Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум «Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания».
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
Сценарий семинара-практикума представляет собой попытку в развёрнутом виде познакомить с содержанием работы педагога-психолога дошкольного учреждения с родителями по повышению их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребёнка, по повышеню осознания своей родительской позиции в воспитании. Представляет интерес для дошкольных работников, специалистов.
На основе предлагаемого здесь сценария был разработан и проведён семинар-практикум "Роль семьи в формировании личности ребёнка. Стили родительского воспитания" в детском саду № 118 г. Петрозаводска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная работа с родителями. Семинар-практикум
«Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Стили родительского воспитания».
Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребёнка; установление позитивного контакта между педагогами и родителями.
Задачи: познакомить родителей со стилями воспитания в семье; дать возможность обсудить в малых группах особенности каждого стиля воспитания, способствовать повышению осознания своей родительской позиции в воспитании.
1.Приветствие. Знакомство. Цель: сплочение, создание атмосферы доверия и принятия. Участники сидят на стульях в кругу. Педагог-психолог предлагает родителям назвать свои имена, сказать, какое сейчас самочувствие и настроение, какие ожидания от сегодняшней встречи.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать и благодарим за то, что вы нашли время для нашей встречи».
2.Упражнение «Поменяйтесь местами». Цель: воздействие на эмоциональное состояние, уровень активности, установление положительного контакта между участниками, «Поменяйтесь местами те, у кого девочки….» (вариант: мальчики, 1, 2, 3 ребёнка в семье, кто читает детям на ночь сказки и т. д.)
Педагог-психолог: «Тема сегодняшней встречи касается всех нас, и мы надеемся, что каждый возьмёт для себя что-то полезное, возможно, сделает определённые выводы.
Уважаемые родители, у нас всех есть своё представление о том, что такое воспитание и как правильно воспитывать ребёнка. Воспитание - это целенаправленное формирование личности ребёнка, целью которого является подготовка к ее к участию в общественной и культурной жизни. То есть, по сути, это воздействие семьи на малыша с помощью определенных средств. Какие средства воспитания знаете вы? (опрос родителей) К ним можно отнести слово, действие, поступок, пример. Всё это накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребёнка, прививает ему привычки, воспитывает навыки, лелеет какие-то чувства и направляет мысли. Согласитесь, это немало!
Каждый ребенок – уникальная, неповторимая личность со своими особенностями и склонностями. Все мы хотим воспитать здорового, творческого и нравственного индивида. Для ребенка семья – это целый мир, в котором он живёт, развивается, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье закладываются основы личности ребёнка. Именно там он получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях. Образцом поведения для ребенка всегда служат его родители. Самим же родителям часто кажется, что они любят своего ребенка, но что они вкладывают в это понятие – может быть, всепрощение, может быть, мелочный контроль (как бы чего не случилось с ребенком), или же «слепая любовь», когда родители всё делают за ребенка, не приучая его к самостоятельности, а ребенок становится маленьким домашним тираном, или же любовь означает принятие его индивидуальных особенностей?
Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между родителями и детьми, от которых зависит развитие ребёнка. Эти взаимоотношения принято называть Стилем семейного воспитания. Что же такое Стиль воспитания? – Это способ воздействия взрослых на детей, отношение родителей к ребенку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания.
Итак, давайте разберём основные стили родительского поведения. Для этого разделимся на команды.
3.Ранжирование по командам. Конверт с 4 символами – на выбор. Распределение родителей на 4 группы (Авторитарный Стиль воспитания, Демократический, Либеральный, Попустительский) согласно выбору.
4.Теоретический материал. Цель: формирование знаний о стилях воспитания, повышение мотивации на дальнейшую практическую работу. «4 стиля родительского воспитания» (см. Приложение 1).
5.Задание: прочитав предложенные на листе описания 4-х стилей родительского поведения и воспитания, обсудить и выбрать описание соответствующего вашей группе стиля. Возможны комментарии и объяснения выбора.
6.Задание: из предложенных 4-х девизов, после обсуждения, выберите девиз наиболее соответствующий вашей команде. Обсуждение.
