Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка..."
методическая разработка по психологии
Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами.
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_treninga.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, коррекция эмоционального отношения педагогов к детям.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ,
• способствовать учету этих особенности при организации учебно-воспитательного процесса.
• представить рекомендации «Особенности организации работы с детьми инвалидами и с ОВЗ.
Развивающие:
• развивать эмпатию по отношению к детям с ОВЗ.
• развивать позитивное отношение к себе.
Используемые формы и методы: метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение.
Целевая группа: педагоги ДОУ
Подготовительная работа: подготовка помещения, материалов для работы, памяток по особенностям детей с ОВЗ, рекомендаций педагогам для работы с детьми с ОВЗ.
Ход проведения мероприятия
1. Организационный момент.
Психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Рада присоединиться к своим коллегам специалистам и продолжить работу на нашем педсовете. Надеюсь на плодотворную работу и на то, что каждый сегодня уйдет с определенным багажом информации. Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы поговорить о детях с особенностями развития, и об отношении к ним.
2. Вступительная часть.
Психолог (зачитывает стихотворение):
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Разминка. Упражнение «Передай импульс»
Предлагаю перед активной работой немного зарядиться энергией. Давайте создадим большой круг. Закройте глаза, представьте радостное солнце, свежий зеленый лес, нежный ветерок играет в ваших волосах, улыбнитесь. Почувствуйте, как Вы заряжаетесь от энергии природы. А теперь, возьмитесь за руки. Сейчас спокойно, уверенно начнем передавать импульс радости, духовных сил друг другу. Вот мы с вами образовали круг добра и энергии. Встряхните руки и активно выдохните, на счет «Три». Раз, два, три! Замечательно! (релаксационная музыка)
Основная часть.
Психолог: Работа с детьми несет в себе некоторые сложности, требуется повышенное внимание, терпение, ответственность, смекалка. А работа с детьми, у которых есть какие-либо нарушения в развитии вдвойне сложна. Для того, чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей необходимо принять их такими, какие они есть.
Упражнение «Трудности»
Каждый из нас в своей профессиональной деятельности сталкивается с детьми, имеющими ограничения возможностей по здоровью, инвалидами. Что вы можете сказать о них, есть ли у вас какие-то опасения связанные с этой категорией детей, какие именно?
Попадая в условия ДОУ, дети с ОВЗ испытывают целый ряд трудностей, которые им необходимо преодолевать с помощью взрослого для успешной адаптации и социализации в коллективе, где обучаются нормированные дети.
Следующее упражнение поможет нам представить и перечислить трудности детей с ОВЗ связанные с процессом освоения программы, с общением со сверстниками и взрослыми. Каждый по очереди называет определённую трудность, педагог-психолог рядом с фигурой в столбик записываются все предлагаемые варианты ответов.
Итак, подведём итоги.
У детей с ОВЗ в процессе освоения программы и в общении со сверстниками часто встречаются следующие затруднения:
1. очень низкий темп выполнения заданий;
2. постоянная нужда в помощи взрослого;
3. отсутствие мотивации к познавательной деятельности
4. низкий уровень развития свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. низкий уровень развития речи, мышления (классификация, сравнение, аналогии);
6. трудности в понимании инструкции;
7. нарушения координации движений;
8. низкая самооценка и повышенная тревожность;
9. высокий уровень психомышечного напряжения;
10. низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Психолог: Различные авторы выделяют разные классификации видов ОВЗ у детей. В нашем ДОУ чаще всего встречаются дети с ЗПР, ТНР.
Упражнение «Солнце способностей»
Цель: осознание собственных способностей.
Задача участников создать солнце своих способностей. Каждому раздаются лучики. Участники пишут на них свои качества, способности, умения, которые им помогают в работе с детьми. Затем каждый приклеивает свой лучик к общему солнцу.
Вопросы для обсуждения
— Кто испытывал неловкость, затруднения?
— Узнали ли вы что-то новое о своих коллегах?
Психолог: Большой «багаж» способностей мы с вами собрали. Пусть это солнце греет нас всё занятие и помогает в работе. После того, как вы приняли себя со всеми своими способностями, можно двигаться дальше.
