Семинар-практикум для воспитателей старших групп "Помогите ребёнку разобраться в эмоциях с помощью музыки"
материал (старшая группа)

Негматулина Эмилия Наильевна

Семинар-практикум 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogite_rebyonku_razobratsya_v_emotsiyah.docx17.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Помогите ребёнку разобраться в эмоциях

с помощью музыки

(Семинар-практикум для воспитателей старших групп)

Цель

1. Углубление восприятия музыки.

Задачи:

1.Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости.

2.Развивать коммуникативные способности.

Эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка, и очень важна для его психического здоровья. Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной сферы, самосознания.

Для взрослого человека порою бывает сложно разобраться в своих чувствах, а для ребенка эта задача еще труднее. Ребенок не умеет управлять своими эмоциями, его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы, у дошкольников чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению.

Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Поэтому очень важно обогащать эмоциональную сферу дошкольника. Дети имеют небольшой опыт эмоционально-чувственных представлений, то есть опыт воспроизведения в памяти или в воображении своих ощущений от переживания тех или иных жизненных ситуаций, прошлого опыта.

В развитии эмоциональной сферы ребенка, наряду с другими видами искусства, важное место занимает музыка. Музыка – это и есть эмоции.

Музыка – искусство отображения и выражения переживаний и настроений человека. Передавая всю гамму человеческих чувств, их оттенки, она способна расширить представления ребенка об эмоциях и чувствах.

На музыкальных занятиях музыка воспринимается детьми через разные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализованная деятельность. Благодаря положительному эмоциональному переживанию во время звучания приятных слуху музыкальных произведений у детей усиливается внимание, тонизируется центральная нервная система.

Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно, снижается утомление, улучшается самочувствие детей.

Дети разные. Медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала общий жизненный тонус – это произведения подвижного, бодрого характера. Активные дети успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбужденное состояние; детям, у которых в течение дня происходит резкая смена настроения, нужна музыка спокойного характера.

Музыка близка впечатлительной натуре ребенка, и в этом заключается ее сила воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Нет детей равнодушных к музыке, следовательно, она поможет любому ребенку разобраться в своих и чужих переживаниях. Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с эмоциональным развитием и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку, видеть красоту природы.

С помощью музыки происходит эмоциональное и личностное осознание себя и других людей: осуществляется художественное познание окружающего мира: реализуется индивидуальный творческий потенциал. Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства.

Процесс слушания музыки несет огромный положительный эмоциональный заряд, позволяет ребенку «проживать» собственное эмоциональное переживание. Чем устойчивее связь ребенка и музыки, тем успешнее его эмоциональное развитие.

Активная природа ребенка находит выражение в двигательных реакциях на звучание музыки. Придумывая движения под музыку, ребенок делает образ более реальным, конкретным, понятным. Движение становится средством восприятия музыки, понимания ее характера.

Очень важно проводить словесное определение настроение музыки. Также для повышения эмоциональной отзывчивости на музыку необходимо использовать стихотворения, иллюстрации, которые помогут ребенку наглядно понять и представить эмоциональный образ.

Можно использовать:

-эмоциональные открытки в форме цветка, выражающего цветом и формой чувства как: взволнованность, тревожность, печаль, радость;

-мимические картинки в форме лица выражающего: обидчивость, веселость, хитрость, спокойствие;

-цветные фигуры эмоций в форме геометрических фигур различного цвета выражающих: восторг, нежность, радость, грусть;

-гномиков настроения с разными выражениями лица: грустный, веселый, испуганный, удивленный.

Слушая музыку, предложите ребенку самостоятельно определить по картинке настроение музыкального образа.

В этом возрасте дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Театральная, игровая деятельность сыграет важную роль в развитии эмоциональной сферы ребенка. Всякую выдумку, яркое впечатление из окружающей жизни ребенок с помощью взрослого сможет воплотить в живые образы, получая при этом огромное эмоциональное удовольствие.

Театрализованные игры позволят ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазий, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, учатся четко формулировать свои мысли, тоньше чувствовать окружающий мир.

И все знания, которые дети получают в детском саду, должны подкрепляться в домашних условиях. Очень важно, когда родители интересуются, чем занимается их ребенок на музыкальных занятиях, какие песни поет. Поют вместе с ним, повторяют танцевальные, игровые движения, посещают все праздники, развлечения, ведь праздник будет радостен вдвойне, когда ребенок будет радоваться не один, а со своим близким человеком – мамочкой, папочкой.

Музыка – волшебница, она способна объединить усилия педагогов и родителей, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармонического развития личности ребенка.

Список литературы

1. Анисимов В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры. Музыкальная палитра №4 / 2006.

2. Ежкова Н. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента. Дошкольное воспитание №8 / 2004.

3. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоциональное развитие дошкольника, 2005.

4. Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Издание 3-е. Музыка, 2007

5. Фадеева С. Музыка как объединяющее начало в эстетическом развитии. Дошкольное воспитание № 7 / 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей средней группы "Умный ребёнок-здоровый ребёнок" (совместно с детьми)

На семинаре родителей познакомить с тем,как в домашних условиях в повседневной жизни развивать мелкую моторику пальцев рук ребёнка....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар - практикум для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста на тему «Я и мой ребёнок поговорим о любви…»

Данный материал может быть полезен для педагогов дошкольнго уровня образования. Цель данного семинара - практикума - создание более тесного сотрудничества детского сада ст семьями воспитанников в реше...

Презентация к семинару-практикуму на тему: «Исследование основ успешности ребёнка. Методика раскрытия индивидуальности ребёнка, позволяющая анализировать личностный потенциал»

Что такое успех? Личность? Успешный ребенок? Каково влияние взрослого на формирование успешности и неуспешности ребенка? Конспект семинара – практикума для воспитателей и специалистов службы соп...