7.Задание: посмотрев фотографии героев художественных произведений, мультфильмов, выбрать героев, стратегии воспитания которых наиболее соответствуют стилю воспитания вашей малой группе.
8.Обсудить в группе и предположить, каким может вырасти ребенок, если родители придерживаются авторитарного, демократического, либерального, попустительского стилей воспитания (характер, поведение, самооценка, взаимоотношения с миром и людьми)
9.Обсуждение в МГ (малых группах) – как ребенок может почувствовать, что родители его любят? «Любовь ребенка» – 3 компонента. Обсуждение.
Педагог-психолог: «Давайте задумаемся: а как ребенок может почувствовать, понять, что его любят? (Опрос родителей).
Любовь ребёнка состоит из 3-х важных компонентов:
- Внимание.
- Понимание.
- Справедливость.
Внимание – если вы ко мне внимательны, не игнорируете меня и мои потребности, - я чувствую, что меня любят.
Понимание – если вы меня понимаете, - я чувствую, что меня любят.
Справедливость – если вы справедливы по отношению ко мне.
Если эти три компонента удовлетворяются – ребенок чувствует себя любимым, если нет – он будет защищаться.
10.Выработка группой (групповое решение) «Правил эффективного воспитания детей».
Выработка «Правил эффективного воспитания детей».
Обсуждение в малых группах как эффективно воспитывать детей. Правила, которые выработает группа, важны, но самое главное – задуматься о нашем общении с ребенком, о силе нашего воздействия на него, о роли взрослого в формировании Личности.
Возможные ответы:
- Принимать ребенка таким, как он есть.
- Уметь хотеть слушать и понимать его.
- Доброжелательность (видеть в ребенке прежде всего хорошее).
- Партнерство (равность) в отношениях.
- Искренность отношений (не бояться показать свои чувства, как положительные, так и отрицательные, не бояться признавать свои ошибки).
- Индивидуальный подход (к каждому ребенку, даже если в семье несколько детей).
- Требовательность.
- Слово и дело едины (родитель требует от ребенка только то, что выполняет сам).
- Способствовать развитию способностей.
- Побуждать ребенка к самостоятельности.
- Чаще использовать поощрение.
11. Подведение итогов. Рефлексия участников. Цель: две оценки: эмоциональная (понравилось-не понравилось, было хорошо-было плохо и почему) и смысловая (какой можно сделать вывод для себя; чему работа на этом семинаре-практикуме может научить).
Вывод: стиль воспитания родителей, характер детско-родительских отношений формируют будущую личность: что получил ребенок в семье, то и будет потом отдавать миру, близким.
Педагог-психолог: «Надеемся, что после нашей встречи вы станете более ответственными в воспитании своих детей, будете создавать им ситуацию успеха и комфортную психологическую обстановку дома. Спасибо!»
Приложение 1.
Авторитарный стиль воспитания детей (излишний контроль)
Высокий уровень контроля
Отношения холодные, отстранённые
Неукоснительное выполнение родительских требований
Громкое название говорит само за себя – в таких семьях ребенок должен безоговорочно слушаться родителей и выполнять их пожелания, не споря и не обсуждая. Своеобразный диктат. Обычно в таких семьях все посылы от родителей детям звучат в форме приказов и на повышенных тонах. Но и дисциплина, конечно, железная. А как иначе, если шаг влево, шаг вправо, — наказание?
Все мы знаем о разных подходах в воспитании, о пользе и важности партнёрского доверия и развития ответственности у ребёнка.
Но многие из нас раз за разом ловят себя на деспотических нотках в голосе, на привычке принуждать ребёнка к нужным и полезным делам и пользоваться своей родительской властью.
Существуют исследования, что ранее – лет 100 назад – авторитарными были отцы, а мама чаще всего представлялась опекающей. Сегодня ситуация изменилась и часто бывает видно, что авторитарным органом в семье становится мама. Папы чаще всего «работают» в демократическом или попустительском стиле, зато мамы берут на себя роль «тотального» воспитателя.
