Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Маркина Алена Владимировна

Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_mir_osobogo_rebenka.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

             Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.

Задачи:

Образовательные:

• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ,

• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.

• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.

Развивающие:

• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.

• развивать позитивное отношение к себе.

Оборудование: магнитная доска, макет солнца, лучи солнца (бумажные, бумага, карандаши и ручки, фломастеры, маркеры, заготовленная схематичная фигура мальчика вырезанная из ватмана без улыбки (сделать отдельно улыбку и на двухсторонний скотч, проектор, релаксационная музыка.

Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток по особенностям детей с ОВЗ, рекомендаций педагогам для работы с детьми с ОВЗ.

Ход проведения мероприятия

1. Организационный момент.

Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.

2. Вступительная часть.

Психолог (зачитывает стихотворение):

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Разминка. Упражнение «Передай импульс»

Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)

3. Основная часть.

Психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие-либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть. Но для начала следует принять себя.

Упражнение «Солнце способностей»

Цель: осознание собственных способностей.

Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.

Вопросы для обсуждения

— Кто испытывал неловкость, затруднения?

— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?

Психолог: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. После того, как вы приняли себя со всеми своими недостатками, а тем более способностями можно двигаться дальше.

Упражнение «Погружение»

Ребенок с ОВЗ…Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо разговаривает или не разговаривает вообще, ещё он много прыгает на месте, улыбается или молчит, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. В этот мир он пришел таким не понятным.

Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:

Какое чувство родилось у вас при встрече с таким ребенком (или с похожими детьми?

Психолог: Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Упражнение «Поводырь»

Участники разбиваются на пары, и внутри каждой пары решается, кто будет ведущим, а кто ведомым. Ведомый закрывает глаза и при помощи ведущего ходит по комнате, слушая его команды, дотрагивается до различных предметов. По окончании участники меняются ролями.

Обсуждение: Скажите, уважаемые коллеги, когда вы с закрытыми глазами двигались по залу, какие ощущения вы испытывали? Комфортно ли было ходить с закрытыми глазами? Дети с ОВЗ испытывают подобные ощущения, попадая в новые изменённые условия ДОУ, и поэтому нуждаются в особом внимании и поддержке с вашей стороны, уважаемые педагоги.

Упражнение «Трудности»

Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Что вы можете сказать о них, есть ли у вас какие-то опасения связанные с этой категорией детей, какие именно?

Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.

Следующее упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми. Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов.

Итак, подведём итоги.

У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Психолог: Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. В нашем ДОУ чаще всего встречаются дети с ЗПР, и дети с нарушением интеллекта, с РАС, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. И сейчас с вашей помощью мы познакомимся с особенностями этих детей.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается разделиться на группы. Каждая группа получает памятку, на которой даны особенности ребенка. Задача представить портрет остальным участникам в произвольной форме.

Психолог: Молодцы! хорошо! Давайте похвалим себя за проделанную работу.

Упражнение «Погладь себя по макушке»

Цель: Эмоциональный подъем.

Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня. Спасибо вам за работу.

Психолого-педагогические рекомендации

- Принимать ребенка таким, какой он есть.

- Как можно чаще общаться с ребенком.

- Избегать переутомления.

- Использовать упражнения на релаксацию.

- Не сравнивать ребенка с окружающими.

- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка, он должен знать за что.

- Обращаться к ребенку по имени.

- Не предъявлять ребенку повышенных требований.

- Стараться делать замечания как можно реже.

- Оставаться спокойным в любой ситуации.

4. Заключение. Рефлексия.

Подумайте, что может дать ему каждый из присутствующих на тренинге как педагог?

Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной.

Запишите на стикерах свое предложение, пожелание ребенку с ОВЗ.

Собираются все стикеры. Зачитываются и наклеиваются.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педогогов  детских садов , разработан с целью психологического просвещения педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, и  коррекции эмоционального отношения педагогов к детя...

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»

Профилактическая  работа с педагогическим коллективом ДОУ (развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; пс...

конспект тренинга для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка..."

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ...

Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"

Цель: совершенствовать знания об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и умении учитывать их  в своей работе....

Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"

Данный тренинг поможет педагогам  почувствовать, что испытывает ребенок с ОВЗ в условиях ДОУ....

Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка..."

Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудно...

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с де...