Семинар-практикум для родителей "Я и мой ребёнок"
материал по психологии

Попова Людмила Валерьевна

Цель: формирование семейных ценностей, понимания важности семейного общения.

Участники: родители.

Оборудование: мяч, мольберт, конверты с вопросами, заготовки кирпичиков, чистые листы бумаги, карандаши, музыка, ватман, набор карточек для проективной методики «Домики из сказок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей "Я и мой ребёнок"

Цель: формирование семейных ценностей, понимания важности семейного общения.

Участники: родители.

Оборудование: мяч, мольберт, конверты с вопросами, заготовки кирпичиков, чистые листы бумаги, карандаши, музыка, ватман, набор карточек для проективной методики «Домики из сказок».

Ход мероприятия:

Здравствуйте уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашем семинаре в рамках семейного клуба «СОДРУЖЕСТВО». Но прежде чем начать наш семинар давайте познакомимся с вами поближе. У меня в руках мяч. Мы будем его передавать друг другу по кругу и называть своё имя и имя своего ребёнка. Начну я. Меня зовут Марина. У меня сын. Его зовут Андрей (родители дают свои ответы).

Вот мы и познакомились. Можем начинать наш семинар. Тема нашей сегодняшней встречи: «Я и мой ребёнок».

Каждый из нас любит своего ребёнка по – своему, у каждого из нас своё представление о том, как нужно его воспитывать, но все мы хотим, чтобы наши дети выросли здоровыми, счастливыми, успешными. Давайте вместе подумаем, что для этого нужно. Вы называйте, а я буду записывать (психолог записывает ответы на мольберт).

Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось. Для того, чтобы наши дети были здоровы и счастливы нужна любящая семья, понимающие родители и т.д. (психолог зачитывает, что написано на доске).

Упражнение «Конверт с вопросом»

Психолог: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть. Мы будем перекидывать друг другу мяч. Пока музыка звучит мы кидаем мяч, как только музыка остановится, тот у кого в руках остался мяч достаёт из конверта вопрос и отвечает на него.

Вопросы:

  • В нашей семье есть традиция….
  • Наша любимая семейная игра…
  • Мы любим вместе гулять….
  • Наше любимое место в городе…
  • В нашей семье гордятся тем, когда…
  • Мы прощаем друг другу…
  • Наш любимый семейный праздник…
  • Радостные события мы…
  • Больше всего мы вместе любим…

Психолог: Здорово, что у всех нас есть приятные моменты в жизни, свои семейные традиции. Ведь это так важно для крепкой и дружной семьи. А именно в такой семье должен расти ребёнок.

Психолог: Так же для воспитания ребёнка важным является установление определённых правил. К сожалению, очень часто эти правила больше похожи на запреты, указания. Давайте сейчас мы вместе с вами попробуем создать эти правила.

Упражнение «Игрушечный дом»

Цель: исследование эмоций и реакций по отношению к ребенку.  

Примечание: работу необходимо вести в пару родитель и ребенок.

 Алгоритм работы: 1. Ребенок и родитель выбирают каждый свой дом, в котором хотели бы жить. Каждый рассказывает о том, почему ему подходит именно этот домик: Что это за дом? Где он находится? Сколько в нем комнат? Какую комнату занял бы каждый? Кто в нем живет еще? Какое настроение преобладает? Чем занимается каждый в своем доме? Что можно делать в Вашем доме, а что нельзя? Что хотелось бы изменить/добавить?

 2. Далее родителю и ребенку предлагается выбрать общий дом, в котором они могли бы жить вместе. Попросить рассказать каждого об общем доме: Каким образом, каждый чувствует себя в новом доме? Что хочет каждый в новом доме? Чем будут заниматься? Каким образом будут проявлять себя по отношению к друг другу в новом доме? Что нравится в новом доме, а что нет?

 3. Самоанализ: в чем сходство/разность домов? Что нового Вы узнали о взаимоотношениях с ребенком? Что необходимо сделать/изменить, чтобы быть более эффективным, как родителю? Что уже сейчас можно изменить для формирования более позитивного будущего? С чего можно начать уже сегодня? Как построить новый дом?

Упражнение «Правила для ребенка»

Психолог: итак, ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:  

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.  

- Не спеши во время еды / Будем есть медленно.  

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Родители записываю свои правила. После каждый зачитывает их.

Психолог: Сложно было выполнить вам это задание?  (родители дают свои ответы).

Психолог: Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликты с детьми, необходимо придерживаться определенных правил.

Рекомендации для родителей:

1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».

2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».  

3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.  

4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Упражнение «Дом моей мечты»

Психолог: А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча: Идет прохожий и видит –люди что-то строят.

- Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика.

- Я укладываю кирпичи – отвечает он.

- А ты что делаешь? – спрашивает он второго.

-  Я возвожу стену – отвечает второй?

- А ты что делаешь? – спрашивает он третьего.

- Я строю храм – был ответ.

Психолог: Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости. Предлагаю каждому набор кирпичей. Раздаются конверты с “кирпичиками”. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Подпишите каждый из них. На крыше напишите фамилию своей семьи. Далее делается коллаж из полученных домиков «Дома нашей мечты» (родители выполняют задание).

Психолог. Нашу встречу мне бы хотелось закончить словами:  

Семья – это счастье! Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.  Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)

На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....

Семинар-практикум для родителей «Как заниматься с ребёнком дома»

Работая с детьми, имеющих нарушения речи, понимаешь, что главный и единственный помощник в этой работе – родитель! Кто, как не он, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, ст...

Семинар-практикум «Хорошо ли я знаю своего ребёнка?»

laquo;Как крестьянин понимает землю, как доктор разбирается в болезнях, как скульптор знает особенности мрамора - так и родители должны понимать своих детей. Если мы люди маленькие, отсюда еще ...

Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».

Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогичес...

Семинар - практикум с родителями "Секреты общения с ребёнком в семье" с презентацией

Предложенный конспект семинара яаляется вступительнгой частью целого цикла встеч с родителями по теме "Общение взрослого и ребёнка"...