Авторитарный стиль воспитания – взаимодействие по вертикальной схеме: «Я говорю, ты подчиняешься. Твоя задача не обсуждать, а делать, что сказано». Иногда это необходимо – в критических ситуациях, в спешке, но авторитарный родитель призывает к порядку постоянно, всё время «идёт война и свистят пули»…А надо бы: расслабиться, общаться с детьми проще, теплее, игривее.
Важный инструмент авторитарного родителя – страх наказания; дети боятся штрафных санкций, ребёнку постоянно указывается на промахи, плохие поступки. У детей возникает чувство вины. Положительное подкрепление не даётся. Ребёнок учится подавлять свои чувства, которые иногда прорываются дико, внезапно, истерично – рядом с теми, кто им не страшен – со сверстниками и другими людьми.
Родитель насаждает свой авторитет, свое единственно правильное мнение, и ребенок может только подчиняться требованиям родителя
В подобном воспитании есть как плюсы, так и минусы. Правда, кажется, что минусов все же больше. Да, ребенок вырастет «правильно», не будет влезать, куда не стоит, и не причинит особых хлопот родителям. Он будет слепо подчиняться их желаниям, забывая и не воспринимая всерьез свои собственные. Что сказать, такие дети удобны – где усадил, там и сидит. Вот только стоит ли это удобство всех жертв, которые за него отданы?
У авторитарных родителей могут быть прекрасные, мыслящие, волевые и самостоятельные дети в том случае, если родители любят и заботятся о своих детях, поддерживают близость, дают проявлять самостоятельности и личную силу.
Дети вырастают обычно с заниженной самооценкой, тихие, не умеющие за себя постоять. Случается и другая крайность – ребенок во взрослой жизни начинает «отыгрываться» за свое тяжелое детство, угнетая собственных отпрысков. Ведь другого примера в семье он-то и не видел.
Находясь под неусыпным контролем родителей, малыш ощущает постоянное давление. Ему сложно как-то показать себя, проявить инициативу, а во взрослой жизни – и принять собственные решения. Дети, воспитанные авторитарными родителями, вырастают замкнутыми, неуверенными в себе, застенчивыми взрослыми. Да, они могут быть прекрасными исполнительными, «удобными». Но хотите ли Вы такой судьбы для ребенка?
Если ребенок от природы имеет сильную нервную систему, он может стать бунтарем, восстать против несправедливых требований родителей. Но только, скорее всего, он и во взрослой жизни будет также бороться со всеми ветряными мельницами, которые ему щедро нарисует взбудораженный разум. Такому ребенку будет очень сложно брать на себя ответственность за свою жизнь, за других людей, быть предпринимателем или руководителем. Ведь он с детства привыкает, что за него все решают. Не верит в себя, не умеет принимать решения.
Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. Часто эгоистичны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и импульсивны.
Родители закрыты для постоянного общения с детьми, соблюдают дистанцию. Детско-родительские отношения – конфликтные, либо – холодность, нет близости и доверия.
Девиз авторитарного родителя: «Я так сказал!».
Если вы авторитарный родитель:
- При промахах, проступках детей запускаем в мозгу бегущую строку: «Промахи детей неизбежны, это нормально», и перестаём его одёргивать, наблюдаем, помогаем разобраться в сложных ситуациях.
- Используем позитивный тон в общении с детьми, то есть вместо стрессовых гормонов впрыскиваем в свою и детскую кровь гормоны радости (поощряя всё более сложные и разнообразные хорошие действия).
- Начинаем подкреплять положительное поведение.
- Делегируем полномочия ребёнку.
- Сознательно ежедневно работаем над собой (снимаем тревожное наблюдение за ребёнком, - занимаемся своим образованием, хобби, имиджем и т.д.)
Демократический стиль воспитания (сотрудничество)
Высокий уровень контроля (контроль не тотальный.. вы понимаете, какие требования надо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции).
Тёплые отношения между родителями и детьми.