Упражнение «Мать инвалида».
- Для следующего упражнения нужен доброволец для роли матери ребенка-инвалида.
При помощи лент (завязываем тот орган чувств, который называет ведущий) ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.
Часть тела (завязываются лентами)
Символическое значение
Глаза - Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду»
Рот -Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях
Уши - Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения
Руки - Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»
Сердце - Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»)
Живот - Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания»
Бедра - Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии
Ноги - Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается.
Психолог: В такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.
Заключение. Рефлексия
Обратите внимание, на доске представлена схематичная фигура ребёнка, который олицетворяет всех детей с ограниченными возможностями здоровья, и зовут его ОВЗейка!
Родился он долгожданным и желанным. Мама и папа его очень любят, но так случилось, что он не такой, как все. (Пауза). Особый. Он плохо слышит, у него текут слюни, ещё он много прыгает на месте, улыбается и говорит что-то не понятное нам взрослым, желая при этом увидеть искорку понимания. Он не умеет играть с детьми, общаться со взрослыми, но ему так хочется этому научится и быть рядом с нами. У него часто бывают вспышки агрессии и негативизма. В этот мир он пришел таким не понятным и сейчас он с нами.
Сейчас, я предлагаю, по кругу, каждому из нас ответить на вопрос:
Какое чувство родилось у вас при встрече с ОВЗейкой (или с похожими детьми?
Подумайте, что может дать ему каждый из присутствующих на тренинге как педагог?
Раздаются стикеры на клеевой основе, каждому по одной.
Запишите на стикерах свое предложение, пожелание этому ребенку.
Собираются все стикеры. Зачитываются и наклеиваются на фигуру мальчика в виде одежды. Один цвет - это рубашка, другой цвет – брюки. Часть педагогов пишут на розовых стикерах то, что они как педагоги могут дать ребёнку с ОВЗ, другая часть педагогов на голубых стикерах пишут свое предложение, пожелание этому ребенку.
В итоге, наклеивается на него «улыбка».
Посмотрите, ОВЗейка улыбается, столько всего доброго и необходимого пожелали педагоги. Ему приятно, что его принимают, его любят и поддерживают.
Упражнение «Погладь себя по макушке»
Цель: Эмоциональный подъем.
Ведущий. Погладьте себя по макушке. В течение дня мы получаем немало отрицательных эмоций, просто устаем. Для того чтобы снять стресс, погладьте себя по макушке (здесь много биологически активных точек, похвалите себя мысленно или вслух за успехи прошедшего дня).
Твой смысл.
В завершении нашей встречи мне бы хотелось поделиться с вами одной историей: «Как-то один человек увидел на улице ребенка, который был голоден и дрожал от холода. Прохожий в гневе обратился к Богу: — Чем провинился перед Тобой этот ребенок? Почему Ты допускаешь такую несправедливость? Почему ничего не предпринимаешь?!». И вдруг человек услышал: «Кое-что я предпринял — послал ему навстречу тебя».
Спасибо за работу, уважаемые коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Мир особого ребенка"
Тренинг для педогогов детских садов , разработан с целью психологического просвещения педагогов в вопросах работы с детьми с ОВЗ, и коррекции эмоционального отношения педагогов к детя...
Тренинг для педагогов «Мир особого ребенка…»
Профилактическая работа с педагогическим коллективом ДОУ (развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; пс...
конспект тренинга для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка..."
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ...
Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"
Цель: совершенствовать знания об особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья и умении учитывать их в своей работе....
Тренинг для педагогов ДОУ "Мир особого ребенка"
Данный тренинг поможет педагогам почувствовать, что испытывает ребенок с ОВЗ в условиях ДОУ....
Тренинг для педагогов ДОУ «Мир особого ребенка»
Тренинг для педагогов ДОУ «Мир особого ребенка» ...
Тренинг « Мы - родители «особого ребенка»
Задачи занятия:Способствовать тому, чтобы родители осознали необходимость создать единую стратегию развития семьи, которая воспитывает ребенка с ОВЗ или инвалидностью.Структура занятия:ПриветствиеИгра...