Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"
методическая разработка по коррекционной педагогике

Исаченко Ольга Петровна

Цель: совершенствовать знания об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и умении учитывать их  в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_mir_osobogo_rebenka.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ  «Мир особого ребенка»      

Цель: совершенствовать знания об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и умении учитывать их  в своей работе.

Любое тренинговое занятие начинается с разминки.

1. Поменяйтесь местами те, у кого сейчас хорошее настроение.

2. Поменяйтесь местами те, для кого сегодняшний день начался с зарядки .

3. Поменяйтесь местами те, у кого есть сыновья.

4. Поменяйтесь местами те, у кого здесь есть домашние животные.

5. Поменяйтесь местами те, у кого короткие волосы.

Упражнение «Общий ритм»

Ведущий задает определенный ритм, все участники стараются его повторить как один.

Любой участник может предложить свой вариант ритма.

Педагог-психолог: Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, об отношении к ним, о трудностях, встречающихся в работе с такими детьми.

 Упражнение «Ассоциации»

Прошу вас записать на листке 5 ассоциаций к словосочетанию «особенный ребенок».

Педагог-психолог: Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивался с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Попадая в социум, они испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормативные дети.

Упражнение «Опросник для педагогов «Особый ребенок»» (в Приложении)

Упражнение «Трудности»

Это упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми.

Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой ОВЗейки, фиксирует варианты ответов.

Предполагаемые ответы: У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:

1. очень низкий темп выполнения заданий;

2. постоянная нужда в помощи взрослого;

3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности

4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, анализ);

6. трудности в понимании инструкции;

7. нарушения координации движений;

8. низкая самооценка и повышенная тревожность;

9. высокий уровень психомышечного напряжения;

10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.

Педагог-психолог: Какая основная проблема наблюдается у детей с ОВЗ? Неумение коммуницировать, говорить.

Упражнение «Коммуникативный дом»

Этот образ ярко иллюстрирует очередность формирования коммуникативных умений и очень помогает в понимании, что если пропущен или недостаточно сформирован хоть один кирпичик, то «дом» рухнет.

Все коммуникативные умения связаны между собой и не развиваются изолировано.

У нормативно развивающихся детей они формируются в процессе онтогенеза, а для детей с особыми образовательными потребностями необходимо создавать специальные условия, позволяющие целенаправленно формировать данные умения.

При поступлении ребёнка с ОВЗ в ДОУ необходимо выстраивать свою работу в соответствии с этапами «коммуникативного домика».

1 этап. Фундаментом является врожденная потребность в общении: желание (умение) принять приглашение поиграть.

Ребенок вступит во взаимодействие, находясь в зоне комфорта и интереса. Следовательно, задача специалиста - сделать так, чтобы ребенок захотел общаться, чтобы у него появился коммуникативный мотив.

Для этого организуется деятельность, которая интересна конкретному ребенку:

Сенсорные игры (выдувание мыльных пузырей, запускание волчков, бросание камушков в воду, наблюдение за светящимися и заводными игрушками);

Телесно – ориентированные игры – забавы (раскачивание на одеяле, кручения, щекотки, «В ямку бух»);

Игры – прятки (с платочком, с одеялом);

Присоединение к стереотипным играм ребенка (ряды из машин, однообразные действия с предметами).

Когда приятная ситуация заканчивается (все пузыри полопались, камушек утонул в воде, одеяло перестало раскачиваться), ребенок ищет ее продолжения и проявляет коммуникативное намерение, которое может быть выражено любым коммуникативно-значимым сигналом (движение руки, головы, взгляд, голосовая или звуковая активность). Это самое простое умение, но оно дает ребенку почувствовать, что коммуникация процесс двусторонний и она может приносить удовольствие, а источником этого удовольствия является взрослый, находящийся рядом.

2 этап. Когда желание в общении и умение общаться у ребёнка закрепляется, переходим ко второму этапу: умение смотреть в лицо и в глаза взрослого, которое формируется в сенсорных играх и играх-забавах.

Игры на удержание взгляда:

Игра с прозрачной косынкой, через которую ребенку легче смотреть в глаза другому человеку;

Одевать забавные предметы (нос клоуна, очки, колпачок), которые ребенок с интересом разглядывает и фиксирует свой взгляд на нашем лице;

Наклеивание на лицо взрослого наклеек, которые ребенок будет снимать;

Игры с зеркалом («строить рожицы»).

3 этап. На следующем этапе формируются: умение концентрироваться на людях и предметах, умение подражать (копирование действий, звуков других людей), соблюдение очередности в игре (как предпосылка развития диалога).

Организуются:

Предметные игры: бросание мячей, катание машин, складывание предметов в коробки, игры с сортерами и др.;

Игры на подражание: «Делай как я», «Делай так» (подражание движениям и действиям с предметами);

Музыкально – ритмические игры, логоритмические упражнения (Е. Железнова, Т. Ермолина).

Тренировка данных коммуникативных умений проходит как при индивидуальном взаимодействии педагога и ребенка, так и во время групповых занятий.

Часто использую игру «Делай как я». Бросаю разноцветные звенящие мячики в ведерко и концентрирую внимание участников – «детей» на данной деятельности. Затем предлагаю: «Делайте как я», «Делай как я». Участники подражают движениям педагога – берут мячик из корзинки, бросают в ведерко, произносят лепетное слово «бах». После игра усложняется: нужно соблюдать очередность и использовать жест «Я» (правой ладонью коснуться груди).

4 этап. На следующем этаже «коммуникативного дома» находятся умение слышать речь человека в зашумленной среде (в группе) и понимать чувства людей, ситуацию и речь.

Упражнения, используемые на данном этапе, направлены на:

понимание простых инструкций: дай, возьми, положи, принеси;

названий и функционального назначения обиходных предметов.

Упражнение, демонстрирующее прием работы по формированию умения понимать названия игрушек и соотносить изображения с реальными предметами. Педагог показывает игрушечную машинку, четко проговаривает слово, указывая на предмет, показывает жест («руль») и использует звукоподражание («би – би»). Затем показывает картинку, также сопровождая словом, жестом и звукоподражанием. Картинку кладет рядом с игрушкой. Участники повторяют данный прием, используя другие игрушки и картинки (мяч, кукла, юла).

Данные умения отрабатываются как на индивидуальных занятияхтак и в процессе режимных моментов и различных видов деятельности в группе, когда ребенку из общего фона надо вычленить обращение, адресованное именно к нему.

5 этап. В процессе вышеперечисленных сенсорных и предметно – манипуляторных игр формируется умение играть.

У невербальных детей большое значение имеет умение использовать жесты для передачи сообщения.

Используем социально – значимые жесты;

Демонстрация жестовпривет, пока, дай, на, я, мне, есть, пить, спать, вот - указательный жест.

жесты, обозначающие конкретные предметы и действия.

6 этап. На вершине «коммуникативного дома» умение говорить – способность складывать все предыдущие умения в сообщение, что открывает ребенку возможность выражения желаний и передачи информации в социально-приемлемой форме.

Упражнение «Построй домик». Выстроить из кирпичиков-этапов коммуникативный домик и предложить игру с ребенком на каждом этапе.

Рефлексия. «Чемодан настроения и вопросов»

Выбрать стикер определенного цвета, который отражает ваше настроение в данном направлении, работе и нарисовать то количество вопросов, которые у вас возникли после нашей встречи.

                                                                                                                      Приложение.

Опросник для педагогов «Особый ребенок»

1. Выбрать верное утверждение:

А) «Нормализация жизни» означает, что человек с нарушениями становится «нормальным», то есть человеком без нарушений.

Б) «Нормализация жизни» –  термин означает, что  жизнь человека становится нормальной, такой, как у других членов общества.

2. О наличии речи у ребенка  с ОВЗ можно судить, если он:

- умеет строить предложения

- говорить отдельные слова

- произносить отдельные звуки

- контактировать (использовать жесты, мимику, прикосновения)

- общается с другими людьми

- конкретное говорение (в письменной, мысленной, устной форме)

3. Впишите понятия (абилитация или реабилитация) в  соответствии с содержанием:

___________________________это  восстановление утраченных функций в результате травмы или заболевания.

___________________________это процесс, цель которого помочь приобрести или развить еще несформированные функции и навыки (чаще у детей раннего возраста).

4. Что значит «инклюзивность» или «инклюзия»?

Это такой принцип организации жизни в обществе, который позволяет участвовать в ее разных аспектах (повседневная жизнь, образование, культура и искусство) всем людям, независимо от их внешности, происхождения, пола, состояния здоровья.

Каждый человек в разные моменты жизни инклюзивен, привести 3 личных примера:

Я-инклюзия__________________________________________________________________

Я-инклюзия__________________________________________________________________

Я-инклюзия__________________________________________________________________

5. О  детях с какими диагнозами  идет речь?

А) Как правило, эти дети доброжелательны, любознательны, открыты, очень общительны. Присутствует, умственная отсталость в лёгкой или умеренной формах. Восприятие отсроченное, они медленнее реагируют на внешние раздражители. У них позже устанавливается контакт глаз, социальная улыбка менее частая и не такая интенсивная, как у сверстников, характерно снижение мышечного тонуса (гипотония) в конечностях, мышцах губ и языка. Пониженный тонус затрудняет развитие тех навыков, которые требуют работы определенных мышц. Это одна из причин задержки развития двигательных функций. При этом у детей отмечаются неловкость движений, повышенная гибкость (гипермобильность) суставов.____________________________________________________________

Б) У этих детей имеется нарушение речи: ее либо нет, либо она сильно отстает от положенного по возрасту уровня. Характерно избегание контактов — нарушение социального взаимодействия, когда ребенок не заинтересован во взаимодействии. Он находится не с вами, и вытащить его из его занятия в общение очень трудно. Плюс у таких детей обычно есть повторяющееся поведение, или жестко ограниченные узкими рамками интересы._________________

В) Детям свойственно нарушение отставание и отхождение от нормы, психическое недоразвитие (или замедленное развитие), в целом или каких-либо отдельных функций. Имеются стойкие нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка, задержки в интеллектуальном росте, нарушения познавательной деятельности. Детишки больше отдают предпочтение игровой деятельности, их мышление дольше остается незрелым, а базовые знания специфичны и скудны, чаще всего их интеллектуальный уровень значительно ниже, чем у сверстников. Все перечисленные выше отклонения, как правило, выявляются на 5 году жизни, и имеют полностью обратимый характер.__________________________

С) У детей наблюдается общее недоразвитие психики, которая проявляется в низком уровне интеллекта, когда ребенок не способен познавать окружающий мир, обучаться, приобретать знания в соответствии со своим биологическим возрастом. Как правило, это вызвано патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию._______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педогогов  детских садов , разработан с целью психологического просвещения педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, и  коррекции эмоционального отношения педагогов к детя...

Семинар-практикум для педагогов "Мир особого ребенка"

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»Цель: психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.Задачи:Образовательн...

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»

Профилактическая  работа с педагогическим коллективом ДОУ (развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; пс...

конспект тренинга для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка..."

Тренинговое занятие для педагогов ДОУ...

Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"

Данный тренинг поможет педагогам  почувствовать, что испытывает ребенок с ОВЗ в условиях ДОУ....

Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка..."

Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудно...

Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка»

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с де...