Общение на принципах:
- Принятие ребенка таким, как он есть
- Эмпатия (сопереживание)
- Конгруэтность (адекватность слов и чувств)
Признание и поощрение растущей автономии своих детей
В отличие от предыдущего стиля воспитания, данная позиция основывается на признании прав ребенка на самостоятельность, активность, творчество, мнения, ошибки. Ребенок – полноправный участник диалога, к нему прислушиваются, его слышат. Неоспоримым приоритетом воспитания становится счастье ребенка, как сиюминутное (здесь и сейчас), так и в будущем. Данный стиль взаимодействия не отрицает авторитет взрослого, однако предъявляет ряд требований к личности родителя. В первую очередь, это отказ от удобной позиции «сверху» в пользу позиции «рядом, вместе». Главное в данном стиле воспитания – взаимодоверие.
В семье, где придерживаются демократического стиля воспитания вырабатываются правила, которые являются нерушимыми для всех. Это позволяет сформировать определённую систему ценностей, которая будет опорой в дальнейшей жизни малыша, когда он «выйдет» в социум, станет на ноги и даже создаст свою семью.
Например: В нашей семье не принято бить друг друга, даже если очень зол;
Если кому-то нужно побыть наедине – мы обязательно даём эту возможность;
Мы честны друг перед другом и так далее.
То есть в семье уважают личность друг друга и не являются всесильными, активно демонстрирующими свою власть.
Если говорить о наказаниях, то они не направлены на то, чтобы причинить намеренно вред, как физически, так и морально, с целью унизить, либо сбросить собственное напряжение.
Если заслужил – получил награду, если провинился – взял на себя ответственность и исправил ситуацию. Либо выдержал временные ограничения, допустим, лишившись телефона на сутки. Подобный подход формирует осознанность. Малыш, прежде чем совершить что-то, будет думать о последствиях. И важно, чтобы он не боялся получить по попе, а понимал, почему этот поступок расстроит родных и усложнит его жизнь.
В семье с демократическим стилем воспитания нет навязывания своей системы ценностей, вкусов, предпочтений и типа поведения. Никакого давления, если взрослый хочет чему-то научить своё чадо – он делает это с помощью собственного примера.
Достаточно непросто убедить человека не врать, постоянно при этом обманывая его, вы согласны? Точно также и дети, они не особо обращают внимание на слова, больше руководствуются теми знаниями, которые получают, наблюдая за взрослыми. Именно так они перенимают опыт, изначально прислушиваясь к себе, подходит им такое развитие событий, или нет.
Дети вырастают с адекватной самооценкой, дружелюбными, адаптированы, уверены в себе, ответственны. Хорошо развито чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль.
Девиз: «Я слушаю тебя!»; «Я забочусь о тебе!»; «Я хочу тебя понять!».
Либеральный стиль воспитания (Избыток свободы)
Низкий уровень контроля
Отношения тёплые
Родители открыты для общения
Нет запретов
Как понятно из названия, данный стиль воспитания основан на предоставлении ребенку свободы, зачастую неограниченной. Ребенка в либеральной семье всячески балуют, ни в чем не отказывают. Может ли ребенок существовать без ограничений и запретов? Как правило, ребенок, чье поведение всегда принимается родителями, на чьи проступки закрывают глаза, испытывает значительные трудности при поступлении в детский сад, в школу. Ведь у такого ребенка не было возможности привыкнуть к тому, что в жизни могут присутствовать ограничения и правила. Столкнувшись с неприятными для себя запретами, ребенок ответит непослушанием.
Тёплые отношения между родителями и детьми, слабая дисциплина, отсутствуют запреты и ограничения, родители не умеют или не желают руководить детьми. В основном всё общение идёт от ребёнка: «ребёнок-родитель», а не «родитель-ребёнок». Либеральные родители заботливы, внимательны, дают детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и индивидуальности. Но они не могут (им сложно) установить чёткие границы допустимого поведения для детей, они непоследовательны в воспитании и часто поощряют рискованные действия.
Либеральный стиль воспитания выбирают чаще всего бабушки и дедушки по отношению к своим внукам, несмотря на то, что растили детей, к примеру, в авторитарных условиях.
Дети из таких семей подвержены таким психологическим проблемам, как фобии (различные страхи), депрессии. Их не научили контролировать себя и следить за своим поведением. Зато дети часто желают сами установить контроль и надзор за родителями. А когда такой ребёнок вырастает, он не может установить прочные эмоциональные связи, он будет конфликтовать с теми, кто не потакает им, не готовы к ответственности и ограничениям.
Крайние формы либерального воспитания: факт — одно из кафе Стокгольма запретило вход с детьми: они не умеют себя вести, а взрослые не вмешиваются, боятся вмешаться. Родители становятся на уровень детей, пытаются стать их друзьями, не ставя никаких границ. Воспитание по сути своей асимметрично: один всегда выше. И если выше не взрослый, то выше становится ребёнок.
Взрослые говорят то, что хотят дети, покупают им подарки гораздо дороже, чем себе, тратят большие деньги на развивающие занятия, игрушки, одежду. Но при этом сами себе могут отказывать в лишней вещи, досуге. Такие родители смиренно убирают за детьми игрушки и вообще много делают за ребёнка.
Родители не отказывают детям ни в чём, вся коммуникация – от детей к родителям. Если дети выводят родителей из равновесия, родители стараются подавить свои чувства, обвиняют себя: «Ведь он просто ребёнок»..
Дети вырастают с завышенной самооценкой, часто становятся непослушными, агрессивными, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе.
Также может быть нервозность, тревожность – им не хватает определенности мира, четких границ и норм. В будущем: депрессии, нервные срывы, реальные проблемы во взаимоотношениях с другими людьми, так как ожидают от других людей такого же отношения, как от родителей.
Девиз: «Все тебя должны любить и уважать, никаких запретов и ограничений!»
Попустительский (индифферентный) стиль воспитания (комфортная отстранённость. Непоследовательность).
Низкий уровень контроля
Холодные отношения
Закрыты для общения (отсутствие родительской поддержки, помощи, защиты)
Дети вырастают самостоятельными, им по плечу решение любых проблем, но импульсивны, тревожны, склонны к асоциальному поведению, так как нет ничего, что удерживало бы от разрушительных импульсов. Нет доверия миру, людям.
Родителям, которые заняты, устают, выматываются на работе иногда «не до ребенка». Каждый в семье – сам по себе, у каждого свои проблемы, у каждого – свой мир. Взрослым «все равно», каким вырастет ребенок, что его волнует сейчас. Как правило, дети очень остро чувствуют свою ненужность, неважность. Безразличие самых близких людей становится основой для становления негативной самооценки ребенка.
Родители не устанавливают ограничений, правил, практически безразличны к своим детям, закрыты для общения. Жизнь родителей переполнена стрессом, собственными проблемами, нет времени вмешиваться в чувства и переживаниями ребенка.
Полная свобода и бесконтрольность поведения (действий). Потребности и запросы ребёнка не выполняются. Такие родители непоследовательны в воспитании: могут наказать за непослушание и тут же поощрить ребёнка, чтобы он не плакал.
Часто в дисфункциональных семьях, где родители, например, разводятся или отношения между ними конфликтные, дети оказываются лишёнными тепла и ласки, вырастают с обидой на своих родителей.
Девиз индифферентных родителей: «У тебя свои дела и проблемы, у меня свои!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
Формирование здорового образа жизни, повышение социальной активности и укрепление здоровья у дошкольников и родителей....
Родительское собрание в разновозрастной группе в нетрадиционной форме по теме "Роль семьи в формировании личности дошкольника"
В сценарии представлены формы взаимодействия с семьёй в игровой форме...
консультация для воспитателей на тему:Роль семьи в формировании личности ребёнка.Условия правильного воспитания в семье.
Роль семьи в формировании ребёнка...
Семинар – практикум «Роль музыкального воспитания в формировании личности ребенка»
Семинар – практикум«Роль музыкального воспитания в формировании личности ребенка» Подготовила: Музыкальный руководительТахмазян София Самвеловна Музыка, как и другие виды и...
Консультация для родителей «Роль активного досуга семьи в формировании личности дошкольника»
Организация активного оздоровительного досуга в семье является основным из средств воспитания здорового ребенка дошкольного возраста. Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в ц...
Семинар-практикум "Роль семьи в формировании ребенка".
laquo;Ребенок учится тому, что видит у себя в дому Родители - пример ему»....
Семинар-практикум "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольниковАктуальностьСамые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра. Брат. В семье воспи...