_osobogo_rebenka.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ,

• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.

• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.

        Оборудование: 2 ватмана А3, лучики и круг, карточки со стихами, стикеры, карандаши и фломастеры.

Ход проведения мероприятия

1. Организационный момент.

Психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Рада присоединиться к своим коллегам специалистам и продолжить работу на нашем педсовете. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

2. Вступительная часть.

Психолог (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Разминка. Упражнение «Передай импульс»

Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно!

3. Основная часть.

Психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие - либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Упражнение «Солнце способностей»

Цель: осознание собственных способностей.

Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

Упражнение

Психолог: Иногда нам тяжело принять детей с нарушениями, чтобы мы потренировали чувство сопереживания другим, эмпатию, и скорректировать агрессивные тенденции в поведении мы с вами поиграем.

Ведущий дает одному из членов группы №1 известное четверостишье. Он должен рассказать его группе, при этом прижав язык к нёбу. А члены группы должны понять, о чем говорится в стишке.

Примеры четверостиший:

Тыква-чудо — в два обхвата,

Витаминами богата.

Как разрежешь, посмотри:

Есть и семечки внутри.

Укроп на огороде —

Как зонтик под дождем.

И при любой погоде

Ему комфортно в нем.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вы чувствовали?

2. А как вы думаете, что чувствовал в это время говоривший человек?

3. Каким способом мы можем помочь человеку с такими затруднениями чувствовать себя лучше?

Упражнение «Трудности»

Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Что вы можете сказать о них, есть ли у вас какие-то опасения связанные с этой категорией детей, какие именно?

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.

Следующее упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми. Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов.

Упражнение «Мир аутиста». 

Ведущий читает стихотворение, написанное 8-ми летней девочкой аутистом Соней Шаталовой.

Страх

Мне страшно. Голова гудит.

Там мечутся слова и просятся уйти.

"Пусти нас, Соня, в мир пусти!"

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу -

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю... И вот

В конце концов и умирают.

Чтоб им жить,

Их надо в мир вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, и мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними - и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме.

Психолог: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

Заключение. Рефлексия.

Вернемся к нашему ОВЗейке. Подумайте, что может дать ему каждый из присутствующих на тренинге как педагог?

Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной.

Запишите на стикерах свое предложение, пожелание этому ребенку.

Собираются все стикеры. Зачитываются и наклеиваются на фигуру мальчика в виде одежды. Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Часть педагогов пишут на розовых стикерах то, что они как педагоги могут дать ребёнку с ОВЗ, другая часть педагогов на голубых стикерах пишут свое предложение, пожелание этому ребенку.

Посмотрите, ОВЗейка улыбается, столько всего доброго и необходимого пожелали педагоги. Ему приятно, что его принимают, его любят и поддерживают.

Спасибо, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в Вашей профессиональной жизни, что полученная информация Вам пригодится, и Вы задумаетесь, в каком направлении будете работать. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педогогов  детских садов , разработан с целью психологического просвещения педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, и  коррекции эмоционального отношения педагогов к детя...

Семинар-практикум для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.Задачи:Образовательн...

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»

Профилактическая  работа с педагогическим коллективом ДОУ (развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; пс...

конспект тренинга для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка..."

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ...

Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"

Цель: совершенствовать знания об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и умении учитывать их  в своей работе....

Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"

Данный тренинг поможет педагогам  почувствовать, что испытывает ребенок с ОВЗ в условиях ДОУ....

Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка..."

Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудно...