План по самообразованию на тему "Путешествие в страну эмоций"
календарно-тематическое планирование по психологии (старшая группа)
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_puteshestvie_v_mir_emotsiy.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - «Детский сад №239»
(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)
План по самообразованию
Тема: «Путешествие в страну эмоций»
Старший дошкольный возраст
2022-2023 г.
Разработчик: воспитатель
Ефремова Е.А.
2022 г.
Пояснительная записка
Полноценное формирование эмоциональной сферы
ребенка дает возможность достичь гармонии
личности, «единства интеллекта и аффекта».
Л. С. Выготский
Актуальность:
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. Понятие эмоциональный интеллект появилось недавно. И определятся, как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию, желание других людей и свои собственные. Именно поэтому, ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов выделяет формирование эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Современный мир безжалостен и жесток. Мир, в котором живут наши дети, агрессивен. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться, а ведь именно общение обогащает жизнь детей. А так хочется, чтобы наши дети были добрыми, нежными, любили близких им людей. Дети часто находятся "в плену эмоций", поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Мы, взрослые, должны помочь детям научиться управлять своими чувствами. Воспитывая в ребенке целеустремленную, жизнерадостную личность, мы учим детей открывать для себя сложный и удивительный мир чувств.
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Цель:
Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния, развитие эмоционального интеллекта у детей. Развитие умений и навыков взаимодействия в больших и малых коллективах.
Задачи:
Для педагога:
- изучить литературу по проблеме социально- эмоционального развития для детей старшего дошкольного возраста;
-разработать перспективный план по самообразованию на тему «Путешествие в страну эмоций»;
-оформить и обогатить центр социально-эмоционального развития детей дидактическим материалом, пособиями для занятий, играми, картотеками.
- повысить уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников;
- расширять представления ребёнка о себе, своём организме, своих личностных качествах и возможностях;
- формировать у детей умение осознанно относиться к собственным чувствам, эмоциям, преживаниям, чувствам и переживаниям других людей;
- развивать у детей умение принимать и уважать позицию другого человека, быть терпимым к различиям в предпочтениях, вкусах и потребностях;
- формировать представления у ребёнка о том, что все мы нуждаемся друг в друге.
Для воспитанников:
Познавательные:
-Познакомить детей с основными эмоциями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
-Учить распознавать собственные эмоции и эмоции других людей;
-Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
Развивающие:
-Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
-Формировать представления о положительных и отрицательных эмоциях;
-Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
-обогащать словарь детей;
Воспитательные:
-Воспитывать культуру взаимоотношений;
-Способствовать усвоению норм нравственного поведения, правил этикета;
-Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими).
Для родителей:
-ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта;
- повысить родительскую компетенцию в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста.
Срок реализации : сентябрь - май
Участники: воспитатель, воспитанники группы, родители.
Форма работы с детьми
В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:
1. Беседы с детьми;
2.Чтение художественной литературы и совместный анализ прочитанного произведения;
3. Разучивание стихотворений;
4. Рассматривание и обсуждение иллюстраций;
5. Дидактические игры, игры с кубиком эмоций;
6. Пальчиковые игры;
7. Театрализованные игры – ситуации;
8. Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении»;
9. Игровые упражнения по развитию мимики;
10. Итоговое занятие - развлечение «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»
Форма работы с родителями
1. Оформление информационного уголка для родителей
2. Консультации, памятки, буклеты и рекомендации для родителей
3.Мастер-классы для родителей
4. Отчетная презентация для родителей «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»
Работа с педагогами
-Консультация «Эмоции и их влияние на образовательный процесс»
-Консультация «Эмоциональное развитие дошкольников»
-Консультация «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»
-Мастер-класс для педагогов «Царство эмоций»
-Мастер-класс «Игры, которые научат управлять детей эмоциями»
Этапы реализации:
1. Подготовительный этап (разработка плана) август
- Разработка перспективного плана по самообразованию на тему «Путешествие в страну эмоций»
-определение проблемы, постановка цели и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;
- подбор материалов, дидактического пособия, дидактических, подвижных, сюжетно- ролевых игр по данной тематике;
-Разработка конспектов занимательной деятельности по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
2. Основной этап (реализация плана) сентябрь-май
- формирование знаний, умений, навыков, в частности в решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
3. Заключительный этап
-Выставка рисунков «Мое настроение».
-Проведение развлечения «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций»
Показ презентации по итогам реализации плана по теме «Путешествие в страну эмоций»
Ожидаемый результат:
Для детей:
- умеют поддерживать дружеские взаимоотношения между сверстниками;
- проявляют такие качества, как сочувствие, отзывчивость в различных видах деятельности;
- умеют проявлять в различных ситуациях заботу об окружающих, с благодарностью относится к помощи и знакам внимания;
- научились распознавать собственные эмоции и эмоции других людей по мимике
-умеют выражать свои мысли и желания, использовать речь для передачи своих эмоций, чувств и желаний.
Для педагогов:
- создана доброжелательная атмосфера в коллективе;
- повысился уровень компетентностей педагогов в вопросах развития эмоционального интеллекта дошкольников.
Для родителей:
- повысилась родительская компетенция в вопросах развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста;
- созданы условия для обмена информации между родителями и педагогами.
Перспективный план работы с детьми и родителями по теме
«Путешествие в страну эмоций»
(старшая группа)
Месяц | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Изучение методической литературы, пополнение РППС |
Сентябрь | -Беседа «Что такое эмоции» -Продуктивная деятельность (конструирование из бумаги) «Дом в окошках- словно сыр, много –много в нем квартир» -Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении. -Дидактические игра лото «Эмоции» Чтение «Сказка о невоспитанном мышонке» | Консультация «Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» -Привлечь родителей к оформлению альбома рисунков «Птица Души» | -Социально-эмоциональное развитие дошкольников /Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : ТЦ Сфера, 2013 -Изготовление кубика эмоций, карточки эмоций. -Изготовление пазлы и разрезные картинки на тему «Эмоции» -Изготовление уголка «Мое настроение» |
Октябрь | -Беседа «Дружба» -Продуктивная деятельность: рисунок «Изобрази свое настроение» -Дидактическая игра- пазл «Эмоции и чувства» Чтение рассказа А. Соколовского «Тимошкин нос» | Консультация «Как развивать эмоции у детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс «Эмоциональное благополучие детей» | «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» - Тв. Центр : Москва,2010г. -Оформление картотеки «Мирилки» -Изготовление варежки-мирилки |
Ноябрь | -Занятие «Мир чувств и эмоций» -Игра с кубиком эмоций «Назови и изобрази» -Игровые упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» «Рассердился на драчуна», «Встретили знакомую девочку», «Изобрази, как ты испугался» -Чтение рассказа В. Осеевой «Обидчики» | -Консультация «Эмоциональный интеллект дошкольника» -Памятка для родителей «Как преодолеть страх» | Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”. – Ярославль: Академия развития, 1996 г. Оформление картотеки «Игры для развития эмоциональной сферы детей» -Изготовление «Мешочек зла» |
Декабрь | -Беседа об эмоциональных ситуациях «Для чего нужны друзья» -Продуктивная деятельность (рисование) «Павлин эмоций» -Рассматривание картин-ситуаций «Расскажи про ситуацию» -Разучивание стихотворения: «Я злой» | Совместный тематический рисунок родителей и детей «Что нас радует?» «Что нас огорчает» «Чего я боюсь». Консультация «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей в семье» | Сидорова И. В. «Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста». – СПб. : «Детство – пресс», 2013г. -Оформление картотек на тему эмоциональной сферы «Загадки», «Стихи», «Пословицы и поговорки» |
Январь | -Беседа «Такие разные эмоции» -Продуктивная деятельность: изготовление коллажа на тему «Калейдоскоп эмоций» -Чтение рассказа К.Ушинского «Спор деревьев» Отгадывание загадок на тему «Эмоции» | Консультация «Социальная ситуация развития и особенности общения детей со взрослыми и сверстниками в старшем дошкольном возрасте» | О. В. Нифонтова «Учим детей разрешать конфликт». – М. : ТЦ Сфера, 2011г. -Изготовление дидактической игры «Конструктор лица» |
Февраль | Беседа «Как можно узнать настроение человека» Продуктивная деятельность: лепка «Грустный и веселый» Дидактическая игра «Конструктор лица» Чтение Н. Носов «Живая шляпа» Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении. | Консультация «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции» | Д. Паркер, Д. Стимпсон «Чтобы ребенок рос счастливым». – Харьков. - «Книжный клуб», 2008г Изготовление картотеки подвижных игр на тему «Эмоции» |
Март | Беседа «Когда мне грустно, когда мне радостно» Дидактическая игра «Угадай эмоцию» Продуктивная деятельность «Мои страшилки» (рисование) Чтение рассказа Н.Носов «Огурцы» | Мастер-класс для родителей ««Кувшин» наших эмоций» | -Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Авт. сост. :Н. Ф. Иванова. – Изд. «Учитель». -Изготовление д/ игры «Лото настроений» |
Апрель | Беседа «Нужно ли ссориться» Дидактическая игра «Лото настроений» Продуктивная деятельность «Веселый и грустный клоун» Заучивание стихотворения Б.Вайтер «Доброе слово» | Буклет «Методы и приемы снятия агрессии у детей старшего дошкольного возраста» Оформление стенгазеты «Радуга эмоций» | Ребенок без проблем. Решебник для родителей. М. :Эксмо, 2008г |
Май | Итоговое занятие - развлечение «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций» | Фотопрезентация «Сказочное путешествие в волшебный мир эмоций» | Изготовление, подготовка дидактического материала для развлечения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Развитие эмоций и предупреждение эмоциональных отклонений для детей старшего дошкольного возраста. Тема «Путешествие в страну эмоций»
Цель: Создать непринужденную, психологическую атмосферу, положительный эмоциональный фон; настроить детей на позитивное восприятие друг друга; предоставить детям возможность о...
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЭМОЦИЙ»
Цель: формирование у ребёнка уверенности в себе, способствовать к эмоциональной саморегуляции в различных ситуациях. Развивать умения и навыки взаимодействия в больших и малых коллективах, доброжелате...
В рамках проекта "Краски эмоций"открытое занятие для родителей "Путешествие в страну Эмоций". Провела: Азизова С.Г. 08.02.2019.
quot;Путешествие в страну Эмоций"....
План по самообразованию по теме "путешествие в страну экономику"
Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности. Поэтому экономическое воспитание – важное ...
План-конспект интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками 6-7 лет по развитию социального интеллекта Тема: «Страна эмоций»
laquo;Радость - это когда всем весело, все радуются»«Радость - это когда у всех праздник»«Радость - это когда никто не плачет»«Радость - это когда все здоровы&raqu...
План-конспект занятия "Путешествие в страну эмоций"
Осